Назовите компоненты рыхлой неоформленной соединительной ткани. Перечислите клеточный состав. Опишите строение межклеточного вещества

Рыхлая волокнистая соединительная ткань обнаруживается во всех органах, - она сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды и образует строму многих органов. Она состоит из клеток и межклеточного вещества.

Основными клетками соединительной ткани являются фибробласты, макрофаги, тучные клетки, адвентициальные клетки, плазматические клетки, перициты, жиро­вые клетки, а также лейкоциты, мигрирующие из крови; иногда пигмент­ные клетки.

Фибробластыклетки, синтезирующие компоненты межкле­точного вещества: белки (коллаген, эластин), протеогликаны, гликопроте­ины Среди мезенхимных клеток имеются стволовые клетки, дающие начало дифферону фибробластов: стволовые клетки, полустволовые клетки- предшественники, малоспециализированные, дифференцированные фибробласты (зрелые, активно функционирующие), фиброциты (дефинитивные формы клеток), а также миофибробласты и фиброкласты. Морфологически в этом диффероне мож­но идентифицировать только клетки, начиная с малоспециализированного фибробласта.

Малоспециализированные фибробласты — малоотростчатые клетки с ок­руглым или овальным ядром и небольшим ядрышком, базофильной цито­плазмой, богатой РНК. Размер клеток не превышает 20—25 мкм. В цито­плазме этих клеток обнаруживается большое количество свободных рибо­сом. Эндоплазматическая сеть и митохондрии развиты слабо. Ап­парат Гольджи представлен скоплениями коротких трубочек и пузырьков.

Дифференцированные зрелые фибробласты крупнее по размеру и в рас­пластанном виде на пленочных препаратах могут достигать 40—50 мкм и более Это активно функционирующие клетки. Ядра у них свет­лые, овальные, содержат 1—2 крупных ядрышка; цитоплазма базофильна, с хорошо развитой гранулярной эндоплазматической сетью, которая мес­тами контактирует с цитолеммой. Аппарат Гольджи распределен в виде цистерн и пузырьков по всей клетке. Митохондрии и лизосомы развиты умеренно.

По способности синтезировать фибриллярные белки к семейству фибробластов можно отнести ретикулярные клетки ретикулярной соединительной ткани кроветворных органов, а также хондробласты и остеобласты скелетной разновидности соединительной ткани.

Фиброциты — дефинитивные (конечные) формы развития фибробластов. Эти клетки веретенообразные с крыловидными отростками. [Они содержат небольшое число органелл, вакуолей, липидов и гликогена.] Синтез коллагена и других веществ в фиброцитах резко снижен.

Миофибробласты — клетки, сходные с фибробластами, сочетающие в себе способность к синтезу не только коллагеновых, но и сократительных белков. Фибробласты могут превращаться в миофибробласты, функционально сходные с гладкими мышечными клетками, но в отличие от последних имеют хорошо развитую эндоплазматическую сеть.

Фиброкласты — клетки с высокой фагоцитарной и гидролитической активностью, принимают участие в «рассасывании» межклеточного вещества в период инволюции органов (например, в матке после окончания беременности). Они сочетают в себе структурные признаки фибриллообразующих клеток (развитую гранулярную эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, относительно крупные, но немногочисленные митохондрии), а также лизосомы с характерными для них, гидролитическими ферментами. Выделяемый ими за пределы клетки комплекс ферментов расщепляет цементирующую субстанцию коллагеновых волокон, после чего происходят фагоцитоз и внутриклеточное переваривание коллагена.

Следующие клетки волокнистой соединительной ткани уже не относятся к дифферону фибробластов.

Макрофаги — это гетерогенная специализированная клеточная популяция защитной системы организма.

3. Напишите схему гранулопоэза. Какие изменения происходят с клетками.

СКК - КОЕ-ГЭММ - КОЕ-ГМ - унипотентные предшественники(КОЕ-Б, КОЕ-Эо, КОЕ-Гн) - миелобласт - промиелоцит - миелоцит - метамиелоцит - палочкоядерный гранулоцит - сегментоядерный гранулоцит. СКК - стволовая клетка крови; КОЕ-ГЭММ - ед-цы, образующие смешанные колонии, сост. из гранулоцитов, эритроцитов, моноцитов и мегакариоцитов; КОЕ-ГМ - смешанные колонии, сост. из гранулоцитов и моноцитов. КОЕ-Б, КОЕ-Эо, КОЕ-Гн - унипотентные клетки для базофилов, эозинофилов, нейтрофилов соответственно.

Миелобласты - дают начало промиелоцитам. Это крупные клетки, овальное или круглое светлое ядро с неск. ядрышками. Хорошо развиты КГ, лизосомы. Цитоплазма слегка базофильна. Нейтрофильные миелоциты - 12-18 мкм, размнож. митозом, цитоплазма диффузно ацидофильна, обнаруж. все органеллы, круглое или овальное ядро становится бобовидным, окрашивается темнее, хроматиновые глыбки становятся грубыми, ядрышки исчезают. Метамиелоциты - не делятся, в цитоплазме увелич. число специф. гранул. При дальнейшем развитии ядро приобретает вид изогнутой палочки (палочкоядерные гранулоциты), затем оно сегментируется ( сегментоядерные гранулоциты). Эозинофильные (ацидофильные) миелоциты - 14-16 мкм, по строению ядра почти не отлич. от нейтрофильных миелоцитов. Делятся митотически, ядро приобретает форму подковы - ацидофильные метамиелоциты. Постеп. ядро в средней части истончается и станов. двудольчатым, в цитопл. увелич. кол-во специфич. гранул, утрачивается способность к делению. Базофильные миелоциты - ок. 14-16 мкм, округлое ядро без ядрышек с рыхлым хроматином. Цитоплазма содерж. базофильные зерна. По мере созревния гранулоцитов клетки уменьшаются в размерах, изменяется форма ядер от округлой до сегментированной, в цитоплазме накапливается специфическая зернистость.

Вариант 11.