Часть третья. жизнь продленных дней. 1 страница

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ПОТОП

Основание

Следующая, пятая глава Библии практически вся посвящена генеалогии. Сообщается, что после Сифа у Адама были сыны и дочери. Затем мы получаем известие о смерти Адама (Быт. 5: 5). Далее идет перечисление потомков по мужской линии, но прослеживается только ветвь Сифа (Быт. 5: 6-32), Каин и Авель опущены.

В списке 10-и поколений потомков Сифа имя Бога не упоминается. Может быть потому, что речь идет о естественных мутационных процессах. Впервые Библия подробно описывает время жизни каждого персонажа и его репродуктивный возраст.

Слово «сын» («бен») происходит от глагола «бана» («строить»)(Тора. Стр. 83.). А поскольку Сиф, как мы выяснили, символизирует и генную структуру, то возможно, речь идет о строительстве генома. Очевидно, здесь играют важную роль имена потомков и их возраст, но оставим расшифровку этих данных специалистам по древнееврейскому языку.

Итак, Адам, умер, но вот какой нонсенс: наука считает код митохондрии, Евы, более древним, чем хромосома Адама.

Предположительно, митохондриальная Ева, от которой произошли все люди, жила в Африке, по новейшим данным, в Китае, около 143 тысяч лет назад, а предполагаемый возраст Y-хромосомы «адама» – 59 тысяч лет. По другим данным, Ева жила 200 тыс. лет назад (доклад Nature за 1 января 1987 г.), а «адам» – 188 тыс. лет назад (Independent, 1995, 23 ноября).

А по Библии Ева младше Адама. Противоречие? Нет.

Обратите внимание на этимологию имени Сиф (Шет) – «основание», «положенный» (Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза, стр.903. Сиф.). Дело в том, что именно Сиф, а не Адам, положен в основание генетической истории человека, именно он является нашим «отцом».

В данном случае Сиф символизирует не гены глобиновой локализации, но нашего генетического предка.

В Библии cказано:

«…БОГ ПОЛОЖИЛ МНЕ ДРУГОЕ СЕМЯ (Сифа), ВМЕСТО АВЕЛЯ, КОТОРОГО УБИЛ КАИН» (Быт. 4: 25).

А это значит, что своему появлению Сиф обязан Богу, а не Адаму. Это значит, что Бог модифицировал Свое творение. Как Он это делал, Библия расскажет позже.

Древнегреческий философ Анаксимандр (610-546) считал, что первый человек, то есть Адам, произошел от животного другого вида.

Вполне возможно, что мы можем отнести Адама к неандертальцам – первым homo sapiens, которые появились 200 тысяч лет назад.

Неандертальцы были коренастыми ширококостными прямоходящими людьми с массивной челюстью и покатым лбом. Они умели добывать огонь, мастерили орудия, воспитывали детей, коллективно охотились. Заботились об увечных собратьях, хоронили умерших и даже клали цветы на могилу. Но жили они в пещерах, и у них не было земледелия. Ученые считают, что они умели говорить. И Библия подтверждает это – Адам говорит с Богом и Евой.

А Сиф уже относился к кроманьонцам, которые появились еще в разгар популяции неандертальцев. У него рождается сын Енос чье имя, также как имя Адам, значит «человек» (Быт. 4: 26).

Некоторое время неандертальцы и кроманьонцы существовали параллельно. Потом неандертальцы исчезли с лица земли – Адам и его дети вымерли.

Недавно выяснилось, что генетически неандертальцы не являются прямыми предками человека. Это была боковая ветвь. Таким образом, Анаксимандр был прав.

Что же касается Евы, то хотя она и являлась «плотью от плоти Адама», но представляла собой модификацию «ребра» Адама. Возможно, она была ближе к кроманьонцам и продолжила свой род.

Таким образом, информация Библии совпадает с научными данными.

Исполины

Обратите внимание на еще одну особенность библейского текста: существуют строфы, служащие связками различных тем.

Так первая глава Библии связана со второй ее началом (Быт. 2:1-7). Это переход от развития яйцеклетки к началу развития жизни на земле как таковой.

