Квантовый эффект Зенона
Я люблю квантовую физику, но больше всего в ней мне нравится квантовый эффект Зенона (КЭЗ). КЭЗ, в моем случае, говорит о том, что частота действия улучшает обучаемость. Когда вы повторяете что-то снова и снова, читаете, размышляете над прочитанным, записываете обдуманное, и так неоднократно, вы углубляете свои познания и понимание, овладеваете вниманием, выращиваете новые нервные клетки. Нейроны в вашем мозге начинают прорастать и взаимодействовать. Вы активируете синапсы снова и снова, а это изменяет экспрессию генов и укрепляет ваши белковые связи. Все эти изменения в вашем мозге, вызванные глубокими сосредоточенными размышлениями, явно фиксируются на томографе.
Я понимаю КЭФ так: наш мозг становится тем, на чем и как мы сосредоточиваемся. Именно эти две составляющие – на чем и как – вызывают структурные изменения в мозге, которые, в свою очередь, определяют наше поведение. Мы программируем свой мозг, а затем мозг выдает команды нам.
Вы решаете направить внимание на что-то из того, чем вас попотчевали ваши пять органов чувств, и тем самым меняете тканевую структуру мозга, активизируя определенные его участки.
Будучи практикующим специалистом, я, собрав в одну группу преподавателей и студентов, учила, как правильным образом направлять внимание – последовательно, разумно, упорядоченно, – чтобы мозг мог продуцировать правильные мысли. Они собирали относящуюся к делу информацию, перечитывали ее снова и снова, размышляли над ней опять и опять, записывали выводы, перепроверяли, уточняли, делали об этом доклады перед всеми и воплощали в жизнь. Это и есть моя Пятишаговая программа «Включите свой мозг». В Филадельфии в мою группу входили преподаватели истории общеобразовательной школы. Обычно они пользовались традиционными методиками обучения. Однажды я предложила свою программу обучения группе студентов, которых эти преподаватели очень хвалили. В итоге – улучшение когнитивной и метакогнитивной деятельности мозга на 35 – 70 процентов, проявленное в оценках по четырем предметам: английскому языку, математике, истории и физике. Эти студенты поняли, что настойчивость и упорный труд принесут победу, а расширение их возможностей и напряжение ума все изменит. Они изучали мою методику после уроков, а затем использовали ее в процессе обучения. И результаты очевидны! Это, собственно, и был квантовый эффект Зенона в действии. Воплощение его я видела постоянно в своих дальнейших исследованиях, в жизни моих пациентов, моих детей и также – в собственной жизни. У меня получалось добиваться успеха и с трехлетними подопечными, и с подопечными семидесяти восьми лет.
Я учила своих студентов тому, что умственные способности можно развивать бесконечно. И стать настолько умным, насколько захочешь! Только не давайте скучать своему мозгу. Также я говорила им, каким образом действует мозг, когда мы учимся, и учила развивать память, преподавая концепцию нейропластичности. Я постаралась втолковать им важный пункт: именно они управляют развитием своего мозга. Упорный труд и самодисциплина помогут им вырастить большее количество нервных клеток головного мозга. Узнав о своих возможностях и своей ответственности, они здорово воодушевились!
Доктор Кэрол Дуэк, исследователь психики человека Стэндфордского университета, пришла к похожим результатам. Она обнаружила, что те ученики, которые верили в рост умственных способностей, улучшали оценки по математике. Те же, кто верили в ограниченность ума, сдавали позиции по предмету. Тогда Кэрол решила сравнить успеваемость двух групп: в одной царил традиционный подход к учебе, в другой студентам рассказали о том, как их мозг способен вырасти, если стремиться к новым знаниям и не давать себе спуску. В конце семестра студенты с «нейробиологическим» подходом намного обогнали в успеваемости по математике «традиционную» группу.
