Учение пьера тейяра де шардена о ноосфере
Крупнейшим мыслителем нашего столетия является Пьер Тейяр де Шарден, он разработал собственную теорию ноосферы. Он изложил ее в книге "Феномен человека", написанной в 1946 г.
Философия Пьера Тейяра де Шардена уникальна и мало похожа на другие философские концепции. Материя в его концепции обладает тремя качествами: множественностью, единством и энергией. Энергия рассматривается как способность к связям и к взаимодействию.
Космос, в котором находится человек, у Пьера Тейяра де Шардена образует систему по своей множественности, целое - по своему единству, квант - по своей энергии. Землю он рассматривает как зародыш, в потенциале которого заключены жизнь и сознание: " В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее беспредельно простирающейся преджизни" (наличие "биологического" слоя внутри земной материи).
Возникновение Земли рассматривается как случайность, а развитие планеты и материи идет закономерно. В результате эволюции образуется предбиосфера, происходит зарождение и развитие биосферы. Качественной ступенью в развитии биосферы стало появление человека, существа, которое, по мнению ученого, отличается от представителей животного мира, прежде всего наличием рефлексии, т.е. способности понимать самого себя. Появление самосознания - это возникновение нового мира.
У Шардена разум - основа рефлексии, он предшествует ей, поэтому разум не является достижением исключительно человека: "Разумеется, животное знает, но, безусловно, оно не знает о своем знании - иначе оно бы давным-давно умножило изобретательность и развило бы систему внутренних построений, которая не ускользнула бы от наших наблюдений. Следовательно, перед животным закрыта одна область реальности, в которой мы развиваемся, но куда оно не может вступить, поскольку нас разделяет непреодолимый для него порог. Обладая рефлексией, человек не только отличаемся от животного, он иной, по сравнению с ним. Мы не простое изменение степени, а изменение природы, как результат изменения состояния".
Человеческая личность способна существовать только постоянно индивидуализируясь и углубляя самосознание:"...рефлексирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении путем проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя остального мира путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы".
В теории Пьера Тейяра де Шардена геологическая эволюция переходит в биологическую, а биологическая - в эволюцию психики (психогенез). Затем наступает новое качество развития - генезис духа: "психогенез стушевывается, он сменяется или поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом".
В структуре нашей планеты ученый выделяет несколько зон, сфер: металлическая барисфера в центре, каменная литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера - живая пленка растительного и животного мира, ноосфера - обширная, наиболее цельная область, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.
В философии Шардена ХХ век - это новая эра цивилизации, когда возникает своеобразная форма духа, стремящегося к "сверхдуше", когда разум осязает бесконечные просторы и время Космоса; поэтому прогресс человечества и природы очевиден - материя и дух эволюционирую в направлении освобождения духа. Рост коммуникаций, средств связи и развитие техники ведет к "сращиванию мыслящих душ", концентрирует энергию сознания личностей. Постепенно происходит конвергенция рас, народов, наций, идет "планетизация человека" при наличии дифференциализации групп, служащей условием обогащения и взаиморазвития.
Тейяр де Шарден высоко оценивал роль науки в процессе глобализации человечества: "Человечество - это дух, наука - близнец человечества", наука призвана "больше действовать, чтобы полнее существовать..."
Философия Шардена предупреждает человечество об опасности, которую несет им взаимная отчужденность, враждебное отношение друг к другу, стандартизация вместо истинного единения. Он предостерегает от противопоставления целого и личности, поскольку по своей структуре ноосфера и весь мир представляют собой не односложную совокупность, а систему, имеющую центр, в котором конвергируют (сходятся) пространство и время, порождающие сознание и объединенные им.
Сила любви собирает части мира в целое. Любовь - это общее свойство всей жизни, в различной степени она присуща всем формам организованной материи. Энергия любви, лежащая в фундаменте мира, притягивает и соединяет разрозненные части мироздания: "Только любовь по той простой причине, что лишь она берет и соединяет существа их сутью, способна - и это только подтверждает ежедневный опыт, завершить существа как таковые, объединив их". Любовь пронизывает все предметы, достигая своего апогея в человеке: созерцание природы, наслаждение музыкой, "ожидание и ощущение великого наличия" - все это проявления любви, доступные человеческому сознанию.
Синтезирующим центром в концепции Шардена является точка Омега, космическая функция которой состоит в том, чтобы "положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддержать его своим влиянием". Омега - реальный личностный и притягательный центр уже существующей ноосферы. Омега - это надвременная и надпространственная вершина. Шарден так определяет ее характеристики: "автономность, наличность, необратимость, и, значит, в конечном счете, трансцендентность". Человеческая душа, освобождаясь от телесной оболочки после смерти человека, устремляется к точке Омега, где уже находятся души всех когда-либо живших на планете людей. Окончательное идеальное объединение личностно-универсального начала произойдет после того, как человеческая цивилизация окончит свой исторический путь на Земле.
Смысл человеческой истории Тейяр де Шарден выразил следующим образом: "Одна за другой, как непрерывное испарение, высвобождаются вокруг нас души, унося вверх свою непередаваемую ношу сознания. Одна за другой и, однако, ничуть не отдельно, ибо для каждой из них имеется, по самой природе Омеги, лишь одна возможная точка окончательного обнаружения - та, в которой под синтезирующим действием персонализирующего единения, углубляя в себе свои элементы, одновременно углубляясь в себе, ноосфера коллективно достигает своей точки конвергенции в "конце света".
По мнению Пьера Тейяра де Шардена, развитие человечества будет идти в трех направлениях: организация научных исследований, сосредоточение науки на проблеме человека, соединение науки и религии.
Он полагал, что необходимо выработать стратегию научных исследований, выделить крупные материальные и денежные ресурсы на развитие науки, воспитать в сознании каждого человека потребность в добывании научных знаний.
Сосредоточение науки на проблеме человека определяется тем, что он как предмет познания имеет уникальное значение: во-первых - человек - индивидуальность, синтезирующая в себе "ткань универсума", т.е. в своей индивидуальности он является частью и как бы моделью всеобщего; во-вторых, человеческая личность - наиболее подвижная точка этой ткани.
Наука и религия, в концепции Шардена, - две стороны единого процесса полного познания: вера призвана систематизировать разрозненные научные исследования, объединяя их и наполняя науку смыслом: рациональное познание и мистическая интуиция обогащают и взаимодополняют друг друга.
Пьер Тейяр де Шарден указывает, что мир стоит на перепутье; на чьей стороне окажется перевес в борьбе сил добра и зла. Единственный выход, мыслимый и подходящий для человека, по мнению ученого, победа добра и созидание ноосферы.