Область применения программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ
Профессии НПО:
Москва
2012 год
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией______ __________ наименование комиссии Протокол № 1 от«__» ____ 2012 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования код, наименование профессии/специальности |
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/_Гаврилова А.В. | Заместитель директора по ООД ___________/__Милькина Г.Г. |
Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.
Составитель (автор):
преподаватель по основам микробиологии, к.т.н. ГОУ КМ № 53 А.Ю.Боева
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | |
7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:
· 260807 «Технология продукции общественного питания»
· Повара-кондитеры
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Основы микробиологии» предназначена для изучения микробиологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы микробиологии изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий НПО технического профиля микробиология изучается как профильный учебный предмет на 1 году обучения в объеме 64 часов.
При освоении программы у обучающихся формируется компетентность – знания, умения и навыки по основам микробиологии, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям технического профиля Колледжа. Дисциплина Основы микробиологии направлена на формирование общих компетенций обучающихся ОК1 и ОК3: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес и решать проблемы , оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Включение в программу проектной деятельности, творческих заданий, диспутов, круглых столов, работы в команде, малыми группами направлено на формирование таких общих компетенций, как организация собственной деятельности, исходя из целей и способов ее достижений (ОК2), анализ рабочей ситуации, ответственность за результаты своей работы (ОК3), работа в команде, эффективное общение с коллегами (ОК6).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Курс " Основы микробиологии" имеет важное значение в подготовке специалистов технологов, являясь в комплексе с органической, коллоидной и биологической химией базой для изучения специальных дисциплин.
Задачей курса является ознакомление обучающихся с внешним видом, строением и функциями микроорганизмов, с их распространением в природе и их ролью в процессах превращения органических и минеральных веществ. Обучающиеся должны основательно ознакомиться с факторами, определяющими жизнедеятельность микроорганизмов, с их значением в технологическом процессе хранения и переработки пищевого сырья и задачами микробиологического контроля на предприятиях пищевой промышленности.
Технологу необходимо учитывать значение качественного и количественного состава микрофлоры сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов; необходимо усвоить, что улучшение качества и повышение выхода продукции в ряде производств находится в прямой зависимости от умения регулировать микробиологические процессы путём изменения условий внешней среды.
Технолог должен обратить особое внимание на изучение различных видов микроорганизмов, используемых в пищевой промышленности, а также тех процессов, которые вызываются этими микроорганизмами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• использовать лабораторное оборудование;
• определять основные группы микроорганизмов;
• проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным данным;
• осуществлять микробиологический контроль пищевого производства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• основные понятия и термины микробиологии;
• классификацию микроорганизмов;
• морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;
• генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов;
• роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;
• характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха;
• особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов;
• основные пищевые инфекции и пищевые отравления.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы микробиологии» обучающийся должен:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективной организации рабочего пространства и ведения деятельности в соответствии с санитарно-эпидимиологическими правилами ;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины НПО:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов НПО |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
проектная деятельность | 1 |
практические занятия | 11 |
тесты | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
домашняя работа | 30 |
Итоговая аттестация в форме итогового зачёта 2 семестре |
2.2. Тематический план учебной дисциплины ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ (НПО)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, проект | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Инструктаж по технике безопасности. Роль и место предмета в профессии (специальности) | 1 | |
Тема 1. Основные понятия и термины микробиологии и её основы | Содержание учебного материала | 2 | |
1.1. Основные понятия и термины. История развития микробиологии. Морфология бактерий: виды, типы, формы | 1 | ||
