Почему такие различия? Теория эволюции

Исследователи объясняют фундаментальные различия между мужчиной и женщиной естественным отбором в течение более миллиона лет эволюции человеческого вида. Если сравнить с часами, то десять тысяч лет цивилизации, не считая одного миллиона лет эволюции человека, составят около полминуты. Предполагается, что такая адаптивная эволюция и сформировала наш мозг и органы чувств путем комбинированного действия гормонов и нейротрансмиттеров.

Мужчина приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно ему приходилось вести молчаливое преследование добычи, иногда в течение нескольких дней, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру (ориентация). В давние времена вербальный обмен был очень незначительным, подсчитано, что доисторический человек за всю жизнь встречал не более 150 людей. В течение того же периода времени мозг женщины приспособился к выполнению ее основного назначения — воспитания детей, что требовало вербального общения. Таким образом, на биологическом уровне мужчина запрограммирован на конкуренцию, женщина — на сотрудничество, что таким образом каждый может увидеть биологически психотерапия — женское занятие.

Эти различия закладываются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, похоже, на них очень незначительно воздействуют в дальнейшем образование

и культура.

Природа и культивирование

Сегодня специалисты в области нейрологии и генетике считают, что наша личность детерминирована и определена на треть наследственностью, на треть — внутриутробной жизнью. Личность определяется на треть и приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства или психотерапия.

В течение первых недель после оплодотворения эмбрион — женский (DurdeenSmith & Desimone, 1983; Badintez, 1992; Magre & all, 2001), а маскулинизация — это медленное и тяжелое преобразование. Таким образом, девочка — это не мальчик, потерявший свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик — это девочка, завоевавшая (приобретшая) пенис. Так называемое в психоаналитике желание, или потребность в пенисе, является гипотезой, которая никогда не проверялась. Среди транссексуалов можно обнаружить в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих превратиться в мужчину. Во время войн рождается вдвое больше мужчин гомосексуалистов, вероятно, потому что матери переживали стресс, нарушавший гормональный баланс (DurdeenSmith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993).

Эти две части — наследственная и врожденная — кажутся важными. Согласно разным исследованиям, если один из однояйцевых близнецов гомосексуален, то второй в 50-65% случаев тоже будет гомосексуальным; среди братьев-близнецов это случается в 25-30% случаев, что в 5 раз больше, чем в общей популяции. В большинстве случаев гомосексуальность можно предсказать уже в возрасте 1-2 лет (Le Vay, 1993).

При более общем подходе межличностная корреляция обусловлена:

• наследственностью (50% между однояйцевыми близнецами);

• гормональным насыщением в период внутриутробного развития (25% между разнояйцевыми близнецами);

• воспитанием (10% между братьями и сестрами);

• отсутствием корреляции между чужими людьми.

Влияние наследственности, внутриутробной жизни, приобретенных на протяжении жизни знаний, по данным ученых университета штата Миннесота, в разной степени сказывается на умственной деятельности, восприятии музыки, спортивных достижениях и даже на

оптимизме.

Гормоны

Вы замечали, что, когда мяч лежит на земле, мальчики бьют по нему ногой, а девочки берут в руки и прижимают к груди. Это происходит непроизвольно и имеет

непосредственное отношение к гормонам.

Тестостерон — это гормон желания, сексуальности и агрессии. Его можно было бы назвать гормоном завоевания (военного или сексуального). В оптимальной концентрации тестостерон:

• развивает силу мышц (40% мышц у мужчины; 23% у

женщины);

• обусловливает скорость реакций и несдержанность (92% водителей сигналят на красный свет, и это главным образом мужчины);

• способствует формированию агрессии, конкуренции, доминирования (доминирующий самец поддерживает качество вида);

• также выносливость, настойчивость;

• способствует заживлению ран, росту бороды и увеличению лысины, зоркости, развитию правосторонности тела (Kimura, 1999), точности движений и ориентации, привлечению молодой самки, способной к деторождению.

Эстрогены, в свою очередь, способствуют развитию ловкости, раздельному движению пальцев (Kimura, 1999), левосторонности тела, а также образованию около

15% жира в организме мужчин и 25% у женщин, необходимого для защиты и вскармливания младенца.

Эстрогены также влияют на слух женщины различает больший диапазон звуков, она лучше, чем мужчина (в 6 раз) узнает звуки и музыку, лучше поет. Женщина хорошо

запоминает названия цветов, у нее также хорошо развита слуховая и зрительная память. Женщину привлекает доминирующий самец, сильный, способный защитить, опытный и социально признанный, который, как правило, старше по возрасту.

В помощь психотерапевту

Исследования в нейрологии в значительной степени подтверждают традиционные знания, они помогают психотерапевтам в повседневной работе при консультациях отдельных пациентов или супружеских пар.

А теперь, в завершение этой короткой лекции, несколько конкретных примеров использования достижений нейрологии. Знание ее помогает психотерапевту спокойно выслушать женщину, не перебивая и не пытаясь быстро решить ее проблему.

