Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №4

Тема: «Половые клетки. Основные этапы эмбрионального развития (оплодотворение, дробление)».

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: к.м.н., ст. преподаватель Е.А. Хапилина

Красноярск

1.Тема занятия: «Половые клетки. Основные этапы эмбрионального развития (оплодотворение, дробление)».

2.Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы:

Эмбриология - научный фундамент многих медицинских дисциплин: акушерства, педиатрии, гинекологии.

Знание общей эмбриологии, в частности, процессов образования и развития половых клеток, оплодотворения и дробления, необходимо для понимания главных закономерностей эмбрионального развития, его видовых особенностей у различных представителей животного мира в связи с различными условиями их жизни и размножения, а так же для понимания в дальнейшем патологических процессов, которые могут возникнуть на перечисленных этапах эмбрионального развития. Изучение основ эмбрионального развития важно для понимания источников и механизмов становления тканей (гистогенез), органов (органогенез) взрослого человека.

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель:Познакомиться со строением половых клеток, основными различиями женских и мужских половых клеток, этапами их развития. Знать сущность процессов, происходящих при оплодотворении и дроблении.

4.2 Учебные цели:

1. Иметь представление об этапах эмбрионального развития зародышей позвоночных и их особенностях в зависимости от строения яйцеклетки.

2. Знать особенности строения женских и мужских половых клеток, особенности первых двух этапов эмбрионального развития (оплодотворения и дробления).

3. Уметь находить на гистологических препаратах половые клетки и их структурные компоненты, а так же результат первого этапа
эмбрионального развития - оплодотворения (синкарион) и второго
этапа - дробления (бластулу).

4.3 Психолого-педагогические цели:

На протяжении двух практических занятий по данной теме необходимо дать понять студентам, насколько, действительно, важно, при каких условиях происходит развитие нового организма. Если эти условия положительно влияют на развитие плода, то можно быть уверенным в том, что будущий ребенок будет здоров. А в целом - это здоровое общество.

Студентам нужно объяснить, как отрицательно влияют на развитие

организма вредные привычки, такие как: курение, спиртные напитки и наркотики. Можно привести много примеров, когда дети рождаются больными. То есть за вредные привычки родителей расплачиваются дети.

Воспитывать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната.

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты № 5, 130, 22, компьютерная версия атласов.

Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Цель этапа и оснащенность
1. Организация занятия 3 мин. Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
2. Формулировка темы и цели 10 мин. Преподавателем объявляется тема, ее актуальность и цели занятия
3. Определение исходного уровня знаний 15 мин. Разбор основных вопросов темы занятия по ответам на контрольные вопросы или через тестирование. Оснащение: 1. Контрольные вопросы 2. Тесты 3. Таблицы 4. Схемы 5. Компьютер
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов 30 мин. 1. Устное собеседование, в процессе которого разбираются наиболее важные и сложные вопросы по теме. 2. Инструктаж обучающихся по выполнению самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа: 1) микроскопия гистологических препаратов; 2) зарисовка их в альбом. 70 мин. 1. Микроскопия препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение темы занятия с использованием электронного гистологического атласа и обучающих компьютерных программ. Оснащение: 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Компьютер 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши
6. Определение конечного уровня знаний 20 мин. Закрепление изученного материала при решении ситуационных задач или с использованием компьютерных контролирующих программ.
7. Подведение итогов и задание на дом 7 мин. 1. Коррекция рисунков; 2. Подписывание рисунков; 3. Оглашение оценок; 4. Задание на дом.
Всего: 155 мин.  

8. Аннотация:

Начиная занятие, надо вспомнить, что у любого вида животных с половым размножением источником образования новых дочерних организмов служат специальные половые клетки и что обязательным условием образования нового организма является процесс оплодотворения. Задачей этого процесса является передача различного генетического материала от обоих родителей и образование жизнеспособного потомства.