Главы о потопе начинаются с истории (Быт. 6: 1-4), которая с трудом поддается расшифровке, потому что еврейский текст в этой истории не ясен и существует несколько вариантов перевода, сильно отличающихся друг от друга:

«И БЫЛО, КОГДА ЛЮДИ СТАЛИ МНОЖИТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ, И ДОЧЕРИ РОЖДАЛИСЬ У НИХ, ВИДЕЛИ СЫНОВЬЯ тех, кто обладал МОГУЩЕСТВОМ, ДОЧЕРЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ – как ПРЕКРАСНЫ ОНИ, И БРАЛИ СЕБЕ В ЖЕНЫ ВСЕХ, КОГО ВЫБИРАЛИ. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: «НЕ ВЕЧНО БУДЕТ МОЙ ДУХ СУДИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЧТО ОН – всего-навсего ПЛОТЬ! Пусть БУДУТ ДНИ ЕГО – СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ». ИСПОЛИНЫ СУЩЕСТВОВАЛИ НА ЗЕМЛЕ В ТЕ ДНИ И ТАК ЖЕ ПОЗДНЕЕ – КАК ПРИДУТ СЫНОВЬЯ тех, кто обладал МОГУЩЕСТВОМ, К ДОЧЕРЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, И ТЕ РОДЯТ ИМ сыновей: ОНИ и есть БОГАТЫРИ, ИСКОНЕ ИЗВЕСТНЫЕ своими ИМЕНАМИ»(Тора. Брейшит 6: 1-4.).

Синодальный перевод: «...не вечно Духу Моему быть пренебрегаемемым человеками; потому что они плоть...».

Или даже: «...Мое дыхание в человеке – не навсегда...»

Фраза - «когда люди стали умножаться на земле» (Быт. 6:1) – ориентирует нас во времени. В историческом аспекте – это умножение рода человеческого, когда Бог увидел, что у нашего далекого предка есть будущее.

Но попробуем рассмотреть историю об исполинах в свете онтогенеза. И рассмотрим фразу «умножение людей» как умножение эмбриональных клеток. Библия относит к категории людей не только половые и стволовые клетки, но и лимфоциты, и эритроциты - Каина и Авеля.

Писание говорит, что исполины рождались, когда число клеток множилось.

В этом случае мы можем отнести к категории исполинов мегалобласты, о которых мы говорили в предыдущей главе. Это крупные, способные к делению клетки, которые образуются на двухнедельной стадии развития зародыша вместе с сосудами в стенке желточного мешка, а затем в красном костном мозге из стволовых кроветворных клеток.

В процессе созревания они теряют способность к делению и превращаются в мегалоциты – первичные эритроциты. Тоже большие клетки.

«Исполины существовали в те дни и также позднее», потому что новообразование мегалобластов прекращается только во второй половине внутриутробной жизни.

Господь определил срок жизни человека-клетки ста двадцатью годами. Срок жизни эритроцитов равен 120 дням.

Таким образом, Библия не оставляет тему первородного греха.

Тора считает причиной потопа сам факт рождения «исполинов»(Тора. Брейшит, стр.84-85.). Но с точки зрения автора, эти события связаны лишь косвенно.

Братоубийственная ярость

Давайте задумаемся, почему Библия опускает имена Авеля и Каина? Несомненно, главная причина заключается в том, что Авель и Каин понятия соматические, а в родословии речь идет о генах. Кроме того, не забудем, что в основание генетической истории мужского поколения заложен Сим.

Но все же, если в христианской традиции Каин – грешник, то Авель считается первым мучеником и праведником, и его отсутствие в родословной более чем странно.

Апостол Иоанн говорит о нем:

«…Каин, который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3: 12).

Ему вторит ап. Павел:

«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр. 11: 4).

Но в «Премудрости Соломона» мы найдем такую информацию:

«Она /премудрость/ сохраняла первозданного отца мира /Адама/, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения; она дала ему силу владычествовать над всем.

А отступивший от нее неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости. Ради него потопляемую землю опять Премудрость спасла, сохранив праведника посредством малого дерева» (Прем. 10:1-4)(Библия. Российское Библейское Общество. Москва 2000.).

От братоубийственной ярости, как известно, погиб Авель. Таким образом, Соломон утверждает, что Авель - презревший премудрость неправедный грешник, из-за которого Бог наслал потоп на землю.

