Исходный уровень знаний и навыков. 1 Характеристику основных классов ЛП
Студент должен знать:
1 Характеристику основных классов ЛП.
2 Метаболизм ЛП в норме.
3 Пути передачи гормонального сигнала на клетку (аденилатциклазный, инозитолтрифосфатный).
4 ЦТК, его энергетический баланс.
5 Структуру и функцию полиферментных комплексов (на примере пируват-ДГ).
Студент должен уметь:
1 Проводить исследование на фотоэлектроколориметре.
Структура занятия
Теоретическая часть
1.1 Механизм мобилизации жира (роль гормонов, цАМФ и Ca2+).
1.2 Свойства и физиологическая роль свободных жирныхкислот (СЖК). Транспорт СЖК в крови.
1.3 Окисление ТГ в тканях, окисление глицерина, его энергетический баланс.
1.4 Этапы b-окисления насыщенных жирных кислот. Механизм активации и транспорта жирных кислот через митохондриальную мембрану. Роль карнитина. Особенности b-окисленияненасыщенных жирных кислот и жирных кислот с нечетным числом атомов. Энергетический баланс окисления C16, C15, C18:2.
1.5 Энергетический баланс окисления тристеарата. Физиологическая роль СЖК при стрессе.
1.6 Обмен ацетил-КоА (пути образования и утилизации).
1.7 Кетоновые тела – биосинтез, утилизация, физиологическая роль.
Практическая часть
2.1 Решение задач.
2.2 Лабораторная работа.
Задачи
1 Жирная кислота C15 будет вступать в ЦТК в виде:
а) цитрата; б) сукцинил КоА; в) ацетил КоА; г) a-кетоглутарата; д) сукцината; е) малонил КоА?
2 Мембрана митохондрий проницаема для:
а) ацил-АПБ; б) ацил-КоА; в) малонил-КоА; г) ацетил-КоА; д) ни одного из названных соединений; е) всех названных соединений?
3 Гормончувствительная липаза обеспечивает:
а) гидролиз эфирных связей в гормонах;
б) адреналин-зависимый гидролиз пищевых липидов;
в) мобилизацию ТГ жировой ткани;
г) гидролиз ТГ впечени;
д) гидролиз ТГ в мозге?
4 Главным энергетическим субстратом для мозга в нормальных условиях является:
а) глюкоза; б) аминокислоты; в) кетоновыетела; г) жирные кислоты; д) молочная кислота; е) ТГ?
5 При голодании окисление СЖК или кетоновых тел приводит к торможению гликолиза в мышцах, потому что:
а) ацетил-КоА подавляет активность пируват-ДГ;
б)увеличение отношения АТФ/АДФ лимитирует гексокиназу;
в) гипоинсулинемия ограничивает потребление глюкозы мышцей;
г) увеличение отношения NADH/NAD+ лимитирует 3-ФГА-ДГ;
д) жирные кислоты обладают контринсулярным эффектом;
е) активируется ГНГ?
6 Кофакторы, общие как для b-окисления СЖК, так и для аэробного гликолиза, включают:
а) витамин B12; б) NAD+; в) АДФ; г) HS-KoA; д) аскорбат; е) биотин?
7 Мобилизация липидов из депо происходит при:
а) уменьшении концентрации цАМФ;
б) увеличении концентрации цАМФ;
в) увеличении концентрации инсулина;
г) уменьшении концентрации инсулина;
д) увеличенииконцентрацииадреналина;
е) увеличении концентрации ионизированного Ca2+ в крови?
8 Для транспорта CH3CO-SКоА из митохондрии в цитоплазму при биосинтезе пальмитиновой кислоты необходимо наличие:
а) карнитин-ацилтрансферазы; б) ацетил-КоА-карбоксилазы; в) КоА-гидролазы; г) АТФ-цитратлиазы; д) цитратсинтетазы; е) малонил КоА?
9 Что является ключевым метаболитом при биосинтезе кетоновых тел в печени?
а) ацетил-КоА; б) малонил-КоА; в) ацетоацетил-КоА; г) b-окси-метилглютарил-КоА; д) цитрат; е) NADH?
10 Какие из следующих ферментов необходимы дляпревращения ПВК в ацетил-КоА:
а) пируват ДГ; б) цитратсинтетаза; в) пируваткарбоксилаза; г) ФЕПКК; д) АТФ-цитрат-лиаза; е) дигидролипоат ДГ?
Лабораторная работа. Определение общих липидов в сыворотке крови сульфофосфованилиновым методом
Принцип метода. Продукты распада ненасыщенных липидов образуют с реактивом, состоящим из серной, ортофосфорной кислот и ванилина, соединение, интенсивность окраски которого пропорциональна содержанию общих липидов в сыворотке крови.
ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с концентрированной серной кислотой и кипячением на водяной бане. (Проводится дополнительный инструктаж по технике безопасности.)
Ход работы. Готовят опытную и контрольную пробы по схеме:
Проба | H2SO4 | Сыворотка крови | Вода дистиллированная |
Опытная | 5 мл | 0,1 мл | - |
Контрольная | 5 мл | - | 0,1 мл |
Пробы тщательно перемешивают и помещают в кипящую водяную баню на 10 мин. Затем охлаждают водопроводной водой до комнатной температуры. Отбирают пипеткой из опытной и контрольнойпроб по 0,2 мл гидролизата и переносят в сухие пробирки. Добавляют в каждую пробирку по 3 млфосфорно-ванилиновой смеси, тщательно перемешивают и оставляют стоять 45 мин при комнатной температуре.
Интенсивность окраски измеряют на фотометре против контроля при зеленом светофильтре (длина волны 500–560 нм) в кювете шириной5 мм. Расчет производят по калибровочному графику. Результат выражают в миллиграммах на 100 мл сыворотки крови (мг%) или граммах на литр (г/л).
Норма. Содержание общих липидов в сывороткекровиздоровых людей составляет 4–8 г/л, или 400–800 мг%.
Клинико-диагностическое значение. Как физиологическое явление гиперлипемия наступает через 1–4 часа после приема пищи.
Патологическая гиперлипемия наблюдается при сахарном диабете (иногда до 10–20 г/л), при липоидном нефрозе (до 50 г/л), билиарном циррозе печени, остром гепатите (особенно впериод желтухи), остром или хроническом нефрите.
Содержание общих липидов в крови возрастает также при эссенциальной гиперлипидемии, ожирении, атеросклерозе (часто у больных ИБС), гипотиреозе, панкреатите, злоупотреблении алкоголем.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Рекомендуемая литература
Основная
1 Материал лекций.
2 Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1990, С. 292–300; 1998. С. 370–381.
3 Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Высшая школа, 1989. С. 263–266, 270–273, 280–281.
Дополнительная
4 Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Высшая школа, 1993. С. 380–402.
5 Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 1993. Т. 1. С. 274–297.
6 Климов А. Н., Никульчева Н. Г. Липиды, липопротеиды и атеросклероз. СПб, 1995.[AK1]
7 Рецепторы ЛПНП в развитии атеросклеротических изменений сосудов // В мире науки. 1988. № 12.[AK2]
Занятие 15
Биосинтез липидов. Регуляция и патология липидного обмена
Цель занятия: изучить основные типы и механизмынарушений липидного обмена. Научиться определять уровень общего холестерина в крови.