Повторение «азов» из школьной программы

Нам предстоит обсудить множество интересных тем. Но сначала необходимо повторить кое-какие азы. В принципе они входят в школьную программу, но мы должны освежить их в памяти, потому что если вы не будете четко представлять себе эти основы, у нас с вами просто не будет общего языка, на котором можно разговаривать. Некий минимум фактов нужно твердо усвоить.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Если я буду подробно пересказывать все эти основы на лекциях, мы ничего не успеем. Поэтому я надеюсь, что основную часть работы по вспоминанию школьной программы вы проделаете самостоятельно. Здесь перечислены 30 базовых понятий, которые вам нужно знать по молекулярным и клеточным основам жизни. Для начала этого хватит. Список есть в интернете по указанному адресу. Я попрошу вас сделать следующее. Завести толстую тетрадь, и в ней первые 30 листочков отвести для этих 30 терминов, по листочку на каждый термин. Это будет что-то вроде вашего личного словарика или маленькой энциклопедии. И в качестве домашнего задания вы будете постепенно этот словарик заполнять. Все это есть в ваших учебниках, причем там все изложено намного более подробно, чем нам потребуется. Задание состоит в том, чтобы по каждому термину ознакомиться с имеющейся в учебниках информацией и кратко ее резюмировать в словарике. Можно пользоваться интернетом. Копипейстинг будет караться. Пишите своими словами, предварительно поняв то, что собираетесь написать. От полстранички до одного листа на термин. В какие-то моменты я буду эти словарики у вас брать на проверку.

На слайде выделены жирным шрифтом и подчеркнуты 10 терминов, которые составят ваше первое домашнее задание.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

На этом слайде показан пример заполнения странички в словарике. Чтобы вы поняли, какой примерно уровень требуется. Только самые основные, общие сведения, без деталей. Это первый термин из списка – аминокислоты. Нас, конечно, интересуют в первую очередь аминокислоты, входящие в состав белков. Учить наизусть формулы всех 20 аминокислот, конечно, не надо. Но в общих чертах представлять себе, какие бывают радикалы у аминокислот – надо.

Таким образом, с домашним заданием мы разобрались.

-----------------------------------------------

На лекциях, пока мы повторяем азы, я буду в основном заниматься расставлением акцентов, то есть объяснять, что важно а что не очень, а также объяснять некоторые моменты, требующие глубокого понимания, а не просто запоминания.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Что изображено на этой фотографии?

Небольшая историческая справка. Четыре ключевых события в развитии биологии:

· 1859 – Теория эволюции путем естественного отбора.

· 1900-е – 1910-е годы – Классическая генетика, хромосомная теория наследственности.

· 1930-е годы – Удалось понять, как первое согласуется со вторым. Генетическая теория эволюции.

· 1950-е – 1960-е годы – Открытие материальной природы наследственности и изменчивости (структура ДНК, репликация, транскрипция, трансляция, генетический код, мутации).

Мы почти не будем, за редкими исключениями, касаться вопросов истории науки. Но в некоторых случаях все-таки важно представлять себе некую историческую канву.

Нас сейчас интересует четвертый этап, когда были заложены основы современной молекулярной биологии. Чтобы понять, почему такой шум был поднят вокруг открытия Уотсона и Крика, нам нужен исторический контекст. Согласно легенде, Крик на радостях сказал «Мы открыли главную тайну жизни». Что он имел в виду?

Уже была генетика. Уже было известно, что наслественная информация дискретна, что она состоит из неких дискретных единиц - «генов», которые находятся в хромосомах. В состав хромосом входят белки и ДНК. Сначала думали, что наследственная информация хранится в белках. Потому что ДНК казалась слишком «однообразной молекулой». Но потом экспериментально удалось показать, что все-таки наследственная информация хранится в ДНК. Это выяснили при помощи экспериментов с мечеными молекулами ДНК и белков.

Оставалось два величайших вопроса:

1) Каким способом, на каком «языке» записана наследственная информация в молекуле ДНК?