Дело в том, что апостолы говорят об Авеле–эритроците, который пал жертвой аутоиммунной реакции Каина-лимфоцита.

А в словах Соломона мы увидим намек на генетическую неправедность Авеля, и как всякая генетически больная клетка она подвергается яростной атаке Каина. В данном случае «братоубийственная ярость», собственно, работа лейкоцита. Поэтому Господь и защитил Каина от разгневанной «земли».

Таким образом, Соломон утверждает, что в историческом аспекте причиной потопа послужили широко распространенные генетические болезни крови.

Генетические проблемы были столь велики, что в ходе эволюции выработались защитные механизмы: так еще на стадии ооцита в цитоплазме яйцеклетки накапливается около 200 тысяч молекул глобиновой мРНК (Корочкин Л.И. «Биология индивидуального развития», стр. 77.). Возможно гигантские размеры мегаклеток эритроцитов также служили им защитой.

Мы уже знаем, к каким серьезным последствиям ведет серповидная анемия, когда происходит агглютинация эритроцитов и уменьшается приток крови к сердцу и другим органам.

А при талассемии, полное отсутствие ?-генов приводит к водянке плода, и он погибает до или во время родов.

Видимо, на ранних стадиях развития человечества, генетические дефекты угрожали вырождением всей человеческой популяции, и не было иного пути, как уничтожение носителей дефектных генов. Потоп играл роль селективного отбора.

Невозможно не заметить, что страницы Библии буквально утопают в крови. Бог Библии «Долготерпелив» и «Многомилостив», но Он – «Хотящий спасения всех», и как «Ненавидящий /генетическое/ зло», вынужден быть «Наказывающим /генетическую/ неправду», «Огнем поядающим» (Пс. 5: 5; Иер. 5: 7-9; Ис. 33: 14; Иез. 18:23-32; 33:8-20).

Волею Бога уничтожаются отдельные отступники и целые народы. Оправдать такую жестокость Абсолюта можно только заботой о генетической чистоте человечества.

Но вернемся к страницам Библии.

Потоп

Давайте обратим свое внимание на то, что в тексте есть описание четырех потопов. И все они, судя по всему, имеют исторический аналог.

Первый потоп:

«И продолжилось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землей. Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал на поверхности вод» (Быт. 7: 17-18).

Второй потоп:

«И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы» (Быт. 7:19-20).

Третий потоп:

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся на земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт. 7: 21-22).

И, наконец, четвертый потоп:

«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге» (Быт. 7: 23).

Возможно ли такое решение? Возможно. Потопы могли быть вызваны катаклизмами вселенского масштаба. Эти катастрофы разделяют многие века.

Первый потоп (Быт. 7: 17-18) был вызван тем, что Господь увидел великое развращение на Земле (Быт. 6: 5). В описании первого потопа Земля выглядит плоской. Видимо, здесь речь идет о потопе, который поразил Землю вскоре после «грехопадения» - в «начале времен».

Для того чтобы вызвать массовую гибель микроорганизмов, несущих в себе опасные мутации, достаточно было резко изменить среду обитания. Очевидно, в это время на плоской земле начинаются вулканические процессы. Но, увы, видимо, к этому времени мобильные элементы прочно встроились в геном клеток.

Второй потоп (Быт. 7:19-20) вызван глубоким раскаянием Господа, глядящего на свое извращенное творение (Быт. 6: 6). Он относится к тому времени, когда Земля уже сформировалась в результате вулканической деятельности, поскольку при потопе вода покрывает верхушки гор.

Отметим, несмотря на то, что Писание описывает четыре потопа, только дважды говорится: «И сказал Господь» (Быт. 6: 7 и 6: 13). Это указывает на то, что Бог только в двух случаях имел слушателя.

При третьем наводнении (Быт. 7: 21-22) слушатель не обозначен, хотя сказано, что потоп уничтожил все живое и людей в том числе. Видимо, слова Бога относились к отдаленным предкам человека, которые не могли осознать грядущую катастрофу.

Возможно, это описание того гигантского наводнения, которое покрыло Европу, Северную Африку и Сибирь и уничтожило африканских австралопитеков и неандертальцев.

Только при четвертом потопе Бог обращается к конкретному человеку – Ною (Быт. 7: 23).

