Кван­то­вый эф­фект Зе­нона

Я люб­лю кван­то­вую фи­зику, но боль­ше все­го в ней мне нра­вит­ся кван­то­вый эф­фект Зе­нона (КЭЗ). КЭЗ, в мо­ем слу­чае, го­ворит о том, что час­то­та дей­ствия улуч­ша­ет обу­ча­емость. Ког­да вы пов­то­ря­ете что-то сно­ва и сно­ва, чи­та­ете, раз­мышля­ете над про­читан­ным, за­писы­ва­ете об­ду­ман­ное, и так не­од­нократ­но, вы уг­лубля­ете свои поз­на­ния и по­нима­ние, ов­ла­дева­ете вни­мани­ем, вы­ращи­ва­ете но­вые нер­вные клет­ки. Ней­ро­ны в ва­шем моз­ге на­чина­ют про­рас­тать и вза­имо­дей­ство­вать. Вы ак­ти­виру­ете си­нап­сы сно­ва и сно­ва, а это из­ме­ня­ет экс­прес­сию ге­нов и ук­репля­ет ва­ши бел­ко­вые свя­зи. Все эти из­ме­нения в ва­шем моз­ге, выз­ванные глу­боки­ми сос­ре­дото­чен­ны­ми раз­мышле­ни­ями, яв­но фик­си­ру­ют­ся на то­мог­ра­фе.

Я по­нимаю КЭФ так: наш мозг ста­новит­ся тем, на чем и как мы сос­ре­дото­чива­ем­ся. Имен­но эти две сос­тавля­ющие – на чем и как – вы­зыва­ют струк­турные из­ме­нения в моз­ге, ко­торые, в свою оче­редь, оп­ре­деля­ют на­ше по­веде­ние. Мы прог­рамми­ру­ем свой мозг, а за­тем мозг вы­да­ет ко­ман­ды нам.

Вы ре­ша­ете нап­ра­вить вни­мание на что-то из то­го, чем вас по­пот­че­вали ва­ши пять ор­га­нов чувств, и тем са­мым ме­ня­ете тка­невую струк­ту­ру моз­га, ак­ти­визи­руя оп­ре­делен­ные его учас­тки.

Бу­дучи прак­ти­ку­ющим спе­ци­алис­том, я, соб­рав в од­ну груп­пу пре­пода­вате­лей и сту­ден­тов, учи­ла, как пра­виль­ным об­ра­зом нап­равлять вни­мание – пос­ле­дова­тель­но, ра­зум­но, упо­рядо­чен­но, – что­бы мозг мог про­дуци­ровать пра­виль­ные мыс­ли. Они со­бира­ли от­но­сящу­юся к де­лу ин­форма­цию, пе­речи­тыва­ли ее сно­ва и сно­ва, раз­мышля­ли над ней опять и опять, за­писы­вали вы­воды, пе­реп­ро­веря­ли, уточ­ня­ли, де­лали об этом док­ла­ды пе­ред все­ми и воп­ло­щали в жизнь. Это и есть моя Пя­тиша­говая прог­рамма «Вклю­чите свой мозг». В Фи­ладель­фии в мою груп­пу вхо­дили пре­пода­вате­ли ис­то­рии об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы. Обыч­но они поль­зо­вались тра­дици­он­ны­ми ме­тоди­ками обу­чения. Од­нажды я пред­ло­жила свою прог­рамму обу­чения груп­пе сту­ден­тов, ко­торых эти пре­пода­вате­ли очень хва­лили. В ито­ге – улуч­ше­ние ког­ни­тив­ной и ме­таког­ни­тив­ной де­ятель­нос­ти моз­га на 35 – 70 про­цен­тов, про­яв­ленное в оцен­ках по че­тырем пред­ме­там: ан­глий­ско­му язы­ку, ма­тема­тике, ис­то­рии и фи­зике. Эти сту­ден­ты по­няли, что нас­той­чи­вость и упор­ный труд при­несут по­беду, а рас­ши­рение их воз­можнос­тей и нап­ря­жение ума все из­ме­нит. Они изу­чали мою ме­тоди­ку пос­ле уро­ков, а за­тем ис­поль­зо­вали ее в про­цес­се обу­чения. И ре­зуль­та­ты оче­вид­ны! Это, собс­твен­но, и был кван­то­вый эф­фект Зе­нона в дей­ствии. Воп­ло­щение его я ви­дела пос­то­ян­но в сво­их даль­ней­ших ис­сле­дова­ни­ях, в жиз­ни мо­их па­ци­ен­тов, мо­их де­тей и так­же – в собс­твен­ной жиз­ни. У ме­ня по­луча­лось до­бивать­ся ус­пе­ха и с трех­летни­ми по­допеч­ны­ми, и с по­допеч­ны­ми се­миде­сяти вось­ми лет.