2) Каким образом удается клетке осуществлять копирование этой информации перед каждым делением? Здесь важно понимать, что в основе жизни может лежать далеко не всякая длинная молекула, не всякий полимер, в котором что-то закодировано. Это должна быть молекула, способная к самокопированию. Это должна быть молекула, содержащая в самой себе инструкции по созданию копий самой себя. Говоря химическим языком, это должна быть молекула, способная катализировать синтез собственных точных копий. Без этого живые существа просто не смогут размножаться. Наследственная информация должна копироваться, тиражироваться, чтобы ее можно было передавать от родителей потомкам.

Ответ на первый вопрос в общем уже напрашивался. Было известно, что ДНК – это некая длинная молекула, некий полимер, состоящий из нуклеотидов четырех типов. Их, как вы, наверное, знаете, обозначают буквами А, Г, Т, Ц. Каким-то образом наследственная информация закодирована в последовательности нуклеотидов, записана этим четырехбуквенным алфавитом.

Самым загадочным представлялся второй вопрос, вопрос о том, каким образом эта наследственная информация ухитряется удвоиться перед каждым клеточным делением, каким образом копируется этот текст, написанный четырехбуквенным алфавитом?

Принципиальный момент здесь в том, что, как уже было известно в то время генетикам, мутации (случайно возникающие изменения в наследственной информации) тоже копируются и наследуются. Это значит, что система копирования ДНК не зависит от того, какая именно наследственная информация в ней записана. Это универсальная система копирования. Это не некий штамп, который штампует одинаковые тексты. Скорее это нечто вроде ксерокса, который размножает любой текст независимо от его содержания. Если в тексте случайно возникнет изменение, то копии, снимаемые с этого измененного текста, тоже будут содержать в себе это изменение.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Именно это свойство живого и называется «наследственностью». Наследственность – это не синоним размножения. Может быть размножение и без наследственности. (пример с огнем). Важнейшее свойство жизни, называемое наследственностью, состоит в том, что при размножении потомству передаются индивидуальные особенности родителей, а не только их «общая идея» или «общевидовые характеристики».

Очевидно, молекула ДНК должна обладать совершенно удивительным, необычным свойством – она должна быть способна к размножению, к самокопированию, к производству точных копий самой себя, причем нужно, чтобы все нуклеотиды у копии стояли в такой же последовательности, как и в оригинале. Если возникает мутация, то копии с мутантной молекулы ДНК должны тоже содержать эту мутацию. Только молекула, обладающая такой способностью, способностью к самокопированию, к репликации, может лежать в основе жизни. Белки таким свойством не обладают.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Посмотрим, что же установили Уотсон и Крик. (рассказать по слайду – фосфатно-рибозный «скелет», азотистые основания. Вопрос к залу: кто-нибудь может опознать нуклеотиды?). Самое главное, что открыли Уотсон и Крик – это принцип специфического спаривания нуклеотидов, или принцип комплементарности. А всегда соединяется с Т, Г всегда соединяется с Ц.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Одно из двух самых скромных высказываний в истории биологии.

Кто догадался, как заканчивалась эта фраза? (ответ: "a possible copying mechanism for the genetic material")

Таким образом, главное открытие состояло в том, что молекула ДНК оказалась устроена таким образом, что ее очень легко скопировать. Для этого достаточно расплести двойную спираль на две нити и к каждой из нитей достроить вторую нить в соответствии с принципом комплементарности (специфического спаривания). Фактически это означает, что молекула ДНК кодирует сама себя. Точнее, каждая из нитей двойной спирали кодирует вторую нить, определяет ее строение. ДНК кодирует также и многое другое – все строение организма в конечном счете, но в первую очередь она кодирует сама себя. Она способна сама контролировать производство собственных копий. Механизм копирования – репликации – ДНК заложен непосредственно в ее стуктуру.

