Сравнение эмпирического и теоретического
Вариационных рядов методом хи-квадрат
Класс | Наблюдаемые данные (О) | Ожидаемые данные (Е) | (О – Е) |
3,5 1} 3 -- 3 9:8=1,12
3,8 4} 5
4,1 5 10 -- 5 25:10=2,50
4,4 7 11 -- 4 16:11=1,45
4,7 10 9 + 1 1:9=0,11
5,0 17 7 +10 100:7=14,30
5,3 4} 3
5,6 2} 2 +1 1: 5=0,20
Итого 50 50 ∑ =19,63
Требуется определить, достоверны ли различия по жирномолочности кавказских буйволиц разных групп. В качестве нулевой гипотезы примем предположение о том, что между селекционной и пользовательной частями стада различий не имеется. Если число наблюдений в классах меньше 5, то такие частоты смежных классов объединяют. Таким образом, получено 6 классов (l) χ2= 19,68. Находим число степеней свободы: v= = l—2 = 6—2 = 4. При v, равном 4, и Р, равном 0,01, стандартное значение хи-квадрат равно 13,3. Следовательно, нулевая гипотеза, т. е. предположение о том, что различий между пламенным ядром и пользовательным стадом нет, отвергается.
Применение критерия хи-квадрат при определении достоверности различиймежду двумя группами ж и тн ых. Предположим, что требуется оценить результат испытания нового препарата для предупреждения инфекционного заболевания кроликов.
Из 50 кроликов 20 получали профилактический препарат (опытная группа), а 30 не получали (контроль). В опытной группе заболело 7 особей, здоровыми остались 13. В контро-льной заболело 14 кроликов, остались здоровыми 16. Доказывают ли результаты опыта профилактическое действие препарата или различие в числе заболевших кроликов зависит не от введения препарата, а от случайных причин. Обработка материала приведена в таблице 14.
Расчет критерия хи-квадрат при определении достоверности