Я учи­ла сво­их сту­ден­тов то­му, что умс­твен­ные спо­соб­ности мож­но раз­ви­вать бес­ко­неч­но. И стать нас­толь­ко ум­ным, нас­коль­ко за­хочешь! Толь­ко не да­вай­те ску­чать сво­ему моз­гу. Так­же я го­вори­ла им, ка­ким об­ра­зом дей­ству­ет мозг, ког­да мы учим­ся, и учи­ла раз­ви­вать па­мять, пре­пода­вая кон­цепцию ней­роп­ластич­ности. Я пос­та­ралась втол­ко­вать им важ­ный пункт: имен­но они уп­равля­ют раз­ви­ти­ем сво­его моз­га. Упор­ный труд и са­модис­ципли­на по­могут им вы­рас­тить боль­шее ко­личес­тво нер­вных кле­ток го­лов­но­го моз­га. Уз­нав о сво­их воз­можнос­тях и сво­ей от­ветс­твен­ности, они здо­рово во­оду­шеви­лись!

Док­тор Кэ­рол Ду­эк, ис­сле­дова­тель пси­хики че­лове­ка Стэн­дфорд­ско­го уни­вер­си­тета, приш­ла к по­хожим ре­зуль­та­там. Она об­на­ружи­ла, что те уче­ники, ко­торые ве­рили в рост умс­твен­ных спо­соб­ностей, улуч­ша­ли оцен­ки по ма­тема­тике. Те же, кто ве­рили в ог­ра­ничен­ность ума, сда­вали по­зиции по пред­ме­ту. Тог­да Кэ­рол ре­шила срав­нить ус­пе­ва­емость двух групп: в од­ной ца­рил тра­дици­он­ный под­ход к уче­бе, в дру­гой сту­ден­там рас­ска­зали о том, как их мозг спо­собен вы­рас­ти, ес­ли стре­мить­ся к но­вым зна­ни­ям и не да­вать се­бе спус­ку. В кон­це се­мес­тра сту­ден­ты с «ней­ро­би­оло­гичес­ким» под­хо­дом нам­но­го обог­на­ли в ус­пе­ва­емос­ти по ма­тема­тике «тра­дици­он­ную» груп­пу.

За­кон пе­реп­ле­тения

За­кон пе­реп­ле­тения в кван­то­вой фи­зике гла­сит: во вре­мени и прос­транс­тве гла­венс­тву­ющую роль иг­ра­ют вза­имо­от­но­шения. Бла­года­ря всеп­ро­ника­ющей при­роде вза­имос­вя­зей су­батом­ных час­тиц вза­имо­от­но­шения не за­висят от рас­сто­яния и не тре­бу­ют ощу­тимых сцеп­ле­ний. Все и каж­дый объ­еди­нены, и все мы вли­яем друг на дру­га.

За­кон пе­реп­ле­тения вы­ражен в Биб­лии так: «…Так мы мно­гие сос­тавля­ем од­но те­ло во Хрис­те, а по­рознь один для дру­гого чле­ны» (Рим­ля­нам 12:5). И у вас есть чувс­тво выс­ше­го пред­назна­чения (см.: Ек­кле­си­аст 3:11). Од­на­ко, не ис­полняя то, что вам пред­назна­чено Бо­гом, вы воз­дей­ству­ете на мою жизнь, да­же ес­ли ме­ня не зна­ете. Мы все жи­вем бла­года­ря Бо­гу, а по­сему та­кая гло­баль­ная вза­имос­вязь меж­ду на­ми не дол­жна вы­зывать удив­ле­ние. В со­от­ветс­твии с этим за­коном ва­ши сло­ва, мо­лит­вы и на­мере­ния по от­но­шению к дру­гим лю­дям бу­дут ока­зывать на них вли­яние. Об этом ска­зано в Пи­сании: «…мно­го мо­жет уси­лен­ная мо­лит­ва пра­вед­но­го» (И­ако­ва 5:16).

Мы дей­стви­тель­но нас­толь­ко пе­реп­ле­тены друг с дру­гом, что на­ши на­мере­ния из­ме­ня­ют не толь­ко мо­леку­лы на­шего ДНК, но и мо­леку­лы ДНК дру­гих лю­дей так­же. Не­дав­но был про­веден весь­ма ори­гиналь­ный опыт. По­ложи­тель­ная эмо­ция од­но­го учас­тни­ка эк­спе­римен­та, по­каза­телем ко­торой был со­вер­шенно оп­ре­делен­ный сер­дечный ритм, спе­ци­аль­но нап­равля­лась на дру­гого учас­тни­ка. И у это­го учас­тни­ка из­ме­нилась струк­ту­ра двой­ной спи­рали ДНК. С от­ри­цатель­ной эмо­ци­ей бы­ло то же са­мое. Дру­гое ис­сле­дова­ние по­казы­ва­ет, что пе­режи­вание ка­кой-ли­бо силь­ной эмо­ции бо­лее 30 се­кунд хо­тя бы один раз за день спо­соб­но из­ме­нить в це­лом не толь­ко ва­ше бу­дущее, но и пов­ли­ять на жиз­ни всех ва­ших по­том­ков, – на три по­коле­ния уж точ­но!

