Сравнительная характеристика грамположительных и грамотрицательных бактерий
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
Профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
МЦК
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
по специальности «Лечебное дело»
студента ___________группы _________бригады
_______________________________________________
Разработана преподавателем
микробиологии Н.В. Олейник
Рассмотрено и утверждено
На заседании ЦМК
протокол № __ от «__» __201__ г.
председатель ЦМК _____________
Севастополь
Г.
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь – дидактическая часть учебного комплекса по изучаемой дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.
Материал в рабочей тетради располагается в хронологической последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного цикла. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в рабочей тетради. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей тематике конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание.
Задания повышенной трудности, в том числе требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены звездочкой *.
Самостоятельная работа №1
История развития микробиологии.
Развитие отечественной микробиологии.
1. Выберите тему и составьте реферативное сообщение (презентацию) по ориентировочной карте:
Периоды развития науки, ученые, внесшие значительный вклад | |
1. | Ранние попытки объяснений природы эпидемических заболеваний: Гиппократ, Д. Самойлович, Д. Фракастро, Э. Дженнер. |
2. | Описательный период развития микробиологии: А. Левенгук, О. Мюллер, М.М. Тереховский. |
3. | Физиологический период: Луи Пастер, Роберт Кох, И.И. Мечников |
4. | Г. Риккетс, С. Провачек |
5. | А. Флеминг, С. Ваксман |
6. | Л.С. Ценковский, С.Н. Виноградский |
7. | В.Л. Омелянский, Г.Н. Габричесвский |
8. | Д.И. Ивановский, Л.В. Громашевский |
9. | Л.А. Тарасевич, Д.К. Заболотный |
10. | З.В. Ермольева, Л.А. Зильбер |
11. | М.П. Чумаков, А.А. Смородинцев |
12. | Современные ученые-микробиологи |
Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой.
Основное задание | Указания |
1. Изучить данные раннего периода развития микробиологических данных. | Перечислить эпидемические заболевания известные в древности и попытки их объяснения. |
2. Изучить описательный период развития микробиологии. | Перечислить основные открытия, сделанные в этот период, и указать выводы, сделанные учеными того времени. |
3. Изучить эколого-физиологический период развития микробиологии. | Назвать наиболее известных ученых этого периода, их основные открытия. Указать основные направления изучения микроорганизмов. |
4. Изучить вклад отечественных ученых в развитие микробиологии. | Дать перечень отечественных микробиологических школ, описать роль ведущих ученых разных периодов развития отечественной микробиологии вплоть до современности. |
2. Вложите свои записи в тетрадь.
Самостоятельная работа №2
Сравнительная характеристика грамположительных и грамотрицательных бактерий.
1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия структурбактериальной клетки, обозначенных цифрами.
1 – 4 –
2 – 5 –
3 – 6 –
Рис. 1. Схема строения клеточной стенки Рис. 2. Схема строения клеточной стенки
грамположительных бактерий грамотрицательных бактерий.
- Заполнить таблицу «Структурные особенности клеточных стенок»
Структуры | Грамположительные | Грамотрицательные |
Толщина клеточной стенки | ||
Дополнительные слои в оболочке | ||
Количество слоев пептидогликана |
3. Подпишите типы морфологических форм бактерий, изображенных на рисунке, их грампринадлежность
1 2 3 4 5
1 – 4 –
2 – 5 –
3 –
4. Опишите морфологические и тинкториальные свойства Clostridium botulinum.
5.**Заполните пропуски в таблице в соответствии с правилами биноминальной номенклатуры микроорганизмов.
Микроорганизм | Терминология |
Золотистый стафилококк | Staphylococcus aureus |
Белый стафилококк | Staphylococcus ***** |
*******-****** стафилококк | ************** citreus |
********* стрептококк | Streptococcus pyogenes |
Гемолитический стрептококк | Streptococcus ************ |
**************** *********** | Streptococcus haemolyticus |
*******-****** стрептококк | Streptococcus lactis |
*********** | Streptococcus faecalis |
******** | Neisseria gonorrhoeae |
Пневмококк | Diplococcus ********** |
Возбудитель чумы | Pasteurella ****** |
Возбудитель туляремии | *********** tularensis |
Возбудитель коклюша | ********** ********* |
Палочка Коха | ************* ************ |
Кишечная палочка | Escherichia **** |
Шигелла ********* | Shigella flexneri |
Дизентерийная палочка Зонне | ******** sonnei |
Возбудитель сальмонеллеза | ********** enteritidis |
Возбудитель брюшного тифа | ********** typhi |
Клебсиелла пневмонии | ********** ********** |
Холерный вибрион Эль-Тор | ****** ***** |
Возбудитель сибирской язвы | ******** ********* |
Возбудитель сифилиса | ********* ******** |
Синегнойная палочка | *********** ********** |
Возбудитель дифтерии | *************** *********** |
Клостридии столбняка | *********** ****** |
Самостоятельная работа №3