Оценить результаты клинического обследования пациента и бактериологического исследования на дисбактериоз полости рта. Сделать вывод, результаты занести в протокол.

ЗАНЯТИЕ 32

Тема: Микробиоценоз полости рта. Резидентная микрофлора различных биотопов ротовой полости.

Цель:Изучить резидентную микрофлору различных биотопов полости рта.

Знать:

1. Понятие о микробиоценозе полости рта. Значение нормальной микрофлоры полости рта.

2. Основные биотопы полости рта и их физико-химические особенности.

3. Классификацию, видовой состав и морфо-биологические особенности основных представителей резидентной микрофлоры полости рта.

4. Возрастные изменения микрофлоры полости рта.

5. Дисбактериоз полости рта.

6. Сущность методики определения индекса зубного налета по Федорову-Володкиной.

Уметь:

1. Проводить бактериоскопическое исследование резидентной микрофлоры различных биотопов ротовой полости.

2. Оценивать и интерпретировать результаты исследования дисбактериоза полости рта.

Контрольные вопросы:

1. Основные биотопы ротовой полости.

2. Физико-химическая характеристика биотопов полости рта, определяющая их колонизацию определенными микроорганизмами.

3. Видовой состав микрофлоры различных биотопов полости рта, морфо-биологические особенности.

4. Дисбактериоз полости рта: понятие, причины, характеристика различных степеней, микробиологическая диагностика, профилактика и терапия.

5. Микрофлора полости рта в различные возрастные периоды.

Задания, выполняемые в ходе занятия (УИРС):

1. Провести бактериоскопическое исследование резидентной микрофлоры различных биотопов ротовой полости; результаты занести в протокол и сделать выводы:

1.1Приготовить препарат-мазок со слизистой оболочки щек. Окрасить по Граму, промикроскопировать.

1.2Приготовить препарат-мазок со слизистой оболочки спинки языка. Окрасить по Граму, промикроскопировать

1.3Приготовить препарат-мазок из ротовой жидкости. Окрасить по Граму, промикроскопировать

1.4Приготовить негативный препарат с колларголом из зубного налета, промикроскопировать

1.5Промикроскопировать демонстрационный препарат «раздавленная капля» из зубного налета, с использованием метода темнопольной микроскопии.

Оценить результаты клинического обследования пациента и бактериологического исследования на дисбактериоз полости рта. Сделать вывод, результаты занести в протокол.

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

1. Проведите бактериоскопическое исследование материала полученного из разных биотопов ротовой полости. Полученные результаты занесите в протокол и сделайте выводы.

Для интерпретации полученных результатов используйте приложение №1.

1.1.Приготовьте препарат-мазок со слизистой оболочки щек. Окрасьте по Граму, промикроскопируйте.

Соскоб со слизистой оболочки щек сделайте стерильным ватным тампоном (шпателем или гладилкой). Приготовленный препарат-мазок окрасьте по Граму, промикроскопируйте.

На гладких поверхностях слизистой оболочки щек выявляется наименьшее количество микроорганизмов. Это связано с ингибирующим действием гликопротеинов слюны, тормозящих прикрепление бактерий к эпителиальным клеткам. Основные представители данного биотопа – оральные стрептококки.

1.2.Приготовьте препарат-мазок со слизистой оболочки спинки языка. Окрасьте по Граму, промикроскопируйте.

Для приготовления препарата возьмите стерильное предметное стекло с зашлифованными краями, приложите его несколько раз к слизистой оболочке спинки языка. Препарат окрасьте по Граму, промикроскопируйте.

На слизистой поверхности языка находится значительное количество микроорганизмов. На долю грамположительных бактерий приходится до 65% - стафилококки, микрококки, оральные стрептококки, дифтероиды; в большом количестве обнаруживаются грамотрицательные вейллонеллы, нейссерии. Дрожжеподобные грибы рода Candida выявляются в данном биотопе чаще, чем в других отделах полости рта.

1.3.Приготовьте препарат из ротовой жидкости; окрасьте по Граму, промикроскопируйте.

Ротовую жидкость (не стимулированная слюна) соберите в стерильную чашку Петри; при помощи стерильного ватного тампона приготовьте препарат на предметном стекле. Окрасьте по Граму, промикроскопируйте.

В ротовой жидкости преобладают грамположительные стрептококки, лактобактерии, актиномицеты и грамотрицательные вейллонеллы.

1.4.Приготовьте негативный препарат-мазок из зубного налета с использованием колларгола, промикроскопируйте.

Для приготовления препарата на предметное стекло стерильной и остуженной бактериологической петлей нанесите каплю колларгола. Затем стерильной спичкой снимите зубной налет и внесите его в колларгол и сразу же распределите по поверхности стекла и промикроскопируйте.

Зубной налет (зубная бляшка) образуется путем адсорбции на поверхности эмали зуба микроорганизмов из ротовой жидкости. Своеобразие этого биотопа заключается в том, что видовой состав и количество микроорганизмов существенно зависит от стадии формирования зубной бляшки.

В зубном налете обнаруживают стрептококки, стафилококки, пептострептококки, нейссерии, дифтероиды, актиномицеты, фузобактерии, вибрионы, вейллонеллы, спирохеты, а также дрожжеподобные грибы рода Candida.

1.5.Промикроскопируйте демонстрационный препарат из зубного налета – «раздавленная капля», с использованием метода темнопольной микроскопии. Обратите внимание на морфологию и характер движения микроорганизмов.

Наши рекомендации