Параметры информации, воспринимаемой анализаторами.
Любое ощущение имеет четыре параметра: пространственный, временной, модальность (качество) и интенсивность (количество).
Основные категории в области сенсорных процессов – модальность и качество
Модальность | Чувствительный орган | Рецепторы и их тип | Качество |
Зрение | Сетчатка глаза | Палочки и колбочки. Фоторецепторы | яркость, контрастность, цвет, движение, размеры |
Слух | Улитка | Волосковые рецепторные клетки. Механорецепторы | громкость, высота, тембр |
Равновесие | Вестибулярный орган | Волосковые рецепторные клетки Механорецепторы | сила тяжести, вращение |
Осязание | Кожа | Рецепторы кожи Механорецепторы, Терморецепторы, Ноцирецепторы | давление, вибрация, тепло, холод боль |
Вкус | Язык (вкусовые почки) | Вкусовые сосочки языка (клетки) Хеморецепторы | сладкий, кислый, горький, соленый |
Обоняние | Обонятельная область слизистой оболочки полости носа | Обонятельные клетки Хеморецепторы | Запахи: 1) душистые (цветочные) 2) эфирные (фруктовые) 3) амброзиевые (мускусные) 4) ароматные (камфарные, миндальные) 5) чесночные (+ хлорные, серные) 6) отталкивающие (горелые, потовые, зловонные) 7) тошнотворные (гнилостные) |
Каждый анализатор реагирует оптимально только на определенные адекватные стимулы. Однако специфичность анализаторов связана со специфичностью рецепторов и характером центральной обработки информации.
Для восприятия важную роль играет предшествующий опыт. Раздражения внешней среды интерпретируются мозгом с учетом накопленной информации. Если же информация новая или неполная, мозг выдвигает некую гипотезу. Восприятие человека осуществляется по определенным принципам.
Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное, то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура. Она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам.
Второй принцип – это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавлять недостающие части.
Объединение (группировка) элементов – это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия. Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности.
Окружающий мир воспринимается в трех измерениях благодаря наличию парных, симметрично расположенных органов чувств. Кроме того, человек воспринимает движение и время.
В центральной нервной системе, куда поступают нервные импульсы, вся информация обрабатывается в структурах мозга, ответственных за членораздельную речь. В результате и возникает восприятие — способность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы, запахи и положение тела в пространстве.
Рецепторы осязания, обоняния и вкуса.