-----------------------------------------

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Рибонуклеотиды. Отличие ДНК от РНК. РНК отличается только присутствием ОН-группы у 2-го углеродного атома рибозы (ну и еще урацил вместо тимина). За счет этого вроде бы небольшого различия РНК обладает большей гибкостью, способностью сворачиваться в сложные трехмерные структуры и, как следствие, выполнять активную работу, подобно белкам. Зато и устойчивость у нее ниже. ДНК, напротив, молекула пассивная, инертная и устойчивая. Она идеально подходит для длительного хранения наследственной информации. РНК годится для кратковременного хранения и для выполнения активных действий, связанных с обработкой этой информации.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

АТФ – энергетическая «разменная монета». Рассказать, как присоединяются (фосфатами активированного нуклеотида к 3’ присоединенного ранее)

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

----------------------------------------

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Ведущая нить и запаздывающая нить. Праймаза синтезирует РНК-праймеры.

Мутации и отбор

Мутации – ошибки репликации. Неизбежность мутаций. Одна из причин, по которой невозможно полностью избавиться от мутаций – "экономическая" (повышать до бесконечности уровень точности репликации - слишком "дорого"). К этому нужно добавить, что, скорее всего, полная остановка мутагенеза и не была бы поддержана отбором, даже если в результате мутации вдруг возникла бы абсолютно безошибочная и при этом "дешевая" система репликации и репарации (репарация – исправление ошибок в ДНК).

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Для подтверждения этого тезиса рассмотрим один весьма поучительный пример – исследование, проведенное итальянскими и американскими биологами в 2006 году. Исследование проводилось на вирусах полиомелита. Большинство вирусов, вызывающих болезни человека, — РНК-содержащие. Их наследственный материал хранится в форме РНК (а не ДНК, как у всех высших форм жизни). Среди немногочисленных белков, закодированных в геноме таких вирусов, присутствует фермент РНК-полимераза, синтезирующий новые копии вирусной РНК.

Популяции РНК-содержащих вирусов неоднородны: они состоят из целого набора генетически различающихся линий. Процесс удвоения (репликации) вирусной РНК происходит с большим числом ошибок (мутаций), благодаря чему могут быстро возникать новые варианты вируса. У полиовируса на каждый акт репликации приходится в среднем 1,9 мутаций. При этом, конечно, появляется много нежизнеспособных вариантов, однако эти потери оправданы, поскольку высокая скорость мутирования помогает вирусам приспосабливаться к меняющимся условиям, в том числе к деятельности иммунной системы хозяина, новым лекарствам, переходам от одного хозяина к другому и из ткани в ткань.

Авторы обсуждаемой работы предположили, что дело здесь не ограничивается поиском оптимального для данной ситуации варианта генома. Возможно, возникающие вариации вирусов могут помогать друг другу за счет разделения функций. Например, в одной линии может возникнуть мутация, повышающая скорость репликации вирусной РНК, в другой линии — другая мутация, повышающая, например, эффективность самосборки белковых молекул в вирусную оболочку — капсид. Поскольку обе линии живут и размножаются в одной и той же хозяйской клетке, они могут пользоваться «достижениями» друг друга: эффективная РНК-полимераза первой линии будет размножать и геномы второй, а более эффективные капсидные белки второй линии будут «упаковывать» и РНК первой. Не исключено, кстати, что совместить обе эти мутации в одном и том же геноме просто невозможно. Вирусный геном очень мал, и у него не так уж много степеней свободы (вариантов мутаций, совместимых с жизнью).

Возможность экспериментальной проверки гипотезы о взаимопомощи среди вирусов появилась благодаря тому, что удалось обнаружить и выделить мутантную форму полиовируса со «сверхточной» РНК-полимеразой, совершающей очень мало ошибок при копировании РНК. Эта мутация (состоящая в замене глицина серином в 64-ой позиции РНК-полимеразы) возникла и закрепилась в ходе адаптации вируса к препарату рибавирину, резко повышающему (за пределы допустимого) скорость мутирования вирусов. В отсутствии рибавирина такие вирусы мутируют с аномально низкой частотой (0,3 мутации на геном вместо положенных 1,9).