Ученые считают, что 50-70 тыс. лет назад, небольшая волна миграции из Африки, около 1000 человек, достигла берегов Западной Азии. Возможно, это был локальный потоп на территории Месопотамии, где факт произошедшего потопа подтвержден археологическими раскопками.

Таким образом, только четвертый потоп имеет прямое отношение к нашим предкам, осознавшим себя людьми. После потопа на земле остался Ной, продолжатель ветви Сифа, и «что было с ним в ковчеге».

3.9.5. Китайский вариант потопа

О чем же расскажут нам потопные страницы?

Мы уже предположили, что причиной потопов, в начале времен стал «грех» археклетки, а с появлением людей, генетические заболевания крови.

Тема потопа широко отражена в мифологиях всех народов. Самое древнее упоминание о потопе мы найдем в шумерских мифах. Как правило, это катаклизм вселенского масштаба: Бог насылает на людей потоп в наказание, и сохраняет лишь минимум, необходимый для возрождения жизни на земле.

Но китайский миф о потопе существенно отличается от прочих - в нем отсутствует мотив преступления людей и в целом сюжет подчинен общей теме землеустрояющей деятельности, где потоп описывается как естественное природное явление. Культурные герои осушают землю и тем самым устраняют вред от него.

В библейском тексте, мы найдем ключевую фразу к пониманию китайской версии потопа:

«… В СЕЙ ДЕНЬ РАЗВЕРЗЛИСЬ ВСЕ ИСТОЧНИКИ ВЕЛИКОЙ БЕЗДНЫ, И ОКНА НЕБЕСНЫЕ ОТВОРИЛИСЬ» (Быт. 7:11).

«Окна небесные». Небом Библии в эмбриологической версии является zona pellucida. «Окна» zona pellucida открываются, когда морула начинает превращаться в сферический пузырек, заполненный жидкостью – бластоцисту.

Таким образом, китайский миф о потопе описывает естественное природное явление преобразования морулы в бластоцисту.

Это еще один пример того, что все в мире взаимосвязано и служит на пользу друг другу. Еще один пример великой гармонии мира, созданного Творцом. Китайский миф служит ключом к пониманию аллегорического текста Библии и наоборот.

А теперь обратите внимание - герои потопов разных мифологий имеют этимологическую связь. Так имя Ноах у евреев значит «долгота времени». У шумеров прототип Ноя - Зи-у-суд-ра, что значит «жизнь продленных дней», у вавилонян – Утнапиштим – «далекий день», «время жизни».

Таким образом, герой потопа «в далеком дне», но эти события отразились в современном нам мире - «жизнь продленных дней».

Совершенно очевидно, что Библия опять возвращает нас к истокам жизни, поскольку развитие яйцеклетки, по своей сути, это ряд митотических делений при котором организм становится многоклеточным.

Таким образом, мы получили еще одно доказательство того, что тексты Ветхого Завета рассказывают нам о событиях, легших в фундамент развития жизни на Земле.

«...на молекулярно-генетическом уровне были найдены и изучены высокогомологичные конструкции, общие для представителей самых удаленных неродственных таксонов, с функцией которых связывают реализацию плана строения»(Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. «Эмбриология», М., АКАДЕМА, 2004, стр. 104.).

Работа этих генов строго ограничена во времени и пространстве.

У дрозофилы была найдена общая высокогомологичная последовательность ДНК размером 183 пары основания, названная гомеобоксом. Позднее аналогичные гомеобоксы были найдены даже у несегментированных животных. Таким образом, «эволюционная история этих генов восходит к прокариотам, и функция их состоит в обеспечении клеточных ядер зародыша начальными сигналами дифференцировки»(Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. «Эмбриология», стр. 106)

Этим подтвердилось глубинное сходство этого этапа развития у всех метамерно построенных беспозвоночных и позвоночных животных.

Таким образом, историческое и индивидуальное развитие организмов самых удаленных неродственных таксонов составляют некое единство, которое основывается на генетическом материале.

«Имеющийся фактический материал позволяет предположить, что молекулярно-генетическая «машина» является во всех случаях сходной, а морфологические различия обусловлены сдвигами во временной последовательности одних и тех же молекулярных событий. Именно разнообразие временного развертывания сходных молекулярно-генетических процессов детерминирует различия в морфогенезе разных таксонов»(Корочкин Л.И.. «Биология индивидуального развития», стр.237-238.).