Студенты должны уяснить основные отличия половых клеток от соматических, отметив характерные черты первых:

1.высокую специфическую дифференцированность (у них в
процессе эволюции выработались приспособления для
осеменения, защиты от вредных факторов, содержание
нужных для развития зародыша веществ);

2.гаплоидный набор хромосом;

3.особое, свойственное только этим клеткам, ядерно-
цитоплазматическое отношение (в яйцеклетках резко
превалирует объем цитоплазмы, в то время как у спермия
ядерно-цитоплазматические отношения (в яйцеклетках резко превалирует объем цитоплазмы, в то время как у спермия ядерно-цитоплазматические отношения -противоположны);

4.особый тип метаболизма;

5.отсутствие способности к делению;

6.наличие при их развитии окружающих трофических клеток.
Следует отметить, что половые клетки имеют особую закладку

вне тела эмбриона. Первичные половые клетки впервые

обнаруживаются вне тела во внезародышевой желточной энтодерме.

В ходе разбора студенты должны четко понять единую задачу половых клеток и конкретные функциональные задачи каждой из них, что находит свое отражение в морфологической организации.

Рассматривая препараты яйцеклетки, напомнить, что женская половая клетка должна обеспечить зародыш будущего организма основной массой цитоплазмы и достаточным количеством питательного материала, поэтому она крупна и неподвижна (отметить наличие в ней желтка, большое количество РНК и ДНК (в том числе митохондриальной) большое количество митохондрий, формирование кортикальных гранул и др. Обратить внимание при этом на вариации типа яйцеклетки в ряду млекопитающих от яйцекладущих до плацентарных.

Оценивая структуру мужской половой клетки, подчеркнуть, что последняя должна обладать подвижностью, чтобы достичь яйцеклетки, быть разгруженной от запаса питательных веществ, обладать малыми размерами, иметь большой запас энергии, иметь специальный аппарат для оплодотворения акросому, иметь специфический аппарат для движения (хвостиковую нить). При этом количество этих клеток должно быть значительно большим (они

исчисляются миллионами в эйякуляте), что связано с возможностью их большей гибели.

Резюмируя, следует лишний раз подчеркнуть, что половые клетки, имея общие черты строения, свойственные клеткам вообще (соматической клетке), обладают, однако, рядом конкретных черт, свойственных только им. Необходимо вспомнить материал лекции: отметив сроки жизни, реактивность половых клеток, конкретные их задачи при оплодотворении.

Далее по препаратам студенты изучают развитие половых
клеток в половых железах человека. Они должны вспомнить, что
мужские половые клетки проходят весь цикл развития в семеннике
(процесс их развития - сперматогенез складывается из 4 -х периодов
и не отличается от этого процесса у других млекопитающих). При
этом очень важно, чтобы при детализации процесса сперматогенеза
они сосредоточили внимание на 4-ом периоде спермиогенеза и подробно на его цитологической характеристике. При этом студенты должны иметь в виду зависимость формирования спермиев от состояния других клеточных элементов семенника.

При анализе женской половой клетки вспомнить, что она проходит сложный путь развития - овогенез, в котором нет периода формирования и имеются особенности в распределении материала цитоплазмы. Отметить сходство и отличие этого процесса у млекопитающих и человека. Надо, чтобы студенты запомнили, что размножение яйцеклеток происходит в яичнике еще в эмбриональном периоде, когда путем митотических делений возникает до 400.000 молодых клеток - овогоний, т.е. что девочка рождается уже с законченным процессом размножения половых клеток и только в постнатальном развитии яйцеклетки (овоциты) в яичнике проходят 2-ой период овогенеза - период роста, во время которого увеличиваются в размерах, синтезируют желток и проходят длительную стадию профазы 1-го деления созревания.

Студент должен обратить внимание на то, что процесс развития яйцеклетки заканчивается в маточной трубе: закончивший стадию роста овоцит 1 порядка вступает в первое деление созревания, затем попадая в яйцевод.

