Гистологические и эндоскопические характеристики
При проведении иммунного гистохимического анализа (рисунок 3), при том, что образцы отбирались с тех же зон слизистой, что и для ПЦР, положительные клетки ЦМВЧ обнаруживались только в 11 случаях (у пяти ДНК нагрузка > 103 репликаций/105 клеток, и шесть отрицательных), тогда как ВЭБ положительные клетки определяли в 17 случаях (у пяти вирусная нагрузка ДНК > 103 репликаций, у восьми < 103 репликаций/105 клеток, и 4 отрицательных); так чувствительность была 33% для данных вирусов, а специфичность 90% для ЦМВЧ и 0% для ВЭБ, с положительной предиктивной величиной 66% и 80%, и отрицательной предиктивной величиной 71% и 0% для ЦМВЧ и ВЭБ, соответственно. Связи между средним количеством положительных клеток и уровнем вирусной нагрузки слизистой как для активности вируса, так и степени эндоскопической активности не обнаружено.
Рисунок 3 Патогномичные «цитомегаловирусные» клетки (т.е. увеличенные клетки окруженные светлым ореолом, красная стрелка) с бурой реактивной импликацией ядра (тонкая черная стрелка) и несколько редких положительных клеток цитомегаловируса человека (А, иммунная пероксидаза-гематоксилин, исходное увеличение × 250). Некоторые положительные клетки с бурым ядром (тонкая черная стрелка) визуализируются после специфичного окрашивания антигена-1 ядер вируса Эпштейн-Барра (B, иммунная пероксидаза-гематоксилин, исходное увеличение × 400).
Что касается эндоскопических характеристик невосприимчивых к лечению больных с ВЗК, повреждения слизистой не отличались от повреждений, возникавших при ранее перенесенных заболеваниях, несмотря на постоянное наличие фоновых вирусных заболеваний органов-мишеней, как представлено на рисунках 4,5 и 6. Следует отметить, что заживление слизистой наблюдалось во всех случаях изолированного колита, вызванного ЦМВЧ (рисунок 4, C и F) после специфического антивирусного лечения (см. ниже). Напротив, в случаях носительства обоих вирусов улучшений не отмечалось (рисунок 6, C и F), как и в большинстве случаев с ВЭБ (рисунок 5, E и F), за исключением больного (рисунок 5, D) прошедшего курс лечения с ритуксимабом (см. ниже).
Рисунок 4. Наличие глубоких круглых и продольных язв, покрытых фибринозно-гнойным экссудатом (черные стрелки) и расположенных в отечной и эритематозной слизистой (AиD). Процесс заживления, обычно наблюдаемый через три месяца после окончания специфического антивирусного лечения, может привести к формированию белых шрамов (красные стрелки, С) или полному восстановлению (F), проходящему с фазой легкого улучшения (B и E).
Рисунок 5 Наличие отверстий в слизистой с обнажением подлежащего мышечного слоя (черные стрелки), окруженных гранулярными или внезапно кровоточащими зонами (A-C).Через три месяца после отмены какой-либо терапии первичного заболевания, процесс заживления с формированием белых шрамов (красные стрелки) наблюдался только у больных, прошедших цикл лечения ритуксимабом (D), тогда как в других двух случаях наблюдалось легкое улучшение или улучшения вообще не было.
Рисунок 6. Тяжелые повреждения с характерной резко выраженной узловатой формой и множественными глубокими язвами (A, B, D, E), которые не заживают (C, F), наблюдались у больных с высокой ДНК нагрузкой обоих вирусов невосприимчивых к лечению.