Кафедра молекулярной биологии и генетики
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
Кафедра: молекулярная биология и генетика
ДиСциплина: молекулярная биология и медицинская генетика
Специальность: «общая медицина» - 5В130100
объем часов: 135 часов (3 кредита)
Курс: 1
Семестр: первый, второй
АЛМАТЫ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
СИЛЛАБУС ………………………….…..… 4-30
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС .………… 31-40
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ.......….……….. 41-127
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ …………………………… 128-206
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ....…………….……... 207-260
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА……………………..………….... 261-286
Карта учебно-методической ОБеспеченности дисциплины…… 287-290
Приложение…………………………… 291-295
СИЛЛАБУС
По молекулярной биологии и медицинской генетике MBMG 1201
специальность 5В130100 – общая медицина
Кафедра молекулярной биологии и генетики
Курс первый Семестры первый, второй
Лекции – 5 часов
Практические
(семинарские) занятия – 40 часов
Всего: 45 часов (1 кредит)
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) – 45 часов
(1 кредит)
Самостоятельная работа студентов (СРС) – 45 часов (1 кредит)
Всего: 135 часов (3 кредита)
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2015
Силлабус по молекулярной биологии и медицинской генетике разработан в соответствии с рабочей программой профессором, д.м.н. Куандыковым Е.У., доцентом Альмухамбетовой С.К., старшим преподавателем Нурпеисовой И.К., обсужден и утвержден на заседании кафедры от «15» мая 2015 г., протокол № 16.
Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.
Общие сведения
4.1.1. Наименование вуза –Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д. Асфендиярова
Кафедра молекулярной биологии и генетики
4.1.3. Дисциплина «Молекулярная биология и медицинская генетика»,
код дисциплины MBMG 1201
4.1.4 Специальность:5В130100 – Общая медицина
4.1.5 Объем учебных часов–135 часов (3 кредита)
4.1.6 Курс и семестры изучения–курс первый, семестры первый и второй – по цикловому методу
4.1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Ученая степень, звание | Должность | Приоритетные научные интересы, достижения | e–mail сотрудников кафедры |
Куандыков Есенгельды Усербаевич | Доктор медицинских наук, профессор | Заведующий кафедрой | Генетика | [email protected] | |
Альмухамбетова Светлана Кадыровна | Кандидат биологических наук, доцент | Доцент | Паразитология | almuhambet.s @gmail.com | |
Нуртаева Курманкуль Салиевна | Кандидат медицинских наук, доцент | Доцент | Паразитология | [email protected] | |
Джумашева Рахима Тажибаевна | Доктор биологических наук, доцент | Профессор | Радиобиология | Jumasheva.r @gmail.com | |
Захарченко Галина Николаевна | Кандидат биологических наук | Преподаватель | Генетика | ||
Таракова Куралай Акылбаевна | Старший преподаватель | [email protected] | |||
Нурпеисова Индира Кубетаевна | Старший преподаватель | [email protected] | |||
Какишева Гульзада Турсынбековна | Преподаватель | ||||
Кыдырбаева Әсем Қияшқызы | Преподаватель | asem.kydyrbaeva@ mail.ru | |||
Танеева Гульжан Туленбековна | Преподаватель | gulzhan_taneeva@ mail.ru | |||
Кашаганова Жазира Абаевна | Преподаватель | abaikyzy_zh@ mail.ru | |||
Жузжан Куралай Ермаковна | Преподаватель | [email protected] | |||
Кенжеева Жанар Куралбаевна | Преподаватель | [email protected] |
4.1.8 Контактная информация:
г. Алматы, улица Мауленова,71. Тел.292-74-39
E-mail: [email protected]
4.1.9 Политика дисциплины:
Преподаватели кафедры молекулярной биологии и генетики осознают ответственность за высокое качество преподавания и гарантируют доброжелательное отношение к каждом студенту и объективную оценку его знаний.
Преподаватели кафедры гарантируют соблюдение всех пунктов кодекса чести преподавателя КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и желают от студента соблюдения Кодекса чести студента:
- не опаздывать на занятия;
- не пропускать занятия без уважительной причины;
- приходить на занятия и лекции только в белых халатах;
- участвовать активно в учебном процессе;
- выполнять все задания практических занятий и оформлять их соответственно
требованиям;
- с разрешения деканата отрабатывать пропущенные занятия в определенное время, назначенное преподавателем;
- СРСП является внеаудиторным видом работы обучающихся, которая выполняется ими в контакте с преподавателем;
- СРСП выполняется по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий;
- в часы СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, коллоквиумов, контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий;
- формы проведения и контроля выполнения заданий по СРСП определены в УМКД;
- все занятия СРСП не оцениваются;
- выполнять задания по СРС и сдавать их в установленные сроки;
В связи с реализацией программы трехязычия в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и разработкой Университетской модели медицинского образования, основанной на компетентностно-ориентированном подходе, включающем формирование языковой компетенции, в политику дисциплины кафедры вводятся следующие дополнения:
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 10 баллов
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устног о доклада результатов работы на кружке или научной конференции на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 5 баллов
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 15 баллов
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 10 баллов
- Студентам, ответившим по своему желанию на английском языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 10 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена
- Студентам, ответившим по своему желанию на втором языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 5 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена
- Студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 10 баллов к оценке
- Студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 5 баллов к оценке
- Студентам, выполнившим СРС по собственному желанию на английском и втором языке; защитившим СРС по собственному желанию на английском или втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 15 баллов к оценке
- Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 10 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 5 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на трех языках (английский, казахский и русский), к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты и выполненные упражнения с ситуационными задачами к теме занятия на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты и выполненные упражнения с ситуационными задачами к теме занятия на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 10 баллов
Преподаватель вправе снизить баллы (до 10) за:
- опоздание студента на 15 минут и больше;
- присутствие на занятиях без халата;
- отсутствие альбома.