Первым делом ученые проверили, действительно ли скорость мутирования важна для приспособляемости вирусов. Это подтвердилось: вирусы-мутанты с замедленным мутагенезом приспосабливались к неблагоприятным условиям (лекарствам) гораздо медленнее своих «диких» собратьев. Кроме того, эти мутанты оказались неспособны проникать в спинной и головной мозг зараженных мышей, как это делают нормальные полиовирусы. Однако искусственное увеличение темпа мутагенеза (при помощи вышеупомянутого рибавирина) привело к тому, что жизнеспособность вирусов полностью восстановилась.

Более того, удалось показать, что общая «эффективность» популяции вирусов зависит не от наличия в ней какой-то одной особо удачной линии, а от кооперативного взаимодействия нескольких разных линий, обладателей разных мутаций, которые помогают друг другу. Например, оказалось, что вирусы, сами по себе не способные проникать в мозг, успешно проникают туда в компании с некоторыми другими вирусами, носителями других мутаций. Следовательно, одни линии вирусов помогают другим преодолеть гематоэнцефалический барьер.

Этот эксперименты подтвердил гипотезу о взаимовыгодной кооперации между разнообразными мутантами, составляющими вирусную популяцию.

Поучительность этого исследования для нас состоит в том, что оно позволяет обосновать следующие два положения:

1) Некоторые организмы потенциально вполне способны в ходе эволюции выработать более точную систему репликации и уменьшить темп мутагенеза,

2) Однако они этого не делают (отбор не поддерживает такие изменения), потому что низкий темп мутагенеза снижает жизнеспособность всего сообщества организмов, находящихся в кооперативных отношениях друг с другом.

----------------------------------------------------

Так или иначе, мутагенез с той или иной скоростью идет постоянно, при каждой репликации и между актами репликации тоже. Это то, с чем всем живым существам приходится считаться. Это одно из обстоятельств, к которым они обязаны приспосабливаться. Для любой популяции живых организмов всегда существует риск погибнуть под грузом вредных мутаций (потому что вредные мутации возникают намного чаще, чем полезные). Кто не может защититься от этой опасности, тот погибает.

Главная защита, впрочем, дана всем живым существам изначально и присутствует «по умолчанию». Эта защита – естественный отбор. Те организмы, у которых в ДНК много вредных мутаций, погибают первыми и не передают свои гены потомству. Такой отбор называют «очищающим» или «негативным». Он отбраковывает носителей вредных мутаций и тем самым очищает генофонд. А еще бывает «позитивный» отбор, он поддерживает полезные мутации.

В тезисной форме:

· Мутации неизбежны.

· Вредные мутации, как правило, возникают намного чаще, чем полезные.

· Поэтому любая популяция находится под угрозой генетического вырождения.

· Главная защита от этой угрозы – естественный отбор.

· Отбор, отбраковывающий вредные мутации, называется очищающим или отрицательным (негативным).

· Отбор, поддерживающий полезные мутации, называется положительным (позитивным).

Судьба популяции во многом зависит от того, насколько часто возникают мутации, то есть от скорости мутагенеза, и от того, насколько быстро очищающий отбор отбраковывает вредные мутации. Если вредные мутации возникают быстрее, чем очищающий отбор успевает их отбраковывать, происходит вырождение, и в конце концов популяция погибает. Если популяция все же существует и не вымирает, то это значит, что эффективность отбора, действующего на эту популяцию, достаточно высока, чтобы компенсировать мутагенез.

Мы обязательно вернемся к этой теме; пока же достаточно этих общих очевидных положений.

-----------------------------------------

Белки

Белки (протеи́ны, полипепти́ды) — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из соединённых в цепочку аминокислот. Белки – главные «рабочие лошадки». ДНК хранит и передает из поколения в поколение наследственную информацию, а белки выполняют почти всю «работу», необходимую для выживания, роста и размножения организма.

Функции белков. Обратите внимание на разнообразие этих функций. Белки могут все.

1) Каталитическая (ферменты) – пожалуй, главная. Эффективный катализ чуть ли не любых реакций. Если мы научимся...

2) Структурная (цитоскелет, коллаген, кератин…)

4) Рецепторная. Одно из потрясающих свойств белков – способность распознавать практически любые вещества и избирательно связываться с ними. Отчасти этим свойством обладают и молекулы РНК.