Вспом­ни­те ис­то­рию с жен­щи­ной, стра­дав­шей кро­воте­чени­ем две­над­цать лет (см.: Мат­фея 9:20-22). Она уж бы­ло сов­сем от­ча­ялась выз­до­роветь, как вдруг ус­лы­шала о Це­лите­ле И­ису­се. Каж­дое из­вестие о но­вых ис­це­лени­ях ук­репля­ло в ее сер­дце все бо­лее рас­ту­щую на­деж­ду. Мысль о воз­можнос­ти выз­до­ров­ле­ния и твер­дая ве­ра в это в кон­це кон­цов ста­ли до­мини­ру­ющи­ми в ее ду­ше. Пря­мо по Пи­санию: «…не от­ста­нут они от то­го, что за­дума­ли де­лать» (Бы­тие 11:6) и «Ве­ра же есть осу­щест­вле­ние ожи­да­емо­го и уве­рен­ность в не­види­мом» (Ев­ре­ям 11:1). Та­ким об­ра­зом, жен­щи­на силь­но ут­верди­лась в ве­ре и объ­еди­нила ее с ис­це­ля­ющей си­лой Бо­га. Она вы­рас­ти­ла до­мини­ру­ющую мысль («…ка­ковы мыс­ли в ду­ше его, та­ков и он…» (Прит­чи 23:7)) и про­из­ве­ла дей­ствие в со­от­ветс­твии с ней, по­тяну­лась за ис­це­лени­ем. Она све­ла все воз­можнос­ти к од­ной, ко­торая зву­чала в ее го­лове так: «Ес­ли толь­ко при­кос­нусь к одеж­де Его, выз­до­ровею» (Мат­фея 9:21). И ее связь (пе­реп­ле­тение) с Бо­гом ус­та­нови­лась бла­года­ря го­рячей ве­ре в сер­дце и твер­до­му ис­по­веда­нию ее уст. Ни­како­го ког­ни­тив­но­го дис­со­нан­са, при ко­тором ду­ма­ешь од­но, а го­воришь дру­гое! На­ука под­твержда­ет: ког­да мы идем в но­гу с Бо­гом, слу­ча­ет­ся толь­ко са­мое луч­шее. Че­рез на­уч­ные ис­сле­дова­ния Бог от­кры­ва­ет нам, что мы яв­ля­ем­ся частью Его. И ес­ли мы сле­ду­ем Его за­конам, то по­жина­ем доб­рые пло­ды.

Я ве­рю всем сер­дцем, что, раз­ви­вая и тре­нируя свой ра­зум, мы смо­жем на­учить­ся тех­нично вхо­дить в Божье при­сутс­твие. Лич­но ме­ня на­уч­ные ис­сле­дова­ния под­ня­ли на но­вый уро­вень от­но­шений с Бо­гом. Тво­рец стал для ме­ня очень яв­ным и глу­боко лич­ным. Он хо­чет от­кры­вать нам Се­бя лю­бым дос­тупным спо­собом.

Мы пе­реп­ле­тены со все­ми ок­ру­жа­ющи­ми нас людь­ми, и это от­ра­жа­ет­ся в струк­ту­ре на­шего моз­га. У всех нас есть «зер­каль­ные ней­ро­ны», ко­торые ак­ти­визи­ру­ют­ся, ког­да мы ви­дим чей-то смех или плач ли­бо прос­то то, как кто-то пь­ет во­ду. Эти ней­ро­ны впер­вые бы­ли от­кры­ты груп­пой Джа­комо Ри­цолат­ти в 1995 го­ду. Бла­года­ря им наш мозг ак­ти­визи­ру­ет­ся, не за­дей­ство­вав ни один из пя­ти ор­га­нов чувств, как он это де­ла­ет обыч­но в сен­сорно-ког­ни­тив­ном про­цес­се. Спо­соб­ность к со­чувс­твию яв­ля­ет­ся уди­витель­ным да­ром Божь­им. С ее по­мощью мы мо­жем, хоть и не нап­ря­мую, про­ник­нуть­ся пе­режи­вани­ями дру­гого че­лове­ка. А это де­ла­ет вза­имо­от­но­шения бо­лее ис­крен­ни­ми и цен­ны­ми. Ког­да мы со­чувс­тву­ем, ма­люсень­кие, но чу­дес­ные зер­каль­ные ней­ро­ны по­буж­да­ют к дей­ствию мно­жес­тво раз­личных учас­тков моз­га. Мы жес­тко нас­тро­ены на со­чувс­твие и сим­па­тию друг к дру­гу. А со­чувс­твию свой­ствен­ны все три из­ме­рения: сен­сорное, элек­тро­маг­нитное и кван­то­вое.

Наши рекомендации