4.2. Программа:
4.2.1 Введение
Молекулярная биология изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток.
Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.
При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах, изучение молекулярной биологии создает базу для изучения молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики.
Такая фундаментальная подготовка позволит уже, начиная с первого курса, сформировать у студентов клиническое мышление. Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, познает механизмы нарушения процессов жизнедеятельности на молекулярном, генетическом и клеточном уровнях, их роль в формировании и клиническом проявлении патологических состояний, а также основы их диагностики и профилактики.
Таким образом, изучение молекулярной биологии и генетики создает теоретическую базу для последующего изучения биологической химии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, общей иммунологии, фармакологии, педиатрии, неврологии, акушерства и гинекологии и других клинических дисциплин.
4.2.2 Цель дисциплины:
В процессе изучения молекулярной биологии и генетики использовать новую модель медицинского образования, основанную на компетентностно-ориентированном подходе, это:
- формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма (когнитивные компетенции);
- эффективное использование теоретических полученных по молекулярной биологии и генетике знаний в процессе выполнения практических заданий, решении типовых и ситуационных задач, составлении схем, таблиц;
- обучение навыкам начального уровня коммуникативных компетенций: умение выстроить взаимоотношения с преподавателем, с коллегами в группе, поддерживать атмосферу, благоприятную для достижения цели занятия;
- знание нормативно-правовых документов в РК в области здравоохранения и фармации (правовые компетенции);
- развитие самосовершенствования через создание собственного портфолио.
4.2.3 Задачи:
· сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для эффективной диагностики, профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний;
· сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине;
· научить распознавать основные признаки наследственных патологий для их своевременной диагностики и профилактики;
· дать представление об этических и правовых нормах использования достижений молекулярно-генетических исследований в медицине;
· научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням.
4.2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен показать свои конкретные достижения – это совокупность знаний, пониманий, навыков, умений:
- сформировать когнитивные компетенции – знания и представления:
· об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК);
· о направлении и механизмах передачи наследственной информации в живых системах, их роли и значении в функционировании живых организмов в нормальных и патологических условиях;
· о молекулярных механизмах реализации наследственной информации;
· о структурно-функциональной организации наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;
· о причинах и механизмах возникновения наследственной изменчивости и их роли в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития;
· о сущности наследственности, типах наследования признаков (болезней), контролируемых генами и их применении в практической врачебной деятельности для распознавания наследственного характера заболевания;
· об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах реакции организма на лекарственные препараты;
· о молекулярных основах синтеза и применения лекарственных препаратов;
· о молекулярно-биологической и генетической терминологии на международном языке;
· о правовых аспектах проблем профилактики наследственной патологии, врожденных пороков развития.
- сформировать умения и навыки – практические, коммуникативные, правовые компетенции и навыки самосовершенствования:
· использовать знание молекулярно-генетических процессов для объяснения механизмов развития заболеваний;
· распознавать наследственный характер заболевания человека;
· дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;
· применять генеалогический метод для установления наследственного характера заболевания;
· использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.;
· владеть навыками написания рефератов;
· владеть навыками написания эссе;
· владеть навыками написания тезисов;
· владеть навыками подготовки презентации доклада и умение выступления перед аудиторией;
· работать в команде;
· навыки лидерства;
· ораторские способности;
· организаторские способности.
С учетом внедрения трехъязычного обучения по завершении изучения молекулярной биологии и генетики у студентов будут сформирована:
коммуникативная компетенция: студент будет способен выражать свои мысли с использованием профессиональных терминов на трех языках на уровне А2 – В1 и выше, вступать в контакт по профессиональным вопросам
4.2.5 Пререквизиты и постреквизиты.
Пререквизиты: школьный курс общей биологии, органическая химия, гистология, нормальная физиология, медицинская биофизика, введение в клиническую медицину
Постреквизиты: биохимия, микробиология, патологическая физиология, фармакология.
4.2.6 Краткое содержание дисциплины:
Предмет и задачи, основные направления развития молекулярной биологии и медицинской генетики. Место молекулярной биологии и медицинской генетики среди других медико-биологических дисциплин. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Клеточный цикл и его молекулярные механизмы регуляции. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Роль мутаций в развитии наследственной патологии человека. Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в практической медицине. Электронные базы данных и биомедицинские сайты. Молекулярно-генетические механизмы возникновения наследственных болезней человека. Методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Генетические механизмы индивидуального развития. Основы популяционной генетики. Основы экогенетики. Основы фармакогенетики. Основы онкогенетики.