3) Защитная (антитела…). Тесно связана с рецепторной.

4) Регуляторная. а) протеинкиназы: взаимная активация. б) регуляторы транскрипции (транскрипционные факторы). Эта функция основана на способности белков распознавать участки молекул ДНК или РНК с определенной последовательностью нуклеотидов. Молекулы РНК справляются с этим еще лучше (на основе принципа комплементарности), поэтому часто белки-регуляторы образуют комплексы с маленькими молекулами РНК (рибонуклеопротеины).

5) Сигнальная (белковые гормоны, белки- регуляторы развития…). Для каждого сигнального вещества есть свой рецептор – тоже белок.

6) Транспортная (трансмембранные каналы, переносчики, гемоглобин…)

7) Моторная (двигательная)

Остальные базовые сведения о белках, надеюсь, вы получили в процессе работы над домашним заданием. Первичная структура – последовательность аминокислот.

«Белковая вселенная»

Количество возможных белков – невообразимо велико. Пептидов длиной в 20 аминокислот существует 2020≈1026. Нормальный белок состоит из нескольких сотен аминокислот. 200 аминокислот – это считается небольшой белок. Таких белков существует примерно 10260. По сравнению с этим числом число элементарных частиц во вселенной – неизмеримо ничтожно. Громадная «белковая вселенная», многомерное пространство всех возможных аминокислотных последовательностей.

Это значит, что «найти» в этом пространстве какую-то одну конкретную аминокислотную последовательность методом случайного поиска – абсолютно нереально. Это неизмеримо труднее, чем найти во вселенной, двигаясь наугад, какой-то один конкретный электрон.

Данное обстоятельство иногда используется креационистами – людьми, которые отрицают эволюцию – в качестве аргумента против естественного происхождения всего живого. Они утверждают, что, поскольку вероятность случайно наткнуться на нужный белок методом слепого поиска неизмеримо мала, следовательно, жизнь была преднамеренно сотворена Богом.

В этом рассуждении 2 ошибки.

· Первая ошибка: Не нужно искать конкретную последовательность, потому что одну и ту же функцию может успешно выполнять огромное множество разных белковых молекул.

· Вторая ошибка: Эволюция - не случайный поиск. Случайны только мутации, однако отбор – направленный процесс, представляющий собой прямую противоположность слепому случаю.

Мы должны оба этих положения разобрать в деталях и очень хорошо понять.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

На этом слайде – изображение нашей физической вселенной, но давайте представим, что эта белковая вселенная, пространство всех возможных белков.

Можно представить себе области белковой вселенной, где находятся полезные функциональные белки, в виде светящихся точек, островков, или облаков.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОГРАММЫ Positive_selection.mdb «Отбор может найти любую точку в белковой вселенной». Показать:

1) что существует оптимальная скорость мутирования, при которой отбор создает «идеальную» последовательность быстрее всего.

2) Если она выше оптимума, отбор не может добраться до «идеальной» последовательности. Результат: хаотические блуждания на некотором удалении от «идеала» (нет неуклонного удаления, но нет и приближения). Если она ниже оптимума, достижение «идеала» занимает больше времени.

Уроки модели:

· В отличие от алгоритма случайных блужданий, алгоритм «мутации + отбор» (или «избирательное размножение удачных вариаций») позволяет найти любую точку в «белковой вселенной»

· Необходимое условие: поиск должен начинаться из такой области «вселенной», в которой уже чувствуется «притяжение» данного оптимума приспособленности (т.е. функция, для выполнения которой лучше всего подходит данная «идеальная» последовательность, должна хоть чуть-чуть выполняться всеми белками, находящимися в этой области). В пределах этой области приближение к «идеалу» поддерживается отбором, удаление – карается.

· Существует оптимальная скорость мутирования.

· Если скорость мутирования выше оптимума, эволюционирующая последовательность будет блуждать на некотором (примерно постоянном) расстоянии от «идеала». Расстояние зависит от баланса (соотношения) темпов мутирования и эффективности отбора.