Еще раз вспомнить, что деление яйцеклетки неравномерное (в отличие от сперматогенеза): образуется овоцит 2-го порядка и маленькое направительное тельце, содержащие гаплоидный набор хромосом. Митотическое деление овоцита 2-го порядка происходит с образованием овоцита и второго направительного тельца (при этом возможно митотическое деление и 1-го направительного тельца). Следует подчеркнуть, что митотическое деление в яйцеклетке заканчивается при проникновении спермия.

При завершении этой части работы преподаватель еще раз акцентирует внимание на том, что в результате развития овогонии образуется зрелая яйцеклетка и три направительных тельца, что яйцеклетка, как правило, не имеет центросомы, получая ее при оплодотворении от спермия.

При обсуждении и просмотре препаратов по процессу оплодотворения в первую очередь следует оценить его биологический смысл: объединение материнских и отцовских свойств (объединяется ядерный материал яйцеклетки и спермия) -гаплоидные наборы хромосом половых клеток создают диплоидный набор хромосом зиготы, образуется единое ядро зиготы, зигота получает центросому спермия. Обратить внимание на то, что оплодотворение не простое суммирование ядерного аппарата отцовских и материнских половых клеток, а что это сложный биологический процесс.

Коротко остановиться на разборе общих черт и общности хода процесса оплодотворения человека и животных.

Подчеркнуть, что своим внедрением в яйцеклетку спермий вызывает кортикальную реакцию, сопровождающуюся сложными физико-химическими перестройками цитоплазмы.

Разобрать по схеме процесс проникновения спермия, суть физико-химических изменений кортикального слоя цитоплазмы и образование перивителлинового пространства. Отметить особенность процесса оплодотворения у человека и других животных.

*•

Ориентируясь на схемы оплодотворения, обратить внимание студентов на моноспермный тип оплодотворения у человека.

Далее, привлечь внимание к значению секрета маточной трубы в оплодотворении.

На препаратах яиц оплодотворения аскариды определяют мужской и женский пронуклеусы и стадию синкариона. Следует вспомнить, что пол будущего зародыша зависит от того, какой спермий оплодотворяет яйцеклетку, т. е. содержит ли он "X" или "У" хромосому.

В ходе разбора отметить, что оплодотворенная зигота или одноклеточный зародыш существуют кратковременный период, в течение которого в нем происходят более активные метаболические процессы, резко повышается потребление кислорода, сложные процессы перестройки и подготовки к дроблению (дробление начинается на вторые сутки после оплодотворения).

Студенты изучают начальные этапы дробления на препаратах дробления зародыша амфибии. Они должны усвоить характер процесса дробления у лягушки (полное неравномерное). Борозда дробления проходит от одного полюса зиготы до другого. Размеры бластомеров различные: в краевых зонах и крыше - мелкие, в дне -крупные. В центре бластулы полость бластоцель. Бластула называется амфибластулой.

9. Вопросы для самоподготовки(приложение №1)

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

11. Ситуационные задачи по теме(приложение №3)

12. Рекомендации по УИРС:

Темы рефератов:

1. Особенности оплодотворения и дробления у птиц, млекопитающих, пресмыкающихся.

2. Строение половых клеток у птиц, млекопитающих, пресмыкающихся.

3. Влияние гормональных факторов на развитие органов у куриных эмбрионов.

Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).

14. Список литературы:

Основная литература:

1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

Приложение №1

Вопросы для самоподготовки

1. Дать определения понятиям: филогенез, онтогенез, эмбриогенез,
прогенез.

2. Назвать клетки в каждом из периодов сперматогенеза. В каком
органе протекает сперматогенез и на каком этапе развития
мужского организма?

3. Дать название клеткам в каждом из периода овогенеза. В каких
органах происходит овогенез и на каком этапе женского
организма?

4. Какие части различают в сперматозоиде?

5. Что такое акросома? Из какой органеллы она развивается и
какова ее роль в оплодотворении?