1.2.Систематика бактерий. Вирусы и фаги. Морфология и систематика грибов. Вегетативное бесполое и половое размножение грибов .Дрожжи. | 2 | ||
Практические занятия | |||
Клеточное строение организмов - прокариоты и эукариоты. | 1,75 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | |||
Выполнение домашнего задания | 2 | ||
Тест по теме: Основные понятия и термины микробиологии и её основы | 0,25 | ||
Тема 2. Физиология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 2 | |
2.1. Конструктивный и энергетический обмен у микроорганизмов: питание микроорганизмов | 1 | ||
2.2. Основные биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами их значение в природе и практике; спиртовое брожение, молочнокислое брожение, маслянокислое брожение, разложение пектиновых веществ микроорганизмами, разложение целлюлозы, разложение жиров. | 1 | ||
2.3. Превращение микроорганизмами соединений азота: аэробные процессы. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы: влажность, обезвоживание продуктов, температура среды, концентрация растворённых веществ, лучистая энергия, реакция среды, химические вещества, биологические факторы. | 2 | ||
2.4. Патогенные микроорганизмы; заболевания передающиеся через пищевые продукты, пищевые токсико инфекции, условно-патогенные грибы, пищевые отравления грибкового происхождения, профилактика пищевых отравлений. | 2 | ||
2.5.Микрофлора почвы ,воды, воздуха. Круговорот веществ в природе. | 2 | ||
Практические занятия | |||
Типы питания микроорганизмов | 1,5 | ||
Круговорот веществ в природе | 1,25 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашнего задания | 6 | ||
Тест по теме: Физиология микроорганизмов | 0,25 | ||
3. Микробиология пищевых производств | Содержание учебного материала | 2 | |
3.1. Хлебопекарное производство: микрофлора теста из пшеничной муки, микрофлора теста из ржаной муки, порча хлеба микробного происхождения, профилактика и меры борьбы. Кондитерское производство Макаронное производство. Микробиология сахарного производства. | 2 | ||
3.2. Микробиология пивоваренного производства Характеристика дрожжевых культур. Микроорганизмы - вредители пивоваренного производства. Микробиология виноделия. Предупреждение заболевания вин и борьба с инфекцией. | 2 | ||
Практические занятия | |||
Лабораторная работа №1: Устройство микроскопа и правила работы с ним. | 2,25 | ||
Лабораторная работа №2: Определение состояния культуры дрожжей микроскопированием | 2,5 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашнего задания | 6 | ||
Тест по теме: Микробиология пищевых производств | 0,25 | ||
4.Микробиология сырья и вырабатываемых из него продуктов консервной, масложировой промышленности | Содержание учебного материала | ||
4.1. Микрофлора свежих плодов и овощей: Болезни картофеля. Меры борьбы. Гнили овощей. Меры предупреждения и борьбы Микрофлора квашенных овощей. | 1 | 2 | |
4.2. Микробиология молока и молочных продуктов Пастеризация и стерилизация. Сухое молоко Мороженое Сливочное масло Пороки масла при хранении. Сыр Микрофлора яиц и яичных продуктов | 2 | ||
4.3.Микрофлора мяса Виды порчи. микрофлора свежей рыбы и рыбных продуктов Соленая рыба Рыбные консервы Кулинарные изделия и фарш Икра. Микрофлора копченой рыбы Микробиология консервирования | 2 | ||
Проектная деятельность | |||
Ведение технологического контроля на предприятии | 1 | ||
Практические занятия | |||
Лабораторная работа №3: Определение количества дрожжей и молочнокислых бактерий в полуфабрикатах | 2,75 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашнего задания | 15 | ||
Тест по теме: Микробиология сырья и вырабатываемых из него продуктов консервной, масложировой промышленности | 0,25 | ||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ
Введение
Предмет «Основы микробиологии». Понятие о микроорганизмах. Распространение микроорганизмов в природе. Особенности микроорганизмов. Микроскопические размеры и особенности строения, многообразие форм метаболизма, интенсивность обмена, большая скорость размножения. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе. Использование микроорганизмов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Микроорганизмы - возбудители порчи пищевых продуктов и различных органических материалов. Микроорганизмы - возбудители болезней человека, животных и растений.
Значение микроорганизмов в деле рационального хранения и переработки пищевого сырья и продуктов питания.
Тема 1. Основные понятия и термины микробиологии и её основы
1.1.Основные понятия и термины. История развития микробиологии. Морфология бактерий: виды, типы, формы.
Бактерии. Формы и размеры клеток бактерий. Строение прокариотной клетки. Строение эукариотной клетки. Подвижность бактерий и органы движения. Спорообразование у бактерий, рост и размножение.
Современная техника исследования морфологии микроорганизмов. Понятие о различных методах микроскопии (оптической, фазово контрастной, флюоресцентной, электронной). Краткая история микробиологии. Морфологический и физиологический периоды её развития (открытия А. Левенгука и Л. Пастера. Открытия выдающихся русских учёных - микробиологов И.И. Мечникова, С.Н. Виноградского, Н.Ф. Гамалея и других). Задачи современной технической микробиологии.
Практикум.
Изучение клеточного строения организмов - прокариоты и эукариоты.