· Если скорость мутирования ниже оптимума, эволюционирующая последовательность достигнет «идеала», но ей потребуется на это больше времени.

Итак, мы поняли, что алгоритм «мутации + отбор» - очень мощный. Осталось выяснить, выполняется ли условие, отмеченное на слайде.

Белковая Вселенная. Напомню: мы представляем себе функциональные белки в виде светлых точек, бессмысленные, нефункциональные последовательности – в виде черных. Насколько точно нужно подобрать аминокислотную последовательность белка, чтобы белок пусть плохо, но все-таки справился с той или иной полезной функцией? Иначе говоря, насколько часто в гигантском пространстве белковой вселенной встречаются белки, способные выполнять какие-то полезные (для живых организмов) функции, и насколько велики облака света, соответствующие разным функциям?

Если бы «островки функциональности» встречались очень редко и были бы очень маленькими и изолированными, если бы они были отделены друг от друга бескрайними темными пространствами, то жизнь на белковой основе, скорее всего, оказалась бы невозможной.

Однако реальная белковая вселенная не такова.

Есть два серьезных аргумента в пользу того, что в «белковой вселенной» очень много света и светлые отровки велики и не изолированны друг от друга.

1) Аргумент первый: синтез случайных коротких пептидов (по неск. дестяков аминокислот) – практически все основные функциональные группы, соответствующие так называемым «надсемействам» белков. В том числе - все базовые типы каталитической активности. Эффективность этих «микроферментов» мала, но это уже не важно: механизм естественного отбора прекрасно умеет постепенно доводить до совершенства любую существующую функцию.

2) Аргумент второй: практически все известные функциональные белки допускают оргомную вариабельность своей аминокислотной последовательности. Иными словами, чтобы хорошо выполнять какую-то функцию, белку не нужно иметь какую-то строго определенную последовательность аминокислот. Мы можем в этом убедиться, сравнив белки с одинаковой функцией, взятые у разных организмов.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Рассказать про ГЕНБАНК и БЛАСТ. Цитохром С. Человек и бык, человек и растение, человек и бактерия

Вывод: чтобы быть функциональным, рабочим цитохромом С, белку вовсе не обязательно иметь какую-то строго определенную аминокислотную последовательность. Достаточно иметь некий небольшой и довольно расплывчатый аминокислотный «мотив», определяющий структуру активного центра. В пределах сверхгромадной белковой вселенной существует меньшая, но все равно громадная область, соответствующая функциональным цитохромам С.

Пересадки: Может быть, эти разные цитохромы С приспособлены к своим организмам, к своему молекулярному окружению? Отчасти – да, но многочисленные опыты по пересадкам показывают, что этим можно объяснить лишь небольшую часть вариабельности. Как правило, пересаженные белки нормально работают в других организмах.

Пример 1: PAX6 (мышиный ген пересадили в мушиный эмбрион, и он сработал: вызвал развитие глаза).

Пример 2: Антифризы пересадили из рыб в помидоры.

Таким образом, аминокислотную последовательность белка можно менять в очень широких пределах, не нарушая его функции. Это означает, что белки толерантны к мутациям. Многие мутации, меняющие белок, не вредят его функциональности (или вредят лишь слабо).

В этом проявляется одно из важнейших свойств биологических систем: помехоустойчивость, способность противостоять всевозможным помехам.

Существует два главных типа помех, с которыми живым существам приходится сталкиваться постоянно. Это, во-первых, помехи внутренние – мутации, во-вторых, помехи внешние – изменения среды. Ни того, ни другого невозможно избежать.

Неустойчивые системы обязательно будут отсеиваться отбором. Рост помехоустойчивости живых систем – одно из абсолютно неизбежных следствий естественного отбора.