6. Что такое желток в цитоплазме яйцеклетки?

7. По каким признакам классифицируются яйцеклетки и какие типы
яйцеклеток существуют?

8. Перечислите отличия половых клеток от соматических

9. Назовите основные этапы эмбрионального развития на примере
птицы.

10. Что такое оплодотворение? Какие фазы оплодотворения существуют? Назвать конечный результат оплодотворения.

11. Что такое дробление? В чем состоит отличие дробления от митоза соматической клетки?

12. Назовите типы дробления зиготы. От чего зависит тип дробления зиготы?

13. Что такое бластула и какие различают виды бластул?

Эталоны ответов на вопросы для самоподготовки

1.Филогенезисторический процесс возникновения и
развития вида.

Онтогенез- индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения до смерти.

Эмбриогенез- процесс развития зародыша от момента оплодотворения до момента рождения (у живородящих) или до момента вылупления из яйца (у яйцекладущих).

Прогенезпроцесс образования половых клеток

(сперматозоидов и яйцеклеток).

2. Стадия размножения - сперматогонии.
Стадия роста - сперматоциты 1 порядка.

Стадия созревания - сперматоциты 2 порядка и сперматиды. Стадия формирования - сперматозоиды.

Сперматогенез протекает в извитых канальцах семенника с наступлением полового созревания.

3. Стадия размножения - оогонии или овогонии.

Стадия роста-овоциты 1 порядка. Стадия созревания - Овоцит 2 порядка и яйцеклетка.

Первая стадия происходит во время эмбрионального развития в яичнике. Вторая стадия - с момента рождения и до менопаузы в яичнике. Третья стадия протекает как в яичнике, так и вне его (маточные трубы). С наступлением полового созревания и до менопаузы.

4. В сперматозоиде различают: головку и хвостовой отдел, состоящий из связующей, промежуточной, главной и терминальной частей.

5. На переднем полюсе головки сперматозоида имеется акросома. Это видоизмененный пластинчатый комплекс Гольджи. Она содержит набор ферментов (гиалуронидаза и трипсин), способных растворять оболочки яйцеклетки.

6. Желток в яйцеклетке - это белковые включения.

7. Яйцеклетки классифицируются по двум признакам: по
количеству желтка и его распределению. По количеству желтка яйцеклетки бывают: полилецитальные, олиголецитальные, алецитальные. По распределению желтка: изолецитальные, телолецитальные: центролецитальные, мезотелолецитальные, резко
телолецитальные.

а) Половые клетки содержат гаплоидный набор хромосом, б)
В них низкий уровень метаболизма, в) Они не способны
размножаться.

Оплодотворение — дробление —гаструляция
органогенез (закладка осевых органов), гистогенез,
дифференцировка мезодермы—обособление тела зародыша от
внезародышевых частей с помощью туловищных складок
образование провизорных (временных или внезародышевых)
органов.

Оплодотворение - слияние мужской и женской половых
клеток, в результате чего восстанавливается диплоидный набор
хромосом, характерный для данного вида животных, и возникает
качественно новая клетка — зигота.

Первая фаза - дистантное взаимодействие. Вторая фаза - контактное взаимодействие.

11. Дробление-это последовательное митотическое
деление зиготы на клетки (бластомеры) без последующего роста их
до размера материнской.

12. Типы дробления: полное равномерное; полное неравномерное; частичное или неполное дискоидальное.

Тип дробления зависит от типа яйцеклетки. Желток яйцеклетки препятствует прохождению борозды дробления.

13. Бластула - это многоклеточный зародыш, имеющий полость,

образующуюся в результате дробления. Полость бластулы называется бластоцель. Стенка бластулы, состоящая из клеток (бластомеров), называется бластодермой. В бластодерме различают: дно, крышу, краевые зоны.

Существуют следующие виды бластул: целобластула (ланцетник),

амфибластула (амфибия), дискобластула (птица), бластоциста

(человек).

