Промежуточной аттестации по дисциплине биология спциальности сестринское дело 0406 1 курс 2 семестр
Билет № 1.
1. Химический состав клетки: неорганические соединения.
2. Селекция: Одомашнивание – как начальный этап.
3. Дан фрагмент цепочки ДНК:
…А – Г – Ц – Т – Т – Ц – Г – Г – А – Т…
Достройте вторую цепь.
Билет № 2.
1. Биополимеры: углеводы, липиды. Их строение, функции.
2. Методы современной селекции.
3. Дан фрагмент цепочки ДНК: … Г – Ц – Т – Т – Ц – Г – Г – А – Т – А…
Достройте вторую цепь.
Билет № 3.
1. Белки, их строение, функции.
2. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагене и их значение в селекции.
3. В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 26 % от общего количества нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.
Билет № 4.
1. Нуклеиновые кислоты: типы, строение нуклеотида, функция в клетке, особенность строения молекулы биополимера.
2. Эволюция. Возникновение и развитие эволюционных представлений. Теория Ламарка.
3. В молекуле ДНК тиминовых нуклеотидов насчитывается 20 % от общего количества нуклеотидов. Определите количество адениновых и цитозиновых нуклеотидов.
Билет № 5.
1. АТФ, регуляторные и сигнальные вещества.
2. Теория происхождения видов Чарлза Дарвина.
3. В молекуле ДНК тиминовых нуклеотидов насчитывается 20 % от общего количества нуклеотидов. Определите количество адениновых и цитозиновых нуклеотидов.
Билет № 6.
1. Клеточная теория.
2. Доказательства эволюции: эмбриологические, морфологические, палеонтологические, молекулярные.
3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся путем самокопирования цепочки:
Ц – А – Ц – Ц – Г – Т – А – А – Ц – Г – Г – А – Т – Ц ….
Какова длина полученной цепочки и ее масса?
Билет № 7.
1. Цито плазма, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, строение, функции.
2. Вид. Критерии вида. Популяция.
3. Пользуясь таблицей генетического кода, определите, какие аминокислоты кодируются триплетами ЦАТ, ТТТ, ГАТ.
Билет № 8.
1. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение, функции.
2. Роль изменчивости в эволюционном процессе: мутационная, комбинативная.
3. Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров белка, запрограммированных в этой ДНК.
Билет № 9.
1. Ядро. Строение, роль ядра.
2. Естественный отбор эволюции.
3. Напишите суммарное уравнение реакций фотосинтеза.
Билет № 10.
1. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
2. Формы естественного отбора в популяциях.
3. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргигин – валин – глицин – лизин.
Билет № 11.
1. Фотосинтез: фазы.
2. Дрейф генов – фактор популяции.
3. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
Билет № 12.
1. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.
2. Изоляция – эволюционный фактор.
3. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
Билет № 13.
1. Биологическое окисление при участии кислорода.
2. Приспособленность – результат действия факторов эволюции.
3. Установите последовательность стадий митоза.
Билет № 14.
1. Генетическая информация. Удвоение ДНК.
2. Видообразование.
3. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
Билет № 15.
1. Образование информационной РНК по матрице ДНК.
2. Основные направления эволюционного процесса.
3. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
Билет № 16.
1. Генетический код и его свойства.
2. Теория возникновения жизни на земле.
3. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
Билет № 17.
1. Биосинтез белков.
2. Современные взгляды на возникновение жизни.
3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. От этого брака родился голубоглазый ребенок. Определите генотипы всех упомянутых лиц.
Билет № 18.
1.Регуляция транскрипции и трансляции.
2. Развитие жизни в криптозое.
3. При скрещивании серой и черной мышей получено 30 потомков, из них 14 были черными. Известно, что серая окраска доминирует над черной. Каков генотип мышей родительского поколения?
Билет № 19.
1. Вирусы, их строение. Бактериофаги.
2. Развитие жизни в раннем палеозое.
3. Белый кролик (aa) скрещивается с черным кроликом (AA). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
Билет № 20.
