Тема 10. Современная антропология
Вопросы для рассмотрения.
1. Соотношение социального и биологического в человеке. Роль агрессии в эволюции видов (доклад).
2. Что такое инстинкт, научение, запечатление?
3. Как инстинкты связаны между собой?
4. Каково соотношение инстинкта и интеллекта?
5. Каковы формы социального поведения животных?
6. Как можно объяснить альтруизм?
7. Что внесла этология в изучение человека?
8. Что внесла социобиология в изучение человека?
9. Почему стали использовать понятия «человек умелый», «человек разумный»?
10. Проблемы этнологии и взгляды на них Л.Н. Гумилева (доклад).
11. Чем различаются «человек умелый», «человек прямоходящий», неандерталец, «человек разумный»?
Рекомендуемая литература:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1997.
2. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания – Культура и спорт, 1997.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 1999.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера Земли. – М., 1994.
5. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии. – М., Просвещение, 1992.
6. Богданова Т.Л., Солодова Е.А., Биология: Справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
7. Медников Б.М. Аксиомы биологии. - М., 1982.
8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1986.
9. Лоренц К. Агрессия. – М.: Наука, 1984.
Тема 11. Естествознание в XXI веке
Вопросы для рассмотрения.
1.Наука и будущее человечества.
2.Почему «понятие» и «понять» – однокоренные слова?
3.Что значит объяснить какое-либо явление?
4.Каково строение научного знания?
5.Что такое динамика научного знания?
6.Что такое организация и самоорганизация?
7.Чем простая система отличается от сложной?
8.Чем устойчивая система отличается от неустойчивой?
9.Что такое стрела времени?
10. Что такое точка бифуркации?
11. Каково значение универсальной синергетической схемы развития?
Рекомендуемая литература:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1997.
2. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания – Культура и спорт, 1997.
3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990.
4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.
2.3. Темы и задания для самостоятельной работы
1. Ввиду ограниченности аудиторного времени знания по некоторым темам студенты должны получать самостоятельно по литературе, прилагаемой к рабочей программе. В частности необходимо самостоятельно изучить следующие разделы:
1) Эволюционные и революционные периоды развития естествознание
2) Создание специальной теории относительности. Создание и развитие общей теории относительности А.Эйнштейна.
3) Острова Вселенной: галактики. Общее представление о галактиках и их изучении. Наша Галактика – звездный дом человечества. Понятие Метагалактики. Жизнь и разум во Вселенной.
4) Звезды: строение, классификация. Эволюция звезд: звезды от их «рождения» до «смерти».
5) Возникновение человека и общества (антропосоциогенез): предпосылки антропосоциогенеза, возникновение труда, становление социальных отношений.
2. Дайте определения микро-, макро - и мегамиру. Какие из перечисленных объектов относятся к какому уровню миров?
Заполните таблицу
Уровни организации | Уровень организации материи | Наука, которая изучает явления |
Вселенная | ||
Галактика | ||
Солнечная система | ||
Биосфера | ||
Экосистема | ||
Популяция | ||
Особь | ||
Клетка | ||
Молекула | ||
Атом |
3. Назовите виды фундаментальных воздействий. Заполните таблицу.
Характеристика фундаментальных воздействий.
№ п/п | Вид взаимодействия | Константа взаимодействия | Радиус действия | Источник взаимодействия |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
4. Дайте краткую характеристику Солнечной системы. Заполните таблицу
Объект | Ср. расстояние от Солнца (а.е.) | Масса в массах Земли | Ср. радиус (метр) | Период обращения (год) |
Солнце | ||||
Меркурий | ||||
Венера | ||||
Земля | ||||
Марс | ||||
Юпитер | ||||
Сатурн | ||||
Уран | ||||
Нептун |
5. Какие типы химических связей Вы знаете? Объясните на примере воды механизм образования ковалентной и водородной связей.
6. Если цепь ДНК представляет собой последовательность нуклеотидов, показанную ниже, то как будет выглядеть комплементарная цепь?
ААТ - ГЦГ - ТГТ - ЦТА - ЦДЦ - ААГ
6. Заполните таблицу, отражающую этапы эволюции человека.
Предки современного человека | Время появления | Прогрессивные черты анатомического строения | Прогрессивные социальные черты |
Австралопитек | |||
Питекантроп | |||
Синантроп | |||
Неандерталец | |||
Кроманьонец |