Элементы правильного ответа. 1. Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.

1. Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.

2. Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции на стимулы обратимы.

3. Клетка способна к регуляции своего химического состава.

Ответьте самостоятельно

· Докажите, что биосферный уровень – высший уровень организации жизни.

· В чем заключается общность всех живых систем?

3. Сравните строение прокариотической и эукариотической клеток.

Элементы правильного ответа

1. Прокариотические клетки не имеют оформленного ядра, двумембранных органоидов.

2. Прокариотические клетки размножаются путем деления.

3. В эукариотических клетках есть ядро с хромосомным набором, одно- и двумембранные органоиды. Такие клетки размножаются как бесполым, так и половым способами.

4. Эукариотические клетки в несколько раз крупнее прокариотических клеток.

Ответьте самостоятельно

· Сравните строение растительной и животной клеток.

· Подтвердите фактами идею о химическом единстве живой и неживой природы.

· Какие признаки характерны для вирусов?

4.Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?

Элементы правильного ответа

1. Двойной липидный слой мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.

2. Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.

3. Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.

4. Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

Ответьте самостоятельно

· Докажите, что клеточная мембрана – полупроницаемый барьер между клеткой и окружающей средой.

5.Каким образом вещества поступают в клетку?

Элементы правильного ответа

Поступление веществ в клетку может происходить следующими путями:

1) фагоцитоз;
2) пиноцитоз;
3) диффузия и осмос;
4) с помощью специальных белков-переносчиков, например натриевого или кальциевого насоса.

Ответьте самостоятельно

· Что такое активный транспорт ионов?

· Дайте характеристику активного и пассивного транспорта веществ через клеточную мембрану.

6.Что общего и различного в строении и функциях хлоропластов и митохондрий?

Элементы правильного ответа

Общее:

– двумембранное строение этих органоидов;
– увеличение площади рабочей поверхности за счет внутренних мембран – тилакоидов у хлоропластов и крист у митохондрий;
– эти органоиды способны к синтезу белков и размножению;
– и в хлоропластах, и в митохондриях синтезируется АТФ.

Различия:

– хлоропласты содержат хлорофилл и находятся только в растительных клетках;
– митохондрии содержатся и в растительных, и в животных клетках;
– в хлоропластах происходит фотосинтез, а митохондрии осуществляют клеточное дыхание.

Ответьте самостоятельно

· Сравните функции лизосом и аппарата Гольджи.

· В чем заключаются особенности строения и функций эндоплазматической сети?

· Каково строение и функции ядра?

7.Сравните по строению и функциям нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

Элементы правильного ответа

1. ДНК и РНК – это полинуклеотиды.
2. ДНК и РНК – это кислоты.
3. ДНК – спиральная молекула, состоящая из двух комплементарных антипараллельных цепей, содержащая углевод дезоксирибозу и нуклеиновые основания: аденин, гуанин, цитозин и тимин.
4. РНК – одноцепочная молекула, в которой вместо тимина содержится урацил, а вместо дезоксирибозы – рибоза.
5. ДНК – хранит и передает наследственную информацию.
6. РНК – обеспечивает передачу информации при синтезе белков в рибосомах.

Ответьте самостоятельно

· Докажите, что строение молекулы ДНК обеспечивает выполнение ее функций.

· Почему процесс биосинтеза белка называется матричным синтезом?

· Какова роль рибосом в биосинтезе белка?

8. Сравните автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов.

Наши рекомендации