1. Деление клетки. Митоз: фазы, биологическое значение митоза.
2. Развитие жизни в позднем палеозое.
3. Белая мышь (aa) скрещивается с черной мышью (Aa). Гибридные мыши скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
Билет № 21.
1. Бесполое и половое размножение.
2. Развитие жизни в мезозое.
3. Составьте схему наследования гемофилии.
Билет № 22.
1. Мейоз, фазы, биологическое значение мейоза.
2. Многообразие органического мира. Принципы систематики.
3. В каком случае может родиться девочка дальтоник? Приведите схему скрещивания.
Билет № 23.
1. Сперматогенез и овогенез: строение половых клеток.
2. Классификация организмов.
3. У человека ген полидактилии доминирует над нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения шестипалых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны.
Билет № 24.
1. Оплодотворение у животных и растений.
2. Происхождение человека. Ближайшие родственники человека среди животных.
3. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалии?
Билет № 25.
1. Зародышевое развитие организмов: дробление зиготы, гаструла, образование органов.
2. Основные этапы эволюции приматов.
3. У кошек встречается черная, рыжая и черепаховая окраска ( чередование черных и рыжих полос. Коты рождаются только черные и рыжие. Чем можно объяснить этот факт.
Билет № 26.
1. Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток.
2. Первые представители рода Homo.
3. Назовите структуры растительной клетки:
Билет № 27.
1. Организм как единое целое.
2. Появление человека разумного.
3. Назовите структуры животной клетки:
Билет № 28.
1. Первый закон Менделя.
2. Факторы эволюции человека.
3. В приведённом перечне найдите продуцентов, консументов и редуцентов.
Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия, цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек.
Билет № 29.
1. Второй закон Менделя.
2. Предмет экологии. Экологические факторы.
3. Составьте схему пищевой цепи для сосны обыкновенной.
Билет № 30.
1. Третий закон Менделя.
2. Взаимодействие популяций разных видов.
3. Укажите (обозначьте цифрами), в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы: человек, одноклеточная водоросль, дафния, судак, пескарь.
Билет № 31.
1. Генотип и фенотип. Аллельные гены.
2. Сообщества. Экосистемы.
3. Составьте пищевую цепочку моря.
Билет № 32.
1. Сцепленное наследование генов.
2. Поток энергии и цепи питания.
3. Составьте пищевую цепочку луга.
Билет № 33.
1. Генетика пола.
2. Свойства экосистем.
3. Подсчитайте, сколько процентов энергии доходит до пятого уровня экологической пирамиды пищевой цепи: растения – кузнечики - лягушки – змеи – орел.
Билет № 34.
1. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность.
2. Смена экосистем.
3. Подсчитайте, сколько процентов энергии доходит до пятого уровня экологической пирамиды пищевой цепи: растения – кузнечики - лягушки – змеи – орел.
Билет № 35.
1. Взаимодействия генотипа и среды при формировании признака.
2. Агроценозы.
3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения -> кузнечики -> лягушки -> ужи ~> ястреб-змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т.
Билет № 36.
1. Модификационная и наследственная изменчивость.
2. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.
3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения -> кузнечики -> лягушки -> ужи ~> ястреб-змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 100 т.
Билет № 37.
1. Комбинативная изменчивость.
2. Биосфера, свойства, границы.
3. Приготовьте микропрепарат из кожицы лука. Рассмотрите клетки под микроскопом, опишите.
Билет № 38.
1. Мутационная изменчивость.
2.Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
3. Покажите составные части микроскопа.
Билет № 39.
1. Наследственная изменчивость человека. Методы изучения наследственности.
2. Влияние деятельности человека на биосферу.
3. Расскажите правила работы с микроскопом.
Билет № 40.
1. Лечение и профилактика наследственных болезней.
2. Глобальные экологические проблемы.
3. Приготовьте микропрепарат из дрожжей, рассмотрите клетки под микроскопом, опишите.
Эталоны ответов