САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА. Задания для самостоятельной работы:
ПО ТЕМЕ «ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ»
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить метаболическую карту углеводного обмена.
2. На карте отметить:
2.1. Диагностически значимые субстраты (глюкоза, пируват, лактат, гликоген печени и мышц, галактоза, фруктоза).
2.2. Ферменты, исследуемые с целью диагностики (глюкозо-6-фосфатаза, фруктозо-1,6-дифосфатальдолаза, ЛДГ, гликогенфосфорилаза, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа).
2.3. Регуляторные ферменты гликолиза, метаболизма гликогена, глюконеогенеза, пентозофосфатного пути.
2.4. Витаминзависимые ферменты.
3. Решение и обсуждение ситуационных задач.
Дата: _________________
ЗАНЯТИЕ № 24
РАБОТА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРИГЛИЦЕРИДОВ
В СЫВОРОТКЕ КРОВИ
ПРИНЦИП МЕТОДА. Освободившийся в процессе расщепления триглицеридов глицерол превращается в глицерол-3-фосфат под действием глицеролкиназы. Глицерол-3-фосфат окисляется глицерофосфатоксидазой до диоксиацетонфосфата с образованием Н2О2. Далее Н2О2 расщепляется пероксидазой на воду и атомарный кислород, который и окисляет хинониминовый краситель. Оптическая плотность образующегося окрашенного соединения определяется фотометрически.
ХОД РАБОТЫ: взять три пробирки – опыт, стандарт и контроль
Реагенты | Опыт | Стандарт | Контроль |
Сыворотка крови Стандарт (2,5 ммоль/л) Н2О Рабочий реагент (буфер, смесь ферментов и краситель) | 0,02 мл - - 2,0 мл | - 0,02 мл - 2,0 мл | - - 0,02 мл 2,0 мл |
Перемешать, инкубация в термостате 10 минут при 37ºС. | |||
ФЭК, l = 490-500 нм, колориметрия опыта и стандарта против контрольной пробы, кювета - 5 мм. |
РЕЗУЛЬТАТ: Ест = ; Еоп = ; Сст = 2,5 ммоль/л
|
|
Из рассчитанной концентрации триглицеридов вычесть 0,11 ммоль/л (это концентрация свободного глицерина в сыворотке).
КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Нормальное содержание триглицеридов в сыворотке крови у взрослых составляет: 0,40 – 1,54 ммоль/л у женщин и 0,45 – 1,82 ммоль/л у мужчин. У новорожденных содержание триглицеридов в крови составляет 0,1 – 0,98 г/л, у детей 2-14 лет – 0,31 – 1,38 г/л.
Гипертриглицеридемияможет быть обусловлена:
- алиментарными причинами (развивается после приема жирной пищи),
- патологическими состояниями – ожирение, голодание, кровопотери, тяжелая анемия, сахарный диабет, панкреатит, вирусный гепатит, алкогольный цирроз печени, острая перемежающаяся порфирия, гликогеноз I, III, IV типов.
Гипотриглицеридемияотмечается при абеталипопротеинемиях и гипобеталипопротеинемиях, что чаще всего связано с угнетением синтеза в печени апопротеина В.
ВЫВОД:
Дата: __________
ЗАНЯТИЕ № 25
РАБОТА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ХОЛЕСТЕРИНА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ
(энзиматический метод)
ОБОСНОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. В организм человека холестерин поступает с пищевыми продуктами (0,3 - 0,5 г) и постоянно синтезируется в печени, почках, надпочечниках, слизистой оболочке тонкого кишечника, стенке артерий, коже. Содержание холестерина в крови увеличивается при нарушении липидного обмена.
ХИМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МЕТОДА:
|
|
|
|
| ||||
Интенсивность окраски красителя прямо пропорциональна концентрации холестерина в пробе.
ХОД РАБОТЫ: взять три пробирки.
Проба Отмерить | Опыт | Стандарт | Контроль |
Сыворотка крови | 0,02 мл | - | - |
Стандарт | - | 0.02 мл | - |
Дистил. вода | - | - | 0,02 мл |
Рабочий реактив | 2,0 мл | 2,0 мл | 2,0 мл |
Пробы перемешать и инкубировать 15 минут при температуре
20 – 25°С или 10 минут при 37°С.
Фотометрия против контроля при l = 490-520 нм, кювета 5 мм.
РЕЗУЛЬТАТ: Ео =
Ест =
Сст = 5,17 ммоль/л
|
|
КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Содержание общего холестерина в крови у взрослых составляет 3,1 - 5,2 ммоль/л, у новорожденных 1,3 – 2,6 ммоль/л, у детей 2-14 лет 3,11 – 5,18 ммоль/л.
Повышение концентрации холестерина в крови (гиперхолестеринемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе, нефрозе, гипотиреозе, гиперлипопротеинемии II-IV типов. Понижение холестерина в крови (гипохолестеринемия) наблюдается при гипертиреозе, голодании, анемии, туберкулезе, раковой кахексии, лихорадочных состояниях, паренхиматозной желтухе, циррозе печени.
ВЫВОД:
Дата: ________________
ЗАНЯТИЕ № 26