На генетическом единстве организмов Библия и выстраивает свой рассказ. При этом она пунктирно привязывает события далеких дней к событиям, происходящим с современным эмбрионом.

Библия расскажет нам, каким образом одна клетка стала многоклеточным организмом. Существует версия, что когда-то клетки слиплись и «не захотели расставаться».

Но Библия указывает нам на то, что этот переход произошел не путем «слипания», а путем дробления. Расскажет нам о генетических корнях перехода одноклеточного организма в - многоклеточный.

Итак, основная тема Библии – становление жизни на земле, в данном случае - развитие многоклеточного мира. А различные этапы развития яйцеклетки - эмбриология - является лишь вспомогательным материалом.

В рассказе о потопе ковчег символизирует праклетку зародышевого пути, а Ной играет роль генома.

А теперь обратите внимание, описание ковчега рисует его более похожим на плот, чем на корабль. Ковчег длинный, около 150 метров, узкий – около 25 метров и с низкой, по отношению к длине палубой – около 15 метров(Гальбиати Э., Пьяцца А. «Трудные страницы Библии». М., «Путь» 1995, стр.183.).

В мистической традиции иудаизма есть рассказ о двуполом Адаме кадмоне (евр. ?аdаm qadmon – «человек первоначальный») - прообразе духовного и материального мира. Он был такой громадный, что испугал ангелов, и они попросили Бога уменьшить его. Позже Бог рассек его, на мужчину и женщину.

Может быть, параметры ковчега соответствуют размерам первой клетки, заботливо выращиваемой в Эдеме? Какова же тогда должна была быть молекула ДНК в этом огромном райском саду?

Ной

Когда Бог сконструировал первую клетку и разнообразие РНК клеток, то дал им свободу развития. Адам (ДНК-молекула) самостоятельно заботился о саде-клетке, и, естественным путем усложнялся, именовал РНК-животных и тем самым приспособил часть из них для своих нужд. Адам и Ева самостоятельно встроили в свою молекулу «плод» греха. И сконструировали нижние, весьма сложные оболочки своего генетического материала. После изгнания из рая ДНК-клетки «совершенствовались» и «развращались» самостоятельно. Такая же самостоятельность была дана и реальному человеку.

Результат этой свободы превзошел все ожидания Бога:

«И УВИДЕЛ ГОСПОДЬ, ЧТО ВЕЛИКО РАЗВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОВ НА ЗЕМЛЕ…» (Быт. 6: 5).

Генетическое «развращение» было настолько велико, что первой мыслью Господа было желание истребить все живое на земле (Быт. 6:7). Но Ной, названный праведным (Быт. 7:1), обрел «благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8).

Церковь называет праведными тех, кто, живя в миру, и исполняя государственные, общественные и семейные обязанности «при всех переменах жизни поступали по оправданиям закона Божия и пребыли верны Богу»(«Церковно-славянский словарь». М., «Терра», 1998, в 2-х т.т., стр. 473.).

Генетическим несовершенством, кстати, можно объяснить причину гибели огромного большинства яйцеклеток. Так из 7 млн. оогониев к моменту рождения плода остается лишь около двух миллионов, остальные не могут преодолеть стадию первого мейоза и дегенерируют. Этот процесс продолжается и к моменту наступлению полового созревания в яичниках остается лишь около 300 000 ооцитов. А в течение репродуктивного периода у женщин выделяется лишь около 400-500 яйцеклеток. Все оставшиеся дегенерируют. Очевидно, и здесь отбор происходит по признаку «праведности».

А теперь обратите внимание на важное обстоятельство. Рассказ о вхождении Ноя в ковчег также повторяется четыре раза (Быт. 6: 18-22; 7:1-5; 7:6-10; 7:11-16).

И это не случайно. Дело в том, что Писание, так же как эмбриология, рассматривает раннее развитие яйцеклетки как цепь событий, таким образом «Ной» каждый раз входит в очередной этап развития.

