Строение мочевыделительной системы.
Тема урока:Выделение. Мочеполовая система.
2. Цель урока: раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма
3. Задачи:
Образовательные: Обобщить знания об органах выделения организма;
• Ознакомится с общим планом функций и строения органов мочевыделительной системы;
• Изучить особенности внутреннего и внешнего строения почки касательно с выполняемых функций.
Развивающие:
• Развить умение работы с текстом учебника, с таблицами, рисунками;
• Развить умение конкретно и кратко отвечать на поставленные вопросы;
• Развить умение применять имеющие знания, анализировать информацию и внимательно слушать;
• Научится давать терминам объяснения.
Воспитательные:
• Сформировать устойчивое позитивное отношение к здоровому образу жизни;
• Сформировать познавательный интерес к предмету через рождение ситуации успеха.
4. Новые знания:
· сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;
· • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);
· • проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с использованием информационных технологий;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.
5. Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый
6. Формы организации урока:Фронтальная, индивидуальная, групповая
7. Оборудование:ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система», 10 экземпляров стихотворения о почках для групповой работы, информационный раздаточный материал – 1 на парту, каждому ученику – тест на закрепление.
8. Тип урока :Урок освоения новых знаний
9. Использованная литература:
1. Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Воронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).
2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007.
3. Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003
4. Здравушка. Научно-популярный альманах для детей. Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с
5. Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.
6. Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).
7. Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | ||||||||||||||
Организационный момент Здравствуйте ребята. Кто сегодня дежурный? Кто сегодня отсутствует? | Здороваются. Отвечают на вопросы. | ||||||||||||||||
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся . Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем, как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). -Какие вещества удаляются из организма? -Какие органы принимают в этом участие? Однако основным органом выделения являются почки. | Отвечают на вопросы | ||||||||||||||||
Сообщение темы, цели и задач урока. Тема нашего урока: Выделение. Мочеполовая система. Постановка задач урока. Сегодня на уроке мы * Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. * Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. * Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. | Записывают тему и задачи в тетрадь | ||||||||||||||||
Мотивация Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений?( Слайд 2) | возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функцию) | ||||||||||||||||
Восприятие и осознание учащимися нового материала. Работа со схемой «Этапы обмена веществ». Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов. *Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества. *Второй этап - внутриклеточный обмен. *Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества. Прочитайте в учебнике на стр. 170 первый абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов? Итак, какие продукты распада образуются из белков? *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: мочевина, соли, вода и углекислый газ) А из жиров и углеводов образуются … *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: вода и углекислый газ). Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена.Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз. В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)
- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма) - Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода) - Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу) - Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).(Слайд 5) Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу. *У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей. Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специализированные органы, образующие выделительную систему. *Вспомните, какие органы выделения характерны для кольчатых червей? (метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор). У членистоногих? * у ракообразных зеленые железы в основании усиков, *у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды) *У хордовых? (парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака). - А к какому типу относится человек? (К типу Хордовые). - Значит, какие органы выделения у человека? (Те же, что у животных на нижнем ряду слайда - лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нет только клоаки). Они образуют мочевыделительную систему человека.(слайд 6) |
Строение мочевыделительной системы.
Составьте короткий рассказ по схеме.
** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:
Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыводящими (слайд 7)
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.(Навык смыслового чтения)
СЛОВАРИК:две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.
ТЕКСТ:
• У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
• Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? (слайд 8)
Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят «УГУ», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный.
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:
• У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
• Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
• Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.
- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.