Врач должен поощрять мужчину говорить больше, выражать и разделять его эмоции, учитывать важность зрительного восприятия для мужчины и слуха для женщины, принимая во внимание эротическое значение музыки, голоса. Надо стимулировать пациента: усадить его рядом с окном (оно открывает внешний мир), это помогает лечению; а также стимулировать пожилых людей: пассивное отношение к ним ускоряет старение.

Во время психотерапевтических сеансов врачу нужно быть очень осторожным относительно воспоминаний о сексуальных злоупотреблениях, произошедших в раннем

возрасте с пациентом: память о сценах, реальных или вызванных воображением, обрабатывается в одних и тех же зонах мозга и создает такие же нейрохимические реакции (40% воспоминаний, как правило, – ложная память, реконструированная из сознательных или бессознательных страхов или желаний).

Психотерапевт помогает больному мобилизовать центр ответственности и автономности (способность сказать «нет»), используя все богатство парадоксальной и провоцирующей терапии.

Несколько общих замечаний

• Занятия любовью ускоряют заживление ран (благодаря тестостерону).

• Ориентированное на человеческий организм лечение помогает мобилизовать проводящие нервные пути в нейрологии: движение — правое полушарие — лимбическая система — эмоции — глубокое кодирование опыта.

• Определенное количество эмоций помогает запоминанию, вербализация способствует их воспроизведению.

• Долгосрочное запоминание в большинстве случаев происходит во время сна (REM-фаза). В случае психической травмы (несчастный случай, смерть близкого человека, изнасилование, нападение террориста, землетрясение) расспросы психотерапевта наиболее полезны во время, предшествующее первому сну (С. Гингер, Еmergency Gestalt, 1987).

• Женщины предпринимают попытки самоубийства (так они выражают свои эмоции) в десять раз чаще, чем мужчины, которые более преуспевают в свершении этого акта.

• Женщина говорит не думая; мужчина действует не думая.

• Женщина, несчастливая в личных отношениях, имеет проблемы и на работе; мужчина, несчастливый в работе, имеет проблемы в отношениях с женщинами.

• Женщине нужна близость для того, чтобы оценить сексуальность, мужчина нуждается в сексуальности для того, чтобы оценить близость.

В заключение следует отметить, что продолжение исследований по генетике и нейрологии является основополагающим и необходимо постоянно (еженедельно) пополнять наши знания. Простейший путь — проконсультироваться в интернете: www.google.com, где можно узнать о новых исследованиях, еще не опубликованных и не переведенных.

Очевидно, что для пациента совсем не безразлично, наблюдаться у врача-женщины или врача-мужчины: в противоположность гипотезам психоаналитиков, не подтвержденным различными исследованиями. Это создает различие в восприятии действительности противоположных полов и приводит к лучшим результатам (Краузе-Гирт,

2001). Мировосприятие мужчины и женщины очень различается, но при этом служит и приятным дополнением.

( 1) Aron Claude (2000) La Sexualité (Phéromones et désir). Paris : Odile Jacob. (206 p.)

( 2) Badinter Elisabeth (1992) XY, de l'identité masculine. Paris : Odile Jacob. (315 p.)

( 3) Braconnier Alain (1996) Le sexe des émotions. Paris : Odile Jacob. (210 p.)

( 4) Crépault Claude (1997) La sexoanalyse. Paris : Payot.

( 5) Cyrulnik Boris (1993) Les nourritures affectives. Paris : Odile Jacob. (244 p.)

( 6) Durden-Smith & Desimone (83). Sex and the Brain. USA. (270 p.)

( 7) Ginger S. et A. (1987) La Gestalt, une thérapie du contact. Paris : Hommes et Groupes.

6th éd. 2000 (535 p.). Chapters 12 et 13 (p. 297 to 324 & 332 to 346).

( 8) Ginger Serge (1995) La Gestalt, l’art du contact. Bruxelles : Guide de poche Marabout.

5th éd. 2001 (288 p). Chap. 6 et 7 (p. 93 to 132)

( 9) Gray John (1998) Men Are from Mars, Women Are from Venus. Harper Collins (USA)

(10) Janov Arthur (2000) The Biology of Love. New York : Prometheus Books,(380 p.)

(11) Kimura Doreen (2000) Sex and Cognition. MIT Press (USA)

(12) Krause-Girth Cornelia (2001) The position of Women in Psychotherapy. (lecture in Frankfurt & Paris)

(13) Le Vay Simon (1993) The Sexuel Brain. Cambridge (Mass.) : MIT Press. (230 p.)

(14) Magre S. et Vigier B. (2001) Développement et différenciation sexuelle de l’appareil génital,

in La reproduction chez les mammifères et l’homme. Paris : Ellipses.

(15) Pease Allan & Barbara (2001) Why Men Don’t Listen and Women Can’t Read Maps. Orion. (430 p.)

(16) Plomin R. et all. (1997) Behavioral Genetics. Freeman & Company, New York.

(17) Vincent J.D. (1986) Biologie des passions. Paris : Odile Jacob. (352 p.)

(18) Willer Ellen (2001) Les hommes, les femmes, etc. Bruxelles : Marabout. (190 p.)

Наши рекомендации