Формы размножения организмов.
Ход урока.
I. Организационный момент (2 минуты).
- Приветствие, проверка посещаемости.
- Оглашение темы, целей и плана урока.
II. Проверка домашнего задания (15 минут).
Устная работа «Определи соответствие»
Термин, понятие | Определение термина, понятия | |
жизненный цикл клетки | выполнение клеткой только своих функций | |
кариокинез | цикл от момента рождения до момента гибели клетки | |
цитокинез | удвоение молекул ДНК | |
веретено деления | процесс деления ядра | |
дифференцировка | процесс деления цитоплазмы | |
редупликация | нити, образованные микротрубочками в процессе деления клетки | |
2п | Гаплоидный набор хромосом | |
п | обмен идентичными участками хромосом между отцовской и материнской хромосомами | |
кроссинговер | Диплоидный набор хромосом |
2. Индивидуальная работа (по карточкам) – 2 человека (5 минут).
Карточка № 1.
Заполните пропуски в тексте.
- Подготовка к делению клетки начинается в период …
- Ядерная оболочка растворяется к концу …
- В митозе различают 4 фазы: …, …, …, …
- Ядра соматических клеток содержат … набор хромосом.
- Ядра половых клеток содержат … набор хромосом.
- Хромосомы располагаются в экваториальной части клетки во время …
- В результате митоза образуется …клетки
- Начало расхождения хроматид к полюсам клетки происходит …
- Диплоидный набор хромосом человека содержит … хромосом.
- Гаплоидный набор хромосом человека содержит … хромосом.
Карточка № 2.
Заполните таблицу.
Характеристика фаз митоза.
Фазы. | Характеристика фаз. |
Профаза Метафаза Анафаза Телофаза |
III.Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации (лирическая музыка, слайды).
Учитель: Как удивителен мир, окружающий человека. Как многообразен видовой состав живых организмов. Яркие краски жизни, пение птиц, шелест листвы, запахи трав – веками сопровождают человека. Жизнь, прекрасна!
Ребята, скажите, а какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле? (размножение)
Какие формы размножения живых организмов существуют в природе? (половое и бесполое)
1. Размножение – основное свойство живого.
Формы размножения организмов.
Половое (обычно с помощью половых клеток) | Бесполое (без участия половых клеток) |
|
|
4. Сравнительная характеристика видов размножения.
Бесполое размножение | Половое размножение |
Более древний способ | Более молодой способ |
1 родительская особь | 2 родительские особи |
Высокая скорость размножения | Скорость размножения невелика |
Генетический материал не обновляется | Обновляется |
Эффективен в стабильных, не меняющихся условиях | Эффективен в постоянно меняющихся условиях |
Без участия половых клеток | При помощи половых клеток- гамет |
Дочерние особи идентичны родительской | Дочерние особи не идентичны родительской |
5. Виды бесполого размножения
Вид бесполого размножения | определение | Примеры |
Деление надвое | Размножение, при котором из одной материнской особи путем митоза образуются две дочерние клетки | Бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли |
Спорами | Размножение при помощи специальных гаплоидных клеток, предназначенных для размножения | Грибы, папоротники, мхи, водоросли |
Частями вегетативных органов | Размножение при помощи корней, стебля, побега или его видоизменений ( клубня, корневища, луковицы) | растения |
Фрагментация | Размножение отдельными частями организма путем их регенерации | Черви, водоросли, плесневелые грибы |
почкование | Образование новой особи в виде выроста на теле материнской при возможном дальнейшем отделении от нее | Кишечнополостные |
6. Значение размножения в природе и хозяйственной деятельности человека.
IV. Закрепление(10 минут).
1. В чем преимущество полового способа размножения?
2. Почему при половом размножении, несмотря на оплодотворение, число хромосом в клетках нового поколения остается постоянным, таким же, как у родителей?
3. У мужчины и женщины в каждой соматической клетке содержится 46 хромосом. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у человека:
а) в 1 яйцеклетке?
б) в 1 сперматозоиде?
в) в 1 зиготе?
г) в 1 соматической клетке детей?
д) в 1 соматической клетке внуков?
4. Самостоятельная работа в группах.
Предложите все возможные варианты размножения картофеля с рекомендациями.
Схема ответа:
1.Вид размножения…
2.Биологическая значимость…
3.Практическая применение…
4. Экономический эффект…
V. Домашнее задание.
Параграф 39 «Биология 10 класс» , записи в тетради.
VI. Рефлексия.Изобразите в виде смайлика ваше отношение к уроку.
VII. Подведение итогов.
Литература:
1. Касымбаева Т., Мухамеджанов К. «Общая биология» 10-11 класс, Алматы, Мектеп 2006г.
2.Беляев Д.К., «Общая биология» 10-11 класс, М., Просвещение, 2002г.
3.Абшенова Л.У. Заирова Б.З. «Биология» Заданиядля проверки учащихся и подготовки к олимпиадам., Алматы, 2008г.