Д) паслён гдбва
В34.Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом. |
| |||||||||||||||||||||||
В35. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом. | |||||||||||||||||||||||
|
В36. Чем отличаются грибы от бактерий?
1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
2) относятся к гетеротрофным организмам
3) размножаются спорами
4) одноклеточные и многоклеточные организмы
5) при дыхании используют кислород воздуха
6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме
В37. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен. |
| |||||||||||||||||||||||
В38. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
В39. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
В40. Установите соответствие между группой бактерий и ее значением в природе и жизни человека. | |||||||||||||||||||||||
| ГРУППА БАКТЕРИЙЗНАЧЕНИЕ 1) участвуют в повышении плодородия почвы 2) вызывают заболевания человека 3) используются в производстве | ||||||||||||||||||
В41. Какова роль испарения воды в жизни растений? | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
В42. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
В43. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому
оно относится. | |||||||||||||||||||||||
В44. Голосеменные растения, в отличие от папоротников, | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
В45. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
В46. Укажите черты сходства грибов и растений. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
В47. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
В48. Одноклеточная зелёная водоросль – хламидомонада как представитель царства Растений имеет | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
В49. Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
В50. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях. | |||||||||||||||||||||||
|
В51. Размножение малины корневыми отпрысками способствует
1) повышению её урожайности
2) изменению массы стебля
3) увеличению территории распространения
4) сохранению наследственных признаков
5) увеличению численности особей этого сорта
6) развитию корневой системы
В52. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна. |
| |||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом. | |||||||||||||||||||||||
|
С1. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
1. Крупные семена имеют больший запас питательных веществ, что обеспечивает прорастающему растению относительную независимость от внешних условий среды.
2. Крупные семена более заметны для птиц, что благоприятствует их распространению.
3. Недостаток в том, что крупных семян образуется меньше, чем мелких, такие семена не может разносить ветер или насекомые.
4. Мелкие семена более легкие, хорошо разносятся ветром, их образуется большое количество. Недостаток в том, что в мелких семенах меньший запас питательных веществ, а значит шансы на выживание меньше.
С2. Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.
1. Класс двудольные. Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, сложные листья, цветок с двойным околоцветником пятичленного типа.
2. А – цветок, Б – видоизмененный побег – ус
3. Цветок – генеративный орган, служит для полового (семенного) размножения растения, усы служат для вегетативного размножения растения.
С3. В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
1) Фотосинтез — образуется кислород и связывается углекислый газ, который образовался в процессе дыхания, образуются органические вещества, энергия запасается.
2) Дыхание — образуется углекислый газ для фотосинтеза и расходуется кислород, окисляются органические вещества.
3) При дыхании растения окисляют глюкозу, полученную при фотосинтезе, и получают из них энергию. Энергия нужна для синтеза ферментов, в том числе ферментов фотосинтеза.
С4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
Чтобы обеспечить максимальную вероятность опыления.
1) Опыление до распускания листьев происходит для того, чтобы переносимая ветром пыльца не оседала на листьях.
2) Большое количество пыльцы у ветроопыляемых растений связано с тем, что много пыльцы теряется, потому что ветер может унести пыльцу в любое место. Для того, чтобы гарантировать опыление, ветроопыляемые растения должны делать больше пыльцы, чем насекомоопыляемые.
С5. Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.
1) Симбиоз (мутуализм).
2) Гриб — защита от УФ-лучей, всасывание воды и минеральных веществ для водоросли
3) Водоросль — фотосинтезирует, образует органические вещества для питания гриба
С6. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков.
1.
в клетке бактерий отсутствует оформленное ядро;
2.
генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК;
3) в клетках бактерий отсутствует большинство органоидов (например, митохондрии, пластиды, ЭПС, комплекс Гольджи).
С7. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
) способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2) способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3) увеличивает поступление кислорода к корням.
С8. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трёх отличий.
1.
семя, в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоящее из зародыша, запаса питательных веществ;
2.
спора имеет гаплоидный набор хромосом и даёт начало гаметофиту (заростку), а зародыш семени диплоидный и даёт начало спорофиту (взрослому растению);
3.
семя, как и спора, обеспечивает размножение и расселение растений.
С9. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
1) Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам ксилемы.
2) Органические вещества — по ситовидным трубкам луба.
3) Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества — за счет разницы концентрации и давления.
С10. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег
1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега.
2) Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
3) От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище — это видоизмененный побег.
С11. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
1) корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовые вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2) у некоторые растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3) листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
С12. Какие признаки характерны для моховидных растений?
С12. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?
1) Большинство — листостебельные растения.
2) Отсутствие корней и настоящих проводящих тканей.
3) Обитание во влажных местах.
4) Размножение спорами и половое.
5) Оплодотворение в воде.
6) Преобладание гаплоидного гаметофита (полового поколения) над диплоидным спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.
