Проведение искусственного дыхания ребенку старше года
Этапы | Обоснование |
1.Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность. | · Улучшается проходимость дыхательных путей |
2.Под плечи положить валик. | · Выпрямляет дыхательные пути |
3.Запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок. | · Профилактика западения языка |
4.Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел. | · Обеспечение проходимости дыхательных путей |
5.Наложить салфетку на рот ребенка. | · Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Зажать ребенку нос. | · Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос |
7.Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение | · Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий |
8.Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась. | · Наполнение легких ребенка воздухом |
9.Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша. | · Обеспечение пассивного выдоха |
10. Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» | · Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие |
Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста
Этапы | Обоснование |
1.Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность. Расположиться справа от него | · Условие, необходимое для достижения максимального эффекта · реанимационных мероприятий |
2.Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток): А) новорожденному – ладонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину малыша; Б) ребенку от 1 до 12 месяцев – указательный и средний пальцы; В) ребенку 1-7 лет – проксимальную часть кисти (а не пальцы); Г) ребенку старше 7 лет – обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки» | · Обеспечение необходимой площади давления · Мечевидный отросток легко можно сломать |
3.Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1-1 ,5 см у новорожденного; б) 1-2,5 см у грудного ребенка; в) 3-3,5 см у ребенка старшего | · Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождения крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины |
4. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение | · Обеспечение искусственной диастолы |
5. При проведении непрямого массажа сажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания, вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5 - если помощь оказывают 2 человека или 2:10; 3:15 - если реанимирующий один | · Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений |
6. Через минуту после начала про ведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (про- вести «АЗБУКУ элементарной реанимации») | · Контроль эффективности мероприятий |
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен | · Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти |
Гипертермия
Гипертермия - самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
- возрастает бактерицидность крови;
- повышается активность лейкоцитов;
- повышается выработка эндогенного интерферона;
- усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает укоренное поступление питательных веществ к тканям.
Кроме того, что лихорадка - это защитная реакция, важна ее роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более З 'ТС Частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс - на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 3 9-40°С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.
Классификация гипертермии
Тип гипертермии | Показатель температуры |
субфебрильная | 37-38ºС |
умеренная | 38-39ºС |
высокая | 39-41ºС |
гиперпиретическая | более 41ºС |
Виды гипертермии