Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу. Центральная нервная система.
Центральная нервная система.
Головной и спинной мозг, спинальный ганглий. Рефлекторные дуги.
Продолжительность изучения темы 5,5 часов
Из них на занятии 3 часа.
Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.
Цель занятия:Изучить гистологическое строение головного и спинного мозга, спинального ганглия. Выявить морфофункциональные связи органов нервной системы и их роль в нервной регуляции органов.
Задачи:
Знать:
1. Органогенез и принцип строения отделов головного мозга.
2. Представление о белом и сером веществе головного мозга, знать их топографию в разных отделах головного мозга.
3. Получить представление о рефлекторной деятельности коры больших полушарий головного мозга на основе знаний ее цито- и миелоархитектоники.
4. Создать представление о рефлекторной деятельности коры мозжечка с участием моторных и возбуждающих нейронов.
5. Иметь представление о строении и роли гемато-энцефалического барьера.
Уметь:
1. Дифференцировать гистопрепараты органов центральной системы.
2. Определять характерные клетки, цитоархитектонику и миелоарихитектонику экранных центров.
3. Дифференцировать структуры серого и белого вещества, виды глии.
Значение изучения темы:
Знание гистофизиологии периферической нервной системы (нервы, нервные узлы) и центральной нервной системы (спинной и головной мозг) необходимо для понимания интегрирующей координирующей функций нервной системы, а также для правильной диагностики заболеваний, связанных с нарушением работы этих органов.
Методические рекомендации по самоподготовке.
Теоретические вопросы для самоподготовки.
Необходимый исходный уровень знаний
Из предшествующих тем:
1. Морфологическая и функциональная классификация нейроцитов.
2. Виды нервных волокон.
3. Принцип строения и функции синапсов.
4. Представление о строении сложных рефлекторных дуг.
5. Структурная характеристика серого и белого вещества ЦНС
6. Функциональное значение основных ядер спинного мозга.
По теме занятия:
1. Понятие об экранных центрах.
2. Оболочки головного и спинного мозга.
3. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры больших полушарий головного мозга:
- Морфология и функциональное значение пирамидных клеток. Элементы нейроглии.
- Модульный принцип гистофизиологии коры больших полушарий.
- Гранулярный, агранулярный типы коры больших полушарий.
- Белое вещество. Элементы нейроглии.
4. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры мозжечка.
- Морфология и функциональное значение клеток Пуркинье и ассоциативных нейронов. Связь структурных элементов коры мозжечка.
- Белое вещество. Элементы нейроглии.
5. Гематоэнцефалитический барьер.
6. Принцип нейронного состава афферентных и эфферентных рефлекторных дуг.
-Афферентные проводящие пути к коре больших полушарий и коре мозжечка. Их невронный состав и топография в спинном мозге.
- Эфферентные проводящие пути от коры больших полушарий и коры мозжечка. Их нейронный состав и топография в спинном мозге.
6. Гистофизиология спинного мозга. Собственный аппарат рефлекторных дуг спинного мозга.
7. Гистофизиология спинальных ганглиев. Цитофизиологическая характеристика нейронов, нейроглии, функции.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Мозговые оболочки. Расположение. Характеристика тканевого состава, роль
2. Гематоэнцефалический барьер. Роль глии в обмене веществ между кровью и нейронами (гематоэнцефалический барьер).
3. Модульный принцип гистофизиологии коры больших полушарий.
Темы рефератов УИРС
1. Развитие коры большого мозга млекопитающих и человека.
2. Передача информации от нейрона к нейрону как основа функциональной деятельности мозга.
3. Тормозные системы нейронов мозжечка и коры большого мозга.
4. Строение и роль ретикулярной формации ствола головного мозга.
Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.