Тематический план лекций, практических занятий, СРПС и СРС
Тематический план лекций
№ пп | № раздела | Тема лекции | Часы |
III | Основы молекулярной биологии Молекулярные основы наследственности. Нуклеиновые кислоты. Молекулярная биология гена | ||
III | Реализация наследственной информации. Основной постулат Крика. Репликация. Транскрипция | ||
III | Генетический код. Трансляция | ||
IV | Митотический цикл. Регуляция, генетический контроль. Апоптоз | ||
IV | Онкогенетика. Фармакогенетика | ||
Всего: |
Тематический план практических занятий
№ пп | № раздела | Тема практического занятия | Часы |
I | «Основы молекулярной биологии» Введение в молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности. | ||
I | Реализация наследственной информации. Репликация ДНК, особенности репликации линейных молекул ДНК. Основной постулат Крика | ||
I | Трансляция гена. Генетический код | ||
I | Генетический аппарат клетки. | ||
I | Митотический цикл. Митоз. Гаметогенез. Мейоз | ||
I | Наследственная изменчивость. Рекомбинативная изменчивость. Геномные, хромосомные и генные (точковые) мутации. | ||
I | Апоптоз | ||
II | Рубежный контроль по разделу: «Основы молекулярной биологии» | ||
II | «Основы общей и медицинской генетики» Наследственность, наследование, типы наследования. Сцепленное наследование признаков | ||
II | Действие гена. Генотип, фенотип | ||
II | Клеточные и генетические механизмы онтогенетического развития | ||
II | Основы популяционной генетики | ||
II | Наследственные болезни: причины, классификация, частота, медицинское значение. Моногенные и полигенные (мультифакториальные) болезни человек | ||
II | Современные методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование | ||
II | Рубежный контроль по разделу: «Основы общей и медицинской генетики» | ||
Всего: |
Тематический план СРСП
№ пп | № раздела | Тема СРСП | Часы |
I | Консультация по теме: Молекулярная биология гена. | ||
I | Консультация по теме: Транскрипция гена прокариот и эукариот | ||
I | Консультация по теме: Регуляция экспрессии прокариотических и эукариотических генов | ||
I | Консультация по теме: Кариотип. Классификация хромосом | ||
I | Консультация по теме: Молекулярно-генетические механизмы регуляции митотического цикла | ||
I | Консультация по теме: Репарация ДНК | ||
I | Консультация по теме: Онкогенетика | ||
Рубежный контроль по разделу: «Основы молекулярной биологии» | |||
II | Консультация по теме: Наследование моногенных признаков (болезней) человека (решение задач). Анализ сцепленного наследования признаков (болезней) у человека (решение задач) | ||
II | Консультация на решение задач, основанных на взаимодействии генов | ||
II | Консультация по теме: Врожденные пороки развития: причины, классификация, медицинское значение. | ||
II | Консультация по теме: Основы экологической генетики. Основы фармакогенетики | ||
II | Консультация по теме: Хромосомные болезни человека. | ||
II | Консультация по теме: Принципы расчета генетического риска при медико-генетическом консультировании семей с наследственной патологией. Современные методы лечения наследственных болезней | ||
II | Рубежный контроль по разделу: «Основы общей и медицинской генетики» | ||
Всего: |
Тематический план СРС
№ пп | № раздела | Тема СРС | Часы |
I | Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером | ||
I | Современные представления о репликации ДНК | ||
I | Метилирование ДНК | ||
I | Эпигенетика | ||
I | Современные данные о мутагенных факторах | ||
I | Современные данные о канцерогенных факторах | ||
I | Генетическая природа онкогенеза | ||
II | Хромосомная теория наследственности | ||
II | Генетика групп крови по системе АВО | ||
II | Современные данные о тератогенных факторах | ||
II | Экологические болезни | ||
II | Каталог наследуемых признаков и болезней | ||
II | Неонатальный скрининг | ||
II | Предиктивная медицина, таргетная терапия | ||
II | Современные методы ДНК-диагностики наследственных болезней | ||
Всего: |
Форма выполнения: подготовка рефератов, подготовка презентаций,составление клинического случая, составление глоссария.
4.2.8 Задания для самостоятельной работы студентов:
Темы самостоятельной работы студентов:
4.2.8.1. Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером
4.2.8.2. Современные представления о репликации ДНК
4.2.8.3. Метилирование ДНК
4.2.8.4. Эпигенетика
4.2.8.5. Современные данные о мутагенных факторах
4.2.8.6. Современные данные о канцерогенных факторах
4.2.8.7. Генетическая природа онкогенеза
4.2.8.8. Хромосомная теория наследственности
4.2.8.9. Генетика групп крови по системе АВО
4.2.8.10. Современные данные о тератогенных факторах
4.2.8.11. Экологические болезни
4.2.8.12. Каталог наследуемых признаков и болезней
4.2.8.13. Неонатальный скрининг
4.2.8.14. Предиктивная медицина, таргетная терапия
4.2.8.15. Современные методы ДНК-диагностики наследственных болезней