Современная эмбриология разделяет развитие яйцеклетки на следующие стадии:

1) стадия оогенеза - образование переднезадней оси и радиальной симметрии;

2) стадия оплодотворения – формирование билатеральной симметрии и дорзовентральной плоскости вследствие поворота оплодотворения и образования серого серпа;

3) процесс дробления, стадия средней бластулы – закладка ньюкуповского центра организации;

4) дробление, стадия средней бластулы – образование первичного организатора – шпемановского индуктора (Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. «Эмбриология», стр. 137.).

Четыре входа в ковчег – четыре стадии развития.

Но, поскольку главной темой Библии является рассказ об этапах развития первого многоклеточного организма, мы увидим некоторый различия в этих этапах.

Не забудьте, что, базируясь на единстве генетического материала, в Библии причудливо переплетаются рассказы о развитии человеческого эмбриона и о механизмах развития первого многоклеточного организма.

3.9.7. Ковчег

Особенность первого входа Ноя в ковчег (Бытие 6: 18-22) состоит в том, что Бог как бы только «поставляет завет» с Ноем, рассказывает, как ему надо поступить в будущем, каков должен быть план ковчега, но в конце главы говорится:

«И СДЕЛАЛ НОЙ ВСЕ; КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ БОГ, ТАК ОН И СДЕЛАЛ» (Быт. 6: 22).

Дело в том, что здесь Ной входит в «призрачный», еще не построенный ковчег, потому что Библия начинает описание развития яйцеклетки со стадии оогенеза. В это время происходит предразметка будущих тканей зародыша – создается план будущего «ковчега», осуществляется ооплазматическая сегрегация.

«Ядро развивающегося ооцита функционирует, следовательно, как бы с опережением, работая не только «на настоящее», но и «на будущее...

В ходе ооплазматической сегрегации формируются те региональные особенности цитоплазмы, которые как бы намечают «преформируют» на химическом уровне план строения будущего организма. В основе формирования этого плана лежит образование полярных градиентов распределения биологически активных веществ. Яйцеклетка характеризуется, в частности, анимально-вегетативным градиентом, который проявляется в постепенном падении концентрации РНК и белков и др. в направлении от анимального к вегетативному полюсу. В вегетативной области яйца, напротив, сосредоточены метаболически инертные запасные питательные вещества»(Корочкин Л.И.. «Биология индивидуального развития», стр. 77-78.).

Если эти ингредиенты равномерно распределить по цитоплазме, то развитие прекращается и зародыш погибнет на ранней стадии. А если расчленить единый анимально-вегетативный ингредиент на два самостоятельных градиента, развивается зародыш с двумя головами.

Но, как показали опыты с ооцитами мыши, такое расчленение не оказывает влияние на развитие бластоцисты из яйца, что говорит о более высокой регуляционной способности ооцитов млекопитающих.

Время входа Ноя в ковчег не обозначено, поскольку предразметка цитоплазмы происходит на разных этапах оогенеза.

Итак, началом перехода одноклеточного мира в многоклеточный было создание специальных генов объединенных в кластеры, которые продуцировали специфические белки, РНК и другие ингредиенты предразметки цитоплазмы клетки в соответствии с будущим строением многоклеточного организма.

3.9.8. Семья Ноя

Во втором рассказе (Быт. 7: 1-5) обозначается время вхождения: сообщается, что люди вошли в ковчег за неделю до потопа, то есть за семь дней до начала бластуляции. Тем самым Ной здесь геном зиготы. Яйцеклетка вошла в следующий этап развития - дробление. Крупная яйцеклетка должна довести бластомеры до нормального ядерно-цитоплазматического соотношения. При этом дробящийся зародыш уменьшается в размерах.

Побудить это событие, возможно простым уколом иглы.

Рассмотрим этот этап развития на примере амфибии, поскольку формула дробления человек и амфибии весьма схожи:

«Первая борозда дробления делит яйцо по вертикали, то есть в плоскости, проходящей через анимально-вегетативную ось, и в результате образуются две симметричные половинки яйца. Следующее деление вновь происходит вертикально, но под прямым углом к плоскости первого деления и приводит к образованию четырех клеток одинаковой величины. Борозда третьего деления располагается горизонтально, несколько выше средней линии этих четырех клеток, так что образуются четыре верхние клетки меньшей величины, и четыре нижние, более крупные и содержащие больше желтка»(Мол. биология клетки, т.4.15.1.1).

Три первых деления образуют восемь клеток.