Важно, что, повысив устойчивость к какому-то одному типу помех, мы, как правило, автоматически повышаем устойчивость и к другим видам помех. Простейший пример: плотные кожные покровы защищают от высыхания, делая организм устойчивым к перепадам влажности. Но они одновременно защищают и от паразитов и патогенных микробов, проникающих через покровы, и от физических повреждений. Что касается белков, то про них, например, известно что устойчивость к мутациям тесно связана с устойчивостью к перепадам температур. Для белка «устойчивость» - это прежде всего устойчивость его пространственной конфигурации (того, как цепочка аминокислот сворачивается в рабочую трехмерную структуру). Если эта структура устойчива к мутациям, то она, скорее всего, будет устойчива и к перепадам температуры, и наоборот. Таким образом. вырабатывая частное приспособление для защиты от каких-то одних помех, живая система, как правило, автоматически приобретает более универсальную защиту от более широкого круга помех.

------------------------------------------------

Изменчивость

В связи с помехоустойчивостью уместно обсудить еще одно важнейшее свойство живых систем – изменчивость. Очень важная логическая связка: от помехоустойчивости к изменчивости, от изменчивости – к эволюционной пластичности, к способности организмов приспосабливаться к новым условиям.

· Изменчивость - основополагающее свойство живых систем. За редкими исключениями, все живые организмы – разные, в том числе генетически, по своим наследственным свойствам (об этом важно помнить, потому что без этого не понять, как все устроено в жизни. Этого обычно не понимают по психологическим причинам).

· Основной источник изменчивости – мутации, не отсеиваемые немедленно отбором, то есть нейтральные или слабовредные (слабополезные встречаются намного реже).

· Изменчивость логически тесно связана с помехоустойчивостью. Благодаря помехоустойчивости многие мутации не приносят большого вреда, то есть являются нейтральными. Отбор их не отсеивает, и они могут накапливаться. Помехоустойчивость способствует накоплению нейтральной изменчивости, в том числе так называемой «скрытой» изменчивости. То есть изменчивости, которая в данных условиях не влияет на приспособленность, но если условия изменятся, эта изменчивость может оказаться важной для выживания и размножения.

· Выход из строя специальных механизмов поддержания помехоустойчивости может привести к взрывообразному росту видимой изменчивости.

· Накопленная изменчивость делает организмы «эволюционно пластичными», то есть способными быстро приспосабливаться к новым условиям.

Нужно пояснить пункт о «механизмах» поддержания устойчивости.

Под действием отбора развиваются специальные адаптации (приспособления) для повышения помехоустойчивости. Мы рассмотрим два примера таких адаптаций – регуляторные контуры с отрицательной обратной связью и белки-шапероны.

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

Это пример регуляторного контура с отрицательной обратной связью.

ШАПЕРОНЫ. У всех живых организмов есть особые белки – шапероны, функция которых состоит в том, что они помогают другим белковым молекулам принять «правильную» трехмерную конфигурацию. Трехмерная структура белков может быть нарушена из-за мутаций в генах, кодирующих эти белки, или, например, из-за перегрева (теплового шока). Шапероны одинаково эффективно справляются с обоими видами помех: и с мутационными, и с температурными. Ведь результат у них один и тот же: неправильная трехмерная конфигурация белковых молекул.

Как шапероны опознают не свернутые или неправильно свернутые белковые молекулы? Они опознают их, в частности, по торчащим наружу гидрофобным участкам. У большинства правильно «упакованных» белков гидрофобные участки находятся внутри глобулы. Это основной принцип их сворачивания. Но если из-за мутации или перегрева белок не смог сам свернуться в правильную глобулу, шапероны узнают их по торчащим гидрофобным участкам. Шаперон присоединяется к таким белковым молекулам и сжимает их, как тисками, используя для этого энергию АТФ. Во многих случаях это приводит к тому, что даже мутантный белок, не способный самостоятельно принять нужную конфигурацию, в итоге оказывается свернутым правильно и может выполнять свою функцию. Таким образом, нормально работающие шапероны не дают проявиться многим потенциально вредным (а иногда и потенциально полезным) мутациям других белков.

Существование шаперонов не дает многим мутациям проявится, и такие мутации накапливаются, формируя запас «скрытой изменчивости».

