Путь информации от генотипа к фенотипу
Еще на рубеже 19-го и 20-го веков было выяснено, что ответственными за передачу признаков по наследству являются хромосомы, а именно определенный участок их, называемый геном и определяющий некоторый наследственный признак. Всему набору признаков организма соответствует набор генов всех хромосом - генотип.
Гены наряду с белками содержат ДНК, которые и осуществляют передачу наследственной информации от поколения к поколению в процессе репликации.
Существует механизм, который регулирует периодичность репликации ДНК и фазы клеточного цикла. До конца этот механизм еще не выяснен. Синтез ДНК происходит во время фазы, предшествующей делению клетки, после того как синтезируются все необходимые нуклеозидтрифосфаты. До этого клетки диплоидны, т.е. содержат две копии генотипа. В результате репликации каждая из копий удваивается, и клетка становится тетраплоидной. Во время деления происходит конденсация хроматина и образование хромосом (тетраплоидный набор) с последующим делением родительской клетки на две дочерние диплоидные клетки.
Каждому генотипу соответствует определенный фенотип - набор фенотипических признаков организма (проявляющихся как внешне, так и внутренне).
Путь информации от генотипа к фенотипу можно выразить простой схемой: ДНК→РНК→белок.
1-я и 2-я стадии этой схемы уже рассмотрены. Таким образом, ген определяет первичную структуру белков: информация, записанная с помощью определенного чередования нуклеотидных остатков, переводится в информацию, записанную чередованием аминокислотных остатков. Иначе говоря, ДНК служит матрицей для синтеза РНК, а РНК - матрицей для синтеза белков. Это положение - основной постулат молекулярной биологии.
Основы генетической инженерии.Целью генетической инженерии является получение организмов (животных и растений) с новыми наследственными свойствами с помощью чисто лабораторных приемов. Осуществить эту цель чрезвычайно сложно, что обусловлено недостаточностью знаний о структуре и функционировании генов.
Для достижения поставленной цели в организм необходимо ввести соответствующий ген или гены. Поэтому первым этапом является синтез гена химическим или биологическим путем либо выделение его из другого организма.
Следующий этап генетической инженерии - перенос генов в клетку - осуществляется тремя способами: трансформацией (перенос генов посредством выделенной и очищенной от примесей ДНК), трансдукцией (перенос генов посредством вирусов) или гибридизацией клеток, полученных из разных организмов.
Заключительный этап сводится к адаптации введенного гена в организме хозяина и уже не зависит от искусства экспериментатора.
Казалось бы, довольно простая схема, но тем не менее в настоящее время в генетической инженерии наблюдается некоторый спад. Переход от исследования на клетках прокариот (организмы, клетки которых не имеют ядра как такового) к исследованиям на клетках эукариот встретил ряд технических трудностей из-за мозаичной структуры генов последних. В частности, открытие экзонов и интронов в генотипе ДНК, открытие явления сплайсинга во время формирования матричной РНК указывают на необходимость соблюдения высочайшей точности процедуры вырезания необходимого гена из ДНК генотипа соответствующими ферментами (рестриктазами). Иначе могут быть получены не гены, несущие информацию, а участки интронов, не кодирующие белок.
После открытия методов искусственного синтеза и сшивки отдельных участков молекулы ДНК, появилась возможность создания новых, неизвестных ранее организмов с заранее заданными свойствами. Сложилось новое направление - биотехнология, занимающаяся решением практических задач здравоохранения и сельского хозяйства. Полученные в лаборатории гены широко используются в микробиологической промышленности для приготовления лекарственных препаратов белковой природы (гормонов, ферментов и др.), а также все больше попыток применить их при лечении многих наследственных заболеваний (всего их более 2000), генетический дефект которых точно известен пока только для 50 болезней.
Глава 13. ОБМЕН БЕЛКОВ
Понятие об обмене белков
Обмен белков занимает самое важное место в метаболизме живых организмов, так как благодаря уникальным функциям и многообразию превращений белков любой живой организм существует, развивается и воспроизводит сам себя. Все другие виды обмена подчинены и обслуживают обмен белков как источник самой жизни.
Обмен углеводов и липидов является основным источником энергии в форме АТФ, необходимой для синтеза липидов. Углеводный обмен, кроме того, является основным источником углеродных цепей в биосинтезе аминокислот.
Обмен нуклеиновых кислот обеспечивает хранение и передачу информации о первичной структуре белков, обслуживая специфическое воспроизведение белковых молекул.
Минеральный обмен способствует созданию или распаду ферментов, катализирующих синтез белков, а также структур, при помощи которых этот синтез осуществляется.
С другой стороны, белковый обмен координирует и регулирует все виды обмена в организме, так как помимо основной пластической функции (главный строительный материал всех органов и тканей) белки могут служить источником энергии, белки выполняют уникальную каталитическую функцию (ферменты), белки принимают участие в биосинтезе гормонов, регулирующих процессы обмена веществ в организме.
