Промежуточной аттестации по дисциплине «Биология» по специальности 160109 «Сестринское дело».
В О П Р О С Ы
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 060501 КУРС 2 СЕМЕСТР
1. Химический состав клетки: неорганические соединения.
2. Биополимеры: углеводы, липиды. Их строение, функции.
3. Белки, их строение, функции.
4. Нуклеиновые кислоты: типы, строение нуклеотида, функция в клетке, особенность строения молекулы биополимера.
5. АТФ, регуляторные и сигнальные вещества.
6. Клеточная теория.
7. Цито плазма, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, строение, функции.
8. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение, функции.
9. Ядро. Строение, роль ядра.
10. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
11. Фотосинтез: фазы.
12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.
13. Биологическое окисление при участии кислорода.
14. Генетическая информация. Удвоение ДНК.
15. Образование информационной РНК по матрице ДНК.
16. Генетический код и его свойства.
17. Биосинтез белков.
18. Регуляция транскрипции и трансляции.
19.Вирусы, их строение. Бактериофаги.
20.Деление клетки. Митоз: фазы, биологическое значение митоза.
21. Бесполое и половое размножение.
22. Мейоз, фазы, биологическое значение мейоза.
23.Сперматогенез и овогенез: строение половых клеток.
24. Оплодотворение у животных и растений.
25. Зародышевое развитие организмов: дробление зиготы, гаструла, образование органов.
26. Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток.
27. Организм как единое целое.
28. Первый закон Менделя.
29. Второй закон Менделя.
30. Третий закон Менделя.
31. Генотип и фенотип. Аллельные гены.
32. Сцепленное наследование генов.
33. Генетика пола.
34. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность.
35. Взаимодействия генотипа и среды при формировании признака.
36.Модификационная и наследственная изменчивость.
37. Комбинативная изменчивость.
38. Мутационная изменчивость.
39. Наследственная изменчивость человека. Методы изучения наследственности.
40. Лечение и профилактика наследственных болезней.
41. Селекция: Одомашнивание – как начальный этап.
42. Методы современной селекции.
43. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагене и их значение в селекции.
44. Эволюция. Возникновение и развитие эволюционных представлений. Теория Ламарка.
45. Теория происхождения видов Чарлза Дарвина.
46. Доказательства эволюции: эмбриологические, морфологические, палеонтологические, молекулярные.
47. Вид. Критерии вида. Популяция.
48.Роль изменчивости в эволюционном процессе: мутационная, комбинативная.
49. Естественный отбор эволюции.
50. Формы естественного отбора в популяциях.
51. Дрейф генов – фактор популяции.
52. Изоляция – эволюционный фактор.
53. Приспособленность – результат действия факторов эволюции.
54. Видообразование.
55. Основные направления эволюционного процесса.
56. Теория возникновения жизни на земле.
57.Современные взгляды на возникновение жизни.
58. Развитие жизни в криптозое.
59. Развитие жизни в раннем палеозое.
60. Развитие жизни в позднем палеозое
61. Развитие жизни в мезозое.
62. Развитие жизни в кайнозое.
62. Многообразие органического мира. Принципы систематики.
63. Классификация организмов.
64. Происхождение человека. Ближайшие родственники человека среди животных .
65. Основные этапы эволюции приматов.
66. Первые представители рода Homo.
67. Появление человека разумного.
68. Факторы эволюции человека.
69. Предмет экологии. Экологические факторы.
70. Взаимодействие популяций разных видов.
71. Сообщества. Экосистемы.
72. Поток энергии и цепи питания.
73.Свойства экосистем.
74. Смена экосистем.
75.Агроценозы.
76. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.
77. Биосфера, свойства, границы.
78. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
79. Влияние деятельности человека на биосферу.
80. Глобальные экологические проблемы.
Задачи
промежуточной аттестации по дисциплине «Биология» по специальности 160109 «Сестринское дело».
1. Дан фрагмент цепочки ДНК:
…А – Г – Ц – Т – Т – Ц – Г – Г – А – Т…
Достройте вторую цепь.
2. Дан фрагмент цепочки ДНК: … Г – Ц – Т – Т – Ц – Г – Г – А – Т – А…
Достройте вторую цепь.
3. В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 26 % от общего количества нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.
4. В молекуле ДНК тиминовых нуклеотидов насчитывается 20 % от общего количества нуклеотидов. Определите количество адениновых и цитозиновых нуклеотидов.
5. В молекуле ДНК тиминовых нуклеотидов насчитывается 20 % от общего количества нуклеотидов. Определите количество адениновых и цитозиновых нуклеотидов.
6. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся путем самокопирования цепочки:
Ц – А – Ц – Ц – Г – Т – А – А – Ц – Г – Г – А – Т – Ц ….
Какова длина полученной цепочки и ее масса?
7. Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров белка, запрограммированных в этой ДНК.
8. Пользуясь таблицей генетического кода, определите, какие аминокислоты кодируются триплетами ЦАТ, ТТТ, ГАТ.
9. Напишите суммарное уравнение реакций фотосинтеза.
10. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргигин – валин – глицин – лизин.
11. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
12. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
13. Установите последовательность стадий митоза.
14. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
15. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
16. Назовите фазу митоза, дайте краткую характеристику.
17. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. От этого брака родился голубоглазый ребенок. Определите генотипы всех упомянутых лиц.
18. При скрещивании серой и черной мышей получено 30 потомков, из них 14 были черными. Известно, что серая окраска доминирует над черной. Каков генотип мышей родительского поколения?
19. Белый кролик (aa) скрещивается с черным кроликом (AA). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
20. Белая мышь (aa) скрещивается с черной мышью (Aa). Гибридные мыши скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
21. Составьте схему наследования гемофилии.
22. В каком случае может родиться девочка дальтоник? Приведите схему скрещивания.
23. У человека ген полидактилии доминирует над нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения шестипалых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны.
24. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалии?
25. У кошек встречается черная, рыжая и черепаховая окраска ( чередование черных и рыжих полос. Коты рождаются только черные и рыжие. Чем можно объяснить этот факт.
26. Назовите структуры растительной клетки:
27. Назовите структуры животной клетки:
28. В приведённом перечне найдите продуцентов, консументов и редуцентов.
Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия, цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек.
29. Составьте схему пищевой цепи для сосны обыкновенной.
30. Укажите (обозначьте цифрами), в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы: человек, одноклеточная водоросль, дафния, судак, пескарь.
31. Составьте пищевую цепочку моря.
32. Составьте пищевую цепочку луга.
33. Подсчитайте, сколько процентов энергии доходит до пятого уровня экологической пирамиды пищевой цепи: растения – кузнечики - лягушки – змеи – орел.
34. Подсчитайте, сколько процентов энергии доходит до пятого уровня экологической пирамиды пищевой цепи: растения – кузнечики - лягушки – змеи – орел.
35. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения -> кузнечики -> лягушки -> ужи ~> ястреб-змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т.
36. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения -> кузнечики -> лягушки -> ужи ~> ястреб-змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 100 т.
37. Приготовьте микропрепарат из кожицы лука. Рассмотрите клетки под микроскопом, опишите.
38. Покажите составные части микроскопа.
39. Расскажите правила работы с микроскопом.
40. Приготовьте микропрепарат из дрожжей, рассмотрите клетки под микроскопом, опишите.
БИЛЕТЫ