А сейчас обратите внимание – семья Ноя, вошла в ковчег в составе восьми человек (Быт. 6: 10; 18). Дробление продолжается, но Пророк называет людьми только первые восемь клеток. А это значит, что Библия выделяет их из общего ряда.

Первый многоклеточный организм был примитивен и состоял из очень небольшого числа клеток. Но его бластомеры уже на очень ранних стадиях развития были высокоспециализированы, и направление их развития было строго детерминировано. Поэтому перемещение каждой клетки было строго упорядочено и предсказуемо.

Высокая специализация клеток беспозвоночных, важное отличие от клеток млекопитающих.

Потому что первые восемь бластоцитов млекопитающих функционально тотипотентны (эквивалентны). Потенциально, каждая такая клетка может в дальнейшем образовать любую часть более позднего эмбриона или взрослого организма, хотя способность бластомеров к самостоятельному развитию постепенно снижается до восьмиклеточной стадии.

Если бластомер человека обособится до восьмиклеточной стадии, то будет наблюдаться рождение однояйцовых близнецов, которые схожи не только внешне, но и многими чертами характера(Мол. биология клетки, т.4.15.3.4.).

Таким образом, вторым этапом развития превращения многоклеточного организма стало дробление клетки, среди которых выделяются первые восемь клеток.

Особенность второго входа Ноя в ковчег состоит в том, что здесь, единственный раз, Господь указывает Ною взять по семи пар чистых животных, а нечистых по паре. Во всех остальных случаях и чистых и нечистых берется лишь по паре. Эта особенность пока не поддается прочтению.

3.9.9. Огдоада

О первых восьми клетках рассказывают и мифы.

В египетских мифах фигурирует огдоада – «восьмерка божеств-хех, которых Шу выносил, родил, сотворил, составил и зачал» (С.Т.II. 19-с-е). Это четыре пары космических божеств - восемь изначальных богов города Гермополя (египетского Хемену), описанных в Текстах саркофагов. Египтяне считали, что из огдоады возник весь мир.

А вот что рассказывает Платон.

«И вот, чтобы время родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами»(Платон. М.: Мысль, 1971, соб. соч. в 3-х т.т., т.3(1). «Тимей». 38-с).

Эти пять светил: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн.

Итак, светил семь. Но чуть дальше, рассказывая о движении планет, Платон сообщает, что «…движутся они по своим восьми кругам»(Платон, т. 3(1). «Тимей». 39-b).

Восьмая планета - это Земля, которую Демиург поставил «блюстительницей и устроительницей дня и ночи как старейшее и почтеннейшее из божеств, рожденных внутри неба»(Платон, т. 3(1). «Тимей» 40-с).

Земля - аналог яйцеклетки. Таким образом, планеты, рожденные «внутри неба» zona pellucida, - бластоцисты. Все пять планет имеют свою «биографию».

Считается, что античность в это время еще не знала Уран и Нептун, но возможно, это объясняется необходимостью упоминания Солнца и Луны – регуляторов развития.

«Что касается прочих [планет] и того, где именно и по каким именно причинам были они там утверждены, то все это принудило бы нас уделить второстепенным вещам больше внимания, чем того требует предмет нашего рассуждения»(Платон, т.3(1). «Тимей» 38-d).

И наконец, сакральное значение трех первых делений первого многоклеточного организма зафиксировано в особенностях одежды первосвященника. Сам Господь Бог указал Моисею, как должно выглядеть одеяние священника. Там фигурирует клетчатый хитон и кидар (Исх. 28: 36-39).

Кидаром называется головное украшение подобное венцу, которое в дальнейшем перешло в христианство, как архиерейский атрибут - митра (греч ????? – пояс, шарф, которым обвязывают голову, - шапка)(Полный церковно-славянский словарь. М.: «Терра». 1998, т..1, стр.307. «Митра».).

Здесь также прослеживается связь с греческим ????? – «кусок полотна», «нить». Сравните с ????? – непрямое деление клетки, служащее для размножения соматических клеток организма(Словарь иностранных слов. М.: Центрполиграф, 2001, стр 411.).

Венец располагается как борозда третьего деления амфибии - горизонтально, несколько выше средней линии. На венце надпись: «Святыня Господня» - так высоко оценил Господь значимость первых восьми клеток.

Наши рекомендации