Приложение №2

Тестовые задания по теме

1. Тип дробления у птиц:

а) полное равномерное;

б) полное неравномерное;

в) неполное дискоидальное;

г) неполное равномерное.

Правильный ответ: в

2. Зигота – это зародыш:

а) многоклеточный;

б) одноклеточный;

в) трехслойный;

г) однослойный.

Правильный ответ: б

3. Главная часть хвостового отдела сперматозоида по строению напоминает:

а) микроворсинки;

б) аксонему реснички;

в) центриоль;

г) базальное тельце реснички.

Правильный ответ: б

4. Оплодотворение - это:

а) слияние яйцеклетки и сперматозоида;

б) процесс образования мезодермы;

в) процесс образования 3-х зародышевых листков;

г) процесс образования эпибласта и гипобласта.

Правильный ответ: а

5. Эмбриогенез - это:

а) процесс развития зародыша от момента оплодотворения до рождения (у живородящих) или до вылупления из яйца (у яйцекладущих);

б) наука о развитии зародыша;

в) процесс развития и образования половых клеток;

г) наука о развитии тканей.

Правильный ответ: а

6. Состав блестящей оболочки яйцеклетки млекопитающих:

а) хондроитинсульфат;

б) ферменты;

в) гликозаминогликаны;

г) элеидин.

Правильный ответ: в

7. Тип дробления у млекопитающих:

а) полное равномерное;

б) полное неравномерное;

в) неполное, частичное;

г) полное дискоидальное.

Правильный ответ: б

8. Тип яйцеклетки у млекопитающих:

а) полилецитальная, резко телолецитальная;

б) мезолецитальная, умеренно телолецитальная;

в) вторично олиголецитальная, изолецитальная;

г) вторично мезотелолецитальная.

Правильный ответ: в

9. Источник развития первичных половых клеток:

а) энтодерма желточного мешка;

б) нефрогонотом;

в) половой валик;

г) листки спланхнотома.

Правильный ответ: а

10. Бластула птицы:

а) дискобластула;

б) целобластула;

в) бластоциста;

г) амфибластула.

Правильный ответ: а

11. Особенности половой клетки:

а) содержат гаплоидное число хромосом, размножается, высокий уровень метаболизма;

б) содержат гаплоидное число хромосом, не размножается, низкий уровень метаболизма (анабиоз);

в) содержат диплоидное число хромосом, размножается, низкий уровень метаболизма;

г) содержат диплоидное число хромосом, не размножается, высокий уровень метаболизма.

Правильный ответ: б

12. Митохондрии у сперматозоида расположены в

а) связующей части;

б) промежуточной части;

в) главной части;

г) терминальной части.

Правильный ответ: б

13. Бластула - это:

а) одноклеточный зародыш;

б) трехслойный зародыш;

в) многоклеточный зародыш, имеющий полость;

г) однослойный зародыш.

Правильный ответ: в

14. Яйцеклетки классифицируются по:

а) продолжительности развития во внешней среде;

б) распределению желтка;

в) количеству желтка и его распределению;

г) условиям развития животного (во внешней или внутренней среде) и количеству желтка;

д) типу дробления.

Правильный ответ: в

15. Тип яйцеклетки у птиц:

а) полилецитальная, резко телолецитальная;

б) полилецитальная, изолецитальная;

в) полилецитальная, мезолецитальная;

г) олиголецитальная, изолецитальная.

Правильный ответ: а

16. Перечислите периоды овогенеза:

а) размножение, рост, созревание, формирование;

б) размножение, рост, созревание;

в) размножение, рост, формирование;

г) рост, созревание, размножение.

Правильный ответ: б

17. Тип дробления у ланцетника:

а) полное равномерное;

б) полное неравномерное;

в) неполное частичное;

г) неполное неравномерное.