С13. Каковы характерные признаки царства грибов?
С13. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?
1) Грибы — одно- и многоклеточные организмы, тело которых состоит из нитей — гифов.
2) Имеют признаки растений (неограниченный рост,клеточную оболочку) и животных (хитиноподобное вещество в клетоной оболочке, запасное вещество — гликоген, конечный продукт выделения — мочевина, гетеротрофы).
3) Размножение половое и бесполое (почкование, спорами, грибницей).
С14. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
1) Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила.
2) Восходящему току в растении способствует корневое давление,которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетке и окружающей среде.
С15. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 4-х особенностей.
1) У бактерий нет оформленного ядра, их ДНК имеет кольцевую форму.
2) У бактерий нет никаких органоидов, кроме рибосом.
3) У бактерий нет митоза и мейоза, они размножаются делением надвое.
4) Клеточная стенка бактерий состоит из муреина (пептидогликана).
5) Клетка прокариот по диаметру в 10 раз меньше клетки эукариот.
С16. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.
) растения ведут прикрепленный образ жизни и растут в течение всей жизни;
2) клетки растений содержат пластиды, хлорофилл, клеточную стенку из целлюлозы, вакуоли с клеточным соком;
3) растения — автотрофы, продуценты, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии и выделять кислород.
С17. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов?
Назовите не менее 4-х особенностей.
1) имеют грибницу и плодовое тело; 2) размножаются спорами и грибницей; 3)по способу питания — гетеротрофы; 4) большинство образуют микоризу.
С18. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань).
2) Состоит из проводящей ткани:
сосуды - доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки - отводят воду с органическими веществами к стеблю.
3) и механической ткани - волокна - опорная функция, придают листу упругость.
С19. Белые грибы обычно встречаются в хвойных и смешанных лесах. Объясните почему.
Белые грибы образуют микоризу – симбиоз с корнями деревьев. Деревья снабжают грибы органическими веществами.
С20. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Побег — луковица:
1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода
2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ
3 — почка, обеспечивает рост побега
С21. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
1) у папоротников появились корни;
2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.
С22. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.
1) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии;
2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растение азотным питанием.
С23. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.
1) наличие в клетках пластид;
2) клеточной стенки из клетчатки;
3) вакуолей с клеточным соком;
4) автотрофный тип питания (фотосинтез);
5) рост в течение всей жизни;
6) прикрепление к субстрату.
С24. Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
1) на свету образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
2) на клубне располагаются почки (глазки);
3) имеются узлы и междоузлия как у побега.
4)внутреннее строение клубня соответствует строению побега.
С25. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;
2) при стерилизации молока клетки и споры молочно-кислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше.
С26. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.
1) грибы – гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;
2) грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество – гликоген;
3) тело грибов образовано гифами.
С27. Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.
1) это связано с тем, что на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ расходуется;
2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.
С28. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?
1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.
С29. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.
1) лишайники – симбиотические организмы, состоящие из двух компонентов: гриба и водорослей или цианобактерий;
2) Гифы гриба обеспечивают организм минеральными солями и водой, а водоросли и цианобактерии синтезируют на свету органические вещества. Таким образом, гифы гриба представляют собой гетеротрофный компонент лишайника, а водоросли (цианобактерии) – автотрофный.
3) роль лишайников в природе состоит в том, что они участвуют в образовании почвы, пионеры растительного покрова и неблагоприятных мест обитания, звено в цепи питания экосистем.
С30. Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?
На рисунке изображена стержневая корневая система. Цифрой 1 обозначен главный корень, он образуется из зародышевого корешка семени. Цифрой 2 обозначен боковой корень, он образуется на главном корне.
С31. Бактерии-сапротрофы играют важную роль в природе. Объясните почему
1. Бактерии – сапротрофы являются редуцентами, разлагают органические вещества до неорганических, возвращают неорганические вещества в круговорот веществ.
2. Разлагая мертвые останки растений и животных , служат санитарами в природе.
С32. С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?
1. Дрожжевые грибы быстро размножаются путем почкования, при повышении температуры этот процесс ускоряется.
2. Для дрожжей характерен процесс брожения, в результате которого выделяется углекислый газ, пузырьки углекислого газа заставляют хлеб «подниматься», придают ему пористость и мягкость.
С33. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
1. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе.
2. Вода из растения будет просачиваться в почву за счет осмоса.
3. Из-за недостатка воды растение завянет.
Пояснение: Корни растений не будут всасывать воду, т к вода идет путем диффузии из области высокой концентрации, в область низкой, а тут концентрация веществ в растворе будет выше чем в клетках корня. Вода всасываться не будет. Листья продолжают испарять воду, поэтому растение быстро засохнет.
http://bio.решуегэ.рф/test?theme=175
http://bio.решуегэ.рф/test?theme=177