Таким образом, белки являются незаменимыми веществами для организма, и основной их источник - это продукты питания. При незначительном содержании белков в пище возникает серьезное заболевание - белковая недостаточность, следствием которой является нарушение ряда важных физиологических функций организма (исключение белков из пищи на длительный срок приводит к серьезным нарушениям, а иногда и к необратимым патологическим явлениям).
В теле взрослого человека массой 70 килограммов содержится примерно 15-17 килограммов белков. Ежесуточно распадается на аминокислоты 400 граммов белков и столько же синтезируется из свободных аминокислот, источниками которых служат белки пищи, белки собственных тканей, а также синтез аминокислот из углеводов. Доказано, что белки нужны не только растущему организму, но и уже сформировавшемуся, так как в организме происходит постоянное обновление химического состава всех органов и тканей, но с различной скоростью.
Время, в течение которого белки всего организма обновляются наполовину, называют средним временем полужизни или полупериодом распада белков. У человека он равен примерно 12 неделям. Измеряют время полужизни и отдельных белков. У человека белки печени в среднем обновляются наполовину за 2 недели, хотя некоторые из них - за 15-20 минут, белки мышц - за 27 недель. Самый интенсивный обмен веществ происходит в печени. Для белков кишечника полупериод распада равен нескольким дням, а для ряда, гормонов - нескольким часам или даже минутам (инсулин).
В растущем организме, а также при выздоровлении или беременности скорость синтеза белков превышает скорость их распада, тогда как для сформировавшегося и нормально функционирующего организма эти скорости равны. Состояние белкового обмена регулируется деятельностью центральной нервной системы (ЦНС) и зависит как от экзогенных факторов (характер питания, экология), так и от эндогенных (обеспеченность витаминами В1, В2,В6,РР и др., деятельность желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны; оснащенность организма ферментами; степень усвоения белков и аминокислот пищи и др.)
Так как основная масса азота пищи (более 95 %) находится в составе белков, а большинство выделяемых организмом азотистых соединений являются продуктами распада белка, то о состоянии белкового обмена можно судить по азотистому балансу. Под последним понимают разницу между количеством азота, поступающего с пищей, и количеством выделяемого азота. Для здорового взрослого человека характерно состояние азотистого равновесия. Для растущего и выздоравливающего организма наблюдается положительный азотистый баланс - выводится азота меньше, чем поступает, общая масса белков организма увеличивается. При старении, голодании, тяжелых болезнях - азота выводится больше, чем поступает - отрицательный азотистый баланс, общая масса белков уменьшается. Для поддержания азотистого равновесия, для нормального здоровья и работоспособности взрослому человеку умственного труда с умеренной физической нагрузкой требуется 100-120 граммов белка в сутки, при тяжелой физической нагрузке - 130-160 граммов. Детям до 10-12 лет - от 55 до 80 граммов белка в сутки, после 12-13 лет - не менее 90-100 граммов в сутки.
Наибольшее содержание белков в следующих продуктах: мясо (18-22 %), рыба (17-22 %), сыр (20-36 %), горох и фасоль (24-26 %), соя (35 %), яйца (13 %), крупы (8-12 %), орехи (8-13 %), макароны (9-13 %) и в некоторых других.
Состояние белкового обмена человека зависит не только от количества поступающего с пищей белка, но и от его качества. Установлено, что в организме человека и большинства животных, в отличие от растительных организмов, из 20 необходимых аминокислот синтезируется только 10 и эти аминокислоты называются заменимыми. Другие 10 аминокислот, названные незаменимыми, обязательно должны поступать в организм с пищей. К ним относят триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин, аргинин (частично незаменим) и гистидин (незаменим для детей и частично незаменим для взрослых). Следует особо подчеркнуть, что недостаток какой-либо одной незаменимой аминокислоты ведет к неполному усвоению и других аминокислот.
Биологическая ценность пищевого белка зависит прежде всего от степени его усвоения организмом, что определяется соответствием между аминокислотным составом белков пищи и белков тела. Кроме того, пищевая ценность белка высока, если он содержит все незаменимые аминокислоты или большинство из них в необходимых для человека соотношениях. Таким требованиям отвечают многие белки животных. Поэтому для человека биологически более ценны белки животного происхождения, которые усваиваются организмом более чем на 90%. Белки растительного происхождения перевариваются труднее и усваиваются на 60-80 %. Поэтому для оптимального удовлетворения всех потребностей организма в белках человеку нужно значительно больше растительных белков, чем животных.
Таким образом, для нормальной жизнедеятельности организма очень большое значение имеет полноценное питание, имеющее различия для разных возрастов, разных климатических условий и различных условий труда.