Формы размножения организмов.

Ход урока.

I. Организационный момент (2 минуты).

  1. Приветствие, проверка посещаемости.
  2. Оглашение темы, целей и плана урока.

II. Проверка домашнего задания (15 минут).

Устная работа «Определи соответствие»

Термин, понятие   Определение термина, понятия
жизненный цикл клетки   выполнение клеткой только своих функций
кариокинез   цикл от момента рождения до момента гибели клетки
цитокинез   удвоение молекул ДНК
веретено деления   процесс деления ядра
дифференцировка   процесс деления цитоплазмы
редупликация   нити, образованные микротрубочками в процессе деления клетки
2п   Гаплоидный набор хромосом
п   обмен идентичными участками хромосом между отцовской и материнской хромосомами
кроссинговер   Диплоидный набор хромосом

2. Индивидуальная работа (по карточкам) – 2 человека (5 минут).

Карточка № 1.

Заполните пропуски в тексте.

  1. Подготовка к делению клетки начинается в период …
  2. Ядерная оболочка растворяется к концу …
  3. В митозе различают 4 фазы: …, …, …, …
  4. Ядра соматических клеток содержат … набор хромосом.
  5. Ядра половых клеток содержат … набор хромосом.
  6. Хромосомы располагаются в экваториальной части клетки во время …
  7. В результате митоза образуется …клетки
  8. Начало расхождения хроматид к полюсам клетки происходит …
  9. Диплоидный набор хромосом человека содержит … хромосом.
  10. Гаплоидный набор хромосом человека содержит … хромосом.

Карточка № 2.

Заполните таблицу.

Характеристика фаз митоза.

Фазы. Характеристика фаз.
Профаза Метафаза Анафаза Телофаза  

III.Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации (лирическая музыка, слайды).

Учитель: Как удивителен мир, окружающий человека. Как многообразен видовой состав живых организмов. Яркие краски жизни, пение птиц, шелест листвы, запахи трав – веками сопровождают человека. Жизнь, прекрасна!

Ребята, скажите, а какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле? (размножение)

Какие формы размножения живых организмов существуют в природе? (половое и бесполое)

1. Размножение – основное свойство живого.

Формы размножения организмов.

Половое (обычно с помощью половых клеток) Бесполое (без участия половых клеток)
  1. Слияние гамет
  2. Обмен частями ядра (простейшие, бактерии)
  3. Партеногенез (тля, пчела, оса)
  1. Деление (простейшие);
  2. Образование спор (грибы);
  3. Вегетативное размножение (растения)

4. Сравнительная характеристика видов размножения.

Бесполое размножение Половое размножение
Более древний способ Более молодой способ
1 родительская особь 2 родительские особи
Высокая скорость размножения Скорость размножения невелика
Генетический материал не обновляется Обновляется
Эффективен в стабильных, не меняющихся условиях Эффективен в постоянно меняющихся условиях
Без участия половых клеток При помощи половых клеток- гамет
Дочерние особи идентичны родительской Дочерние особи не идентичны родительской

5. Виды бесполого размножения

Вид бесполого размножения определение Примеры
Деление надвое Размножение, при котором из одной материнской особи путем митоза образуются две дочерние клетки Бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли
Спорами Размножение при помощи специальных гаплоидных клеток, предназначенных для размножения Грибы, папоротники, мхи, водоросли
Частями вегетативных органов Размножение при помощи корней, стебля, побега или его видоизменений ( клубня, корневища, луковицы) растения
Фрагментация Размножение отдельными частями организма путем их регенерации Черви, водоросли, плесневелые грибы
почкование Образование новой особи в виде выроста на теле материнской при возможном дальнейшем отделении от нее Кишечнополостные

6. Значение размножения в природе и хозяйственной деятельности человека.

IV. Закрепление(10 минут).

1. В чем преимущество полового способа размножения?

2. Почему при половом размножении, несмотря на оплодотворение, число хромосом в клетках нового поколения остается постоянным, таким же, как у родителей?

3. У мужчины и женщины в каждой соматической клетке содержится 46 хромосом. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у человека:
а) в 1 яйцеклетке?
б) в 1 сперматозоиде?
в) в 1 зиготе?
г) в 1 соматической клетке детей?
д) в 1 соматической клетке внуков?

4. Самостоятельная работа в группах.

Предложите все возможные варианты размножения картофеля с рекомендациями.

Схема ответа:

1.Вид размножения…

2.Биологическая значимость…

3.Практическая применение…

4. Экономический эффект…

V. Домашнее задание.

Параграф 39 «Биология 10 класс» , записи в тетради.

VI. Рефлексия.Изобразите в виде смайлика ваше отношение к уроку.

VII. Подведение итогов.

Литература:

1. Касымбаева Т., Мухамеджанов К. «Общая биология» 10-11 класс, Алматы, Мектеп 2006г.

2.Беляев Д.К., «Общая биология» 10-11 класс, М., Просвещение, 2002г.

3.Абшенова Л.У. Заирова Б.З. «Биология» Заданиядля проверки учащихся и подготовки к олимпиадам., Алматы, 2008г.

Наши рекомендации