Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы
Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы
1 вариант
I. Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.
1.Физиология изучает:
а) внешнее строение организмов;
б) строение внутренних органов;
в) функционирование внутренних органов;
г) жизнедеятельность организмов.
2. Селекция - это наука о ...
а) закономерностях наследственности и изменчивости;
б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) клетке.
3. Зоология – это наука о ..
а) животных; в) растениях;
б) микроорганизмах; г) грибах.
4. Палеонтология изучает..
а) поведение; в) многообразие организмов;
б) развитие организмов; г) вымерших организмов.
5.Генетика – это наука о …
а) клетке;
б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) закономерностях наследственности и изменчивости.
II. Краткая история развития биологии.
6. Предложил систему классификации живой природы, ввел бинарную номенклатуру …
а) Жан Батист Ламарк; в) Карл Линней;
б) Леонардо да Винчи; г) Клавдий Голен.
7. Хромосомную теорию наследственности разработал ...
а) Н.И. Вавилов; в) Г. Мендель;
б) Т. Морган; г) А. ван Левенгук.
8. Учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений создал ...
а) И. В. Мичурин; в) Н.И. Вавилов;
б) Ч. Дарвин; г) Г.Д. Карпеченко;
9. Сформулировал учение о темпераментах …
а) Клавдий Голен; в) Гиппократ;
б) Уильям Гарвей; г) Грегор Мендель.
10. Заложил основу анатомии человека, которая просуществовала 15 веков ..
а) Ибн Сина; в) Клавдий Голен;
б) Леонардо да Винчи; г) Карл Линней.
11. Заложил основу изучения высшей нервной деятельности
а) Вернадский; в) Павлов;
б) Мечников; г) Сеченов.
12. Мечников Илья Ильич - …
а) основоположник эмбриологии;
б) сформулировали клеточную теорию;
в) создал учение об условных рефлексах;
г) определил появление иммунологии.
13. Установили структуру ДНК …
а) Мечников и Пастер; в) Шванн и Шлейден;
б) Везалий и Гарвей; г) Уотсон и Крик.
III. Уровни организации живой материи.
14. Объектом изучения цитологии служит уровень ...
а) организменный; в) клеточный;
б) популяционно-видовой; г) биосферный.
15. Структурные элементы биогеоценотического уровня _ ...
а) организмы;
б) биогеоценозы;
в) популяции разных видов;
г) особи и группы особей, входящие в популяцию.
16. Высший уровень организации жизни - ...
а) биогеоценотический; в) популяционно-видовой;
б) биосферный; г) клеточный.
17. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма осуществляется на уровне ...
а) клеточном; в) молекулярном;
б) организменном; г) популяционно-видовом.
18. Передача наследственной информации осуществляется на уровне ...
а) биогеоценотическом; в) клеточном;
б) организменном; г) молекулярном.
I V. Свойства живого.
19. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками ( Оформление 1) –В) ).
Критерии живого | Характерные признаки | |
1)Единство биохимического состава 2) Дискретность и целостность. 3) Саморегуляция. 4) Размножение. 5) Ритмичность. | А)Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Б) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет. В) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%). Г) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство. Д) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз. Е)Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада. Ж)В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией. З) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования. И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия. К) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений. | |
V. Методы изучения в биологии.Вместо точек вставьте название метода.
20. Метод, при применении которого исследователь искусственно создает ситуацию, позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, - ... .
21. Метод на котором основывается описательный метод, - ….. .
22. Метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходство и различия - …...
23. Метод, позволяющий выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций - …. .
24. Во время этого метода часто используют компьютер - …… .
Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы
2 вариант
I. Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.
1. Ботаника – это наука о ..
а) животных; в) растениях;
б) микроорганизмах; г) грибах.
2.Цитология – это наука о …
а) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
б) клетке;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) закономерностях наследственности и изменчивости.
3.Закономерности наследственности и изменчивости изучает:
а) экология; в) этология;
б) генетика; г) геология.
4. Анатомия изучает:
а) строение внутренних органов;
б) внешнее строение организмов;
в) функционирование внутренних органов;
г) жизнедеятельность организмов.
5. Индивидуальное развитие организмов изучает наука ..
а) этология; в) экология;
б) эмбриология; г) энтомология.