Закон переплетения
Закон переплетения в квантовой физике гласит: во времени и пространстве главенствующую роль играют взаимоотношения. Благодаря всепроникающей природе взаимосвязей субатомных частиц взаимоотношения не зависят от расстояния и не требуют ощутимых сцеплений. Все и каждый объединены, и все мы влияем друг на друга.
Закон переплетения выражен в Библии так: «…Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Римлянам 12:5). И у вас есть чувство высшего предназначения (см.: Екклесиаст 3:11). Однако, не исполняя то, что вам предназначено Богом, вы воздействуете на мою жизнь, даже если меня не знаете. Мы все живем благодаря Богу, а посему такая глобальная взаимосвязь между нами не должна вызывать удивление. В соответствии с этим законом ваши слова, молитвы и намерения по отношению к другим людям будут оказывать на них влияние. Об этом сказано в Писании: «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16).
Мы действительно настолько переплетены друг с другом, что наши намерения изменяют не только молекулы нашего ДНК, но и молекулы ДНК других людей также. Недавно был проведен весьма оригинальный опыт. Положительная эмоция одного участника эксперимента, показателем которой был совершенно определенный сердечный ритм, специально направлялась на другого участника. И у этого участника изменилась структура двойной спирали ДНК. С отрицательной эмоцией было то же самое. Другое исследование показывает, что переживание какой-либо сильной эмоции более 30 секунд хотя бы один раз за день способно изменить в целом не только ваше будущее, но и повлиять на жизни всех ваших потомков, – на три поколения уж точно!
Вспомните историю с женщиной, страдавшей кровотечением двенадцать лет (см.: Матфея 9:20-22). Она уж было совсем отчаялась выздороветь, как вдруг услышала о Целителе Иисусе. Каждое известие о новых исцелениях укрепляло в ее сердце все более растущую надежду. Мысль о возможности выздоровления и твердая вера в это в конце концов стали доминирующими в ее душе. Прямо по Писанию: «…не отстанут они от того, что задумали делать» (Бытие 11:6) и «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). Таким образом, женщина сильно утвердилась в вере и объединила ее с исцеляющей силой Бога. Она вырастила доминирующую мысль («…каковы мысли в душе его, таков и он…» (Притчи 23:7)) и произвела действие в соответствии с ней, потянулась за исцелением. Она свела все возможности к одной, которая звучала в ее голове так: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Матфея 9:21). И ее связь (переплетение) с Богом установилась благодаря горячей вере в сердце и твердому исповеданию ее уст. Никакого когнитивного диссонанса, при котором думаешь одно, а говоришь другое! Наука подтверждает: когда мы идем в ногу с Богом, случается только самое лучшее. Через научные исследования Бог открывает нам, что мы являемся частью Его. И если мы следуем Его законам, то пожинаем добрые плоды.
Я верю всем сердцем, что, развивая и тренируя свой разум, мы сможем научиться технично входить в Божье присутствие. Лично меня научные исследования подняли на новый уровень отношений с Богом. Творец стал для меня очень явным и глубоко личным. Он хочет открывать нам Себя любым доступным способом.
Мы переплетены со всеми окружающими нас людьми, и это отражается в структуре нашего мозга. У всех нас есть «зеркальные нейроны», которые активизируются, когда мы видим чей-то смех или плач либо просто то, как кто-то пьет воду. Эти нейроны впервые были открыты группой Джакомо Рицолатти в 1995 году. Благодаря им наш мозг активизируется, не задействовав ни один из пяти органов чувств, как он это делает обычно в сенсорно-когнитивном процессе. Способность к сочувствию является удивительным даром Божьим. С ее помощью мы можем, хоть и не напрямую, проникнуться переживаниями другого человека. А это делает взаимоотношения более искренними и ценными. Когда мы сочувствуем, малюсенькие, но чудесные зеркальные нейроны побуждают к действию множество различных участков мозга. Мы жестко настроены на сочувствие и симпатию друг к другу. А сочувствию свойственны все три измерения: сенсорное, электромагнитное и квантовое.