Повторение «азов» из школьной программы - student2.ru

У животных и растений один из главных шаперонов называется Hsp-90 (от heat shock protein). Установлено, что мутации, нарушающие работу Hsp90, приводят к дестабилизации развития у животных и растений, что проявляется в многочисленных аномалиях и уродствах. В основном эти аномалии представляют собой проявления «скрытой изменчивости», то есть мутаций, которые уже существовали в данной популяции, но не проявлялись, пока Hsp90 работал нормально. Благодаря нормальной работе Hsp90 эти мутации не подпадали под действие отбора и могли спокойно накапливаться.

---------------------------------------------------

Еще один пример исследования, в котором было продемонстрировано дейстиве механизмов устойчивости к мутациям. Шведские генетики в 2005 году создали генно-модифицированных бактерий – сальмонелл, у которых скорость мутагенеза можно было искусственно увеличить, просто добавляя в среду совершенно безвредное вещество – сахар арабинозу.

Кстати, как это можно сделать? – вставить в геном бактерии ген склонной к ошибкам ДНК-полимеразы и присоединить к нему энхансер, регуляторную последовательность, чувствительную к какому-то веществу, например, арабинозе.

После этого следили за накоплением мутаций в геномах этих бактерий и за тем, как эти мутации сказываются на приспособленности. Приспособленность у бактерий обычно определяют просто по скорости размножения. Вредных мутаций всегда возникает больше, чем полезных, поэтому бесконтрольное накопление мутаций у бактерий с повышенной скоростью мутагенеза должно вести к снижению приспособленности. Поначалу так оно и было: первые несколько десятков мутаций вели к быстрому снижению приспособленности. Но потом произошла удивительная вещь: мутации продолжали накапливаться, а вот снижение приспособленности очень резко замедлилось. Как будто вновь возникающие мутации вдруг перестали быть вредными. В чем дело? Оказалось, что бактерия, отягощенная большим количеством вредных мутаций, в какой-то момент начинает производить в большом количестве... ВОПРОС К ЗАЛУ: догадайтесь, что начинает бактерия производить в больших количествах, когда груз вредных мутаций становится значительным?

- белки-шапероны. Шапероны помогают мутантным белкам правильно свернуться и тем самым компенсируют, сглаживают вредный эффект многих мутаций. Бактерии начинают вырабатывать много шаперонов, и дальнейшее накопление потенциально вредных мутаций перестает приводить к такому быстрому снижению приспособленности, как вначале. Это пример экспериментальной демонстрации роли шаперонов в повышении устойчивости организма к мутациям.

-------------------------------------------------

Повторение тезисов по помехоустойчивости и изменчивости

Живые существа в целом и отдельные их блоки (подсистемы), как правило, обладают высокой «помехоустойчивостью». Это значит, что многие случайные «помехи» (внутренние — мутации, или внешние — колебания условий среды) тем или иным способом компенсируются и не приводят к снижению приспособленности, то есть не вредят организму. Естественный отбор поддерживает развитие адаптаций (приспособлений), повышающих устойчивость организма к «помехам», в частности, к потенциально вредным мутациям.

Помехоустойчивость ведет к тому, что в популяции свободно накапливаются мутации, которые до поры до времени не оказывают заметного влияния на приспособленность (остаются «нейтральными») или даже вовсе не проявляются в фенотипе, то есть в строении организма. Но если какой-то из механизмов, обеспечивающих помехоустойчивость, выйдет из строя, вся эта накопленная скрытая изменчивость может внезапно «выйти наружу», и тогда в популяции произойдет всплеск видимой (явной) изменчивости.

Скрытая изменчивость может играть важную роль в эволюции, помогая популяциям приспосабливаться к новым условиям. Некоторые мутации, бывшие нейтральными в прежних условиях, могут оказаться полезными при изменении среды. Чем больше таких мутаций накопилось в генофонде популяции, тем больше шансов, что хоть какие-то из них «пригодятся» в новых условиях.

Таким образом, отбор, «пытаясь» сделать организмы устойчивыми, делает их пластичными.

------------------------------------------------

Домашнее задание: Доделать словарь из 30 слов; сегодня мы разберем вкратце те термины, которые еще не разбирали на лекциях. Глава 7 «Управляемые мутации» из кн. «Рождение сложности».

Наши рекомендации