Правильный ответ: а

18. Перечислите периоды сперматогенеза:

а) размножение, рост, созревание, формирование;

б) размножение, рост, созревание;

в) размножение, рост, формирование;

г) рост, созревание, размножение.

Правильный ответ: а

19. Перечислите все составные части сперматозоида:

а) головка, хвостовой отдел;

б) хвостовой отдел, шейка;

в) головка, терминальный отдел;

г) головка, связующий отдел.

Правильный ответ: а

20. Эмбриология - это:

а) период от оплодотворения до рождения, вылупления из яйцевых оболочек, окончание метаморфоза;

б) наука о развитии зародыша;

в) процесс развития и образования половых клеток;

г) исторический процесс возникновения и развития вида.

Правильный ответ: б

21. Вид бластулы у млекопитающих

а) целобластула;

б) дискобластула;

в) бластоциста;

г) амфибластула.

Правильный ответ: в

22. Тип дробления обусловлен:

а) типом яйцеклетки;

б) способом гаструляции;

в) фазой оплодотворения;

г) количеством бластомеров.

Правильный ответ: а

23. Содержание и функции акросомы:

а) гормоны и жиры, защитная;

б) гиалуронидаза и протеазы, растворение оболочек яйцеклетки;

в) ферменты, трофическая;

г) трипсиноген, дыхательная.

Правильный ответ: б

24. Функции, выполняемые лучистым венцом:

а) защитная, выделительная;

б) трофическая, газообменная;

в) трофическая, защитная;

г) газообменная, защитная.

Правильный ответ: в

25. Акросома - это:

а) связующая часть головки и хвостового отдела сперматозоида;

б) видоизмененный комплекс Гольджи;

в) ядро головки сперматозоида;

г) терминальная часть хвостового отдела сперматозоида.

Правильный ответ: б

26. Тип яйцеклетки у амфибии:

а) полилецитальная, резко телолецитальная;

б) полилецитальная, мезотелолецитальная;

в) вторичная олиголецитальная, изолецитальная;

г) первичная олиголецитальная, изолецитальная.

Правильный ответ: б

27. Тип дробления у амфибий:

а) полное равномерное;

б) полное неравномерное;

в) неполное частичное.

г) неполное дискоидальное.

Правильный ответ: б

28. Период дробления заканчивается образованием:

а) морулы;

б) двух зародышевых листков;

в) бластулы;

г) зиготы.

Правильный ответ: в

29. Прогенез - это:

а) период от момента оплодотворения до рождения, вылупления из яйцевых оболочек, окончания метаморфоза;

б) наука о развитии зародыша;

в) процесс образования и развития половых клеток;

г) образование гонобластов.

Правильный ответ: в

30. Назовите оболочки яйцеклетки млекопитающих:

а) скорлуповая, подскорлуповая, белочная;

б) подскорлуповая, блестящая;

в) блестящая, лучистый венец, оолемма;

г) скорлуповая, лучистый венец.

Правильный ответ: в

31. Акросомная реакция – это разновидность:

а) эндоцитоза;

б) экзоцитоза;

в) секреции;

г) фагоцитоза.

Правильный ответ: б

32. Дробление – это стадия развития, наступающая после:

а) гаструляции;

б) образования морулы;

в) оплодотворения;

г) образования туловищной складки.

Правильный ответ: в

33. На яйцеклетку подействовали препаратом, который разрушил фолликулярные клетки, входящие в состав лучистого венца. Что произойдет с яйцеклеткой?

а) потеряет способность к передвижению;

б) погибнет;

в) будет оплодотворена несколькими сперматозоидами;

г) приобретет способность быстро передвигаться.

Правильный ответ: б

34. В эксперименте на стадии бластулы введено вещество, блокирующее перемещение клеток. Развитие какой стадии эмбриогенеза будет нарушено?

а) дробления;

б) гаструляции;

в) образования внезародышевых органов;

г) гистогенеза.

Правильный ответ: б

Приложение №3

Наши рекомендации