Работа 2. Изучение электронограммы животной клетки (схема).

На схеме электронограммы найдите основные структурные компоненты клетки, изучите их субмикроскопическое строение, выделив мембранные и немембранные структуры, органоиды общего и специального значения, включения.

К мембранным органоидам относятся: эндоплазматическая сеть; митохондрии; лизосомы; пластинчатый комплекс Гольджи.

К немембранным: рибосомы; центриоли; микротрубочки и микрофиламенты.

При изучении ядра отметьте двухконтурную ядерную мембрану с порами в ней, гетерохроматин, располагающийся обычно по периферии ядра и имеющий более плотную структуру, и светлый эухроматин. Найдите ядрышки.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Представляет собой сеть почти параллельных канальцев, пронизывающих всю цитоплазму клетки. Если на мембранах ЭПС располагаются рибосомы, то она называется шероховатой (гранулярной), если же мембраны свободны от рибосом, то ЭПС называется гладкой.

Митохондрии - это округлые или продолговатые тельца, ограниченные двухконтурной мембраной, причем внутренняя мембрана образует перегородки (кристы). Пространство между кристами называется матриксом.

Научитесь отличать от митохондрий лизосомы - это округлые тельца, окруженные одноконтурной мембраной.

Пластинчатый комплекс Гольджи располагается обычно возле ядра и представляет собой стопку цистерн с микропузырьками и вакуолями.

Работа 3. Решение задач по цитологии:

3.1. Определить структуру ДНК по строению белка (задачи № 60-63, Руководство к лабораторным занятиям с. 70-71);

3.2. Определить строение молекулы белка по структуре молекулы ДНК (задачи № 64-67, Руководство к лабораторным занятиям с. 71-72);

3.3. Определить строение иРНК по структуре ДНК (задачи № 68-75, Руководство к лабораторным занятиям с. 75-76);

3.4. Определить строение молекулы белка по структуре молекулы иРНК (задачи № 76-84, Руководство к лабораторным занятиям с. 78-79).

Задание для внеаудиторной работы студентов по теме«Структурно-функциональная организация клетки»:

1. Заполнить таблицу: Структурно-функциональная организация клеток

Органоиды и структурные компоненты клеток Функция Прокариоты Эукариоты
1. Клеточная стенка          
2.Цитоплазматическая мембрана          
3. Гликокаликс          
4.Ядро          
а) ядерно-плазматическое отношение          
б) расположение          
5. Цитоплазма          
а) гиалоплазма (матрикс)          
б) цитоскелет          
- микротрубочки - микрофиламенты          
в) органоиды общего значения: - митохондрии - ЭПС гранулярная - ЭПС гладкая - комплекс Гольджи - лизосомы - пероксисомы - рибосомы - клеточный центр          
г) органоиды специального значения: - псевдоподии - жгутики органоиды движения - реснички - микроворсинки - пищеварительные вакуоли          
д) включения          
е) вакуоли с клеточным соком          
ж) пластиды          

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные положения и биологическое значение клеточной теории.

2. Различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

3. Органоиды общего и специального значения (примеры).

4. Мембранные и немембранные органоиды и их функциональное значение.

5. Что такое включения цитоплазмы и их значение.

6. Как осуществляются потоки информации, энергии и вещества в клетке:

а) какие органоиды принимают участие:

б) механизмы осуществления;

в) генетический код и его свойства;

г) репликация ДНК;

д) биосинтез белка;

е) образование АТФ.

Литература:

Основная:

1. Биология. В 2 кн.: Учеб. для медиц. спец.вузов /под ред. В. Ярыгина. М., Высшая школа, 2007, 2001; Кн.1, разд.- 2.4; 3.5.

2. Биология. В 2 кн. Кн.1: Учеб .для медиц. спец.вузов /под ред. В. Ярыгина. М., Высшая школа, 1997.

3. Руководство к практическим занятиям по биологии под ред. Ю.К. Богоявленского, М., Медицина, 1988.

4. Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. А.А. Слюсарев "Биология с общей генетикой", 1987.

2. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. –М.: Медицина, 1984.

Тема 4: Принцип временной организации клетки.

Клеточный цикл.

Цель:Изучить биологическое значение клеточного и митотического циклов как универсальных механизмов жизнедеятельности и воспроизведения клеточной организации эукариотического типа.

В результате изучения материала студенты должны:

Знать:

1. Характеристику клеточного и митотического циклов.

2. Сущность митоза как универсального способа репродукции клеток.

3. Особенности организации наследственного материала эукариот в различные периоды клеточного цикла.

4. Организацию и классификацию метафазных хромосом.

Уметь:

1. Определять на микропрепаратах разные стадии митоза.

2. Идентифицировать структурные компоненты хромосом и различные формы хромосом по фотографиям кариотипа человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Химический состав и уровни структурной организации хромосом.

2. Организация интерфазного хроматина ( гетеро- эухроматин): взаимосвязь структуры и функциональной активности.

3. Строение и классификация метафазных хромосом.

4. Жизненный и митотический циклы клетки.

5. Характеристика интерфазы. Механизмы, регулирующие временную организацию клетки.

6. Характеристика фаз митоза и его биологическое значение.

Самостоятельная работа

Наши рекомендации