Хромосомная теория наследственности. (сформулировал Т.Морган) Гены в хромосоме расположены линейно, в определённом локусе
(сформулировал Т.Морган)
- Гены в хромосоме расположены линейно, в определённом локусе.
- Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группы сцепления. Количество групп сцепления равно количеству пар гомологичных хромосом.
Неполное Гены расположены далеко друг от друга, кроссинговер част |
Полное Гены расположены близко друг к другу, кроссинговер редок |
- Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально частоте кроссинговера. Расстояние между генами измеряется в Морганидах (сантиморганидах). 1 Морганида = 1% кроссенговера
Анализирующее скрещивание –для установления генотипаскрещивают исследуемый организм с организмом гомозиготным по рецессивному признаку. Если всё потомство будет единообразным, то исследуемый организм гомозиготный по доминантному признаку, а если произошло расщепление 1׃ 1, то организм гетерозиготный.
Цитоплазматическое наследование
(наследование, связанное с генами расположенными в органоидах цитоплазмы)
Пластидное 1908 г. К.Корренс, Э. Бауэр – наследование пестроты листьев |
Через митохондрии Б. Эфрусси – наследование недостатка дыхания у дрожжевых бактерий |
Мужская стерильность (бесплодие) 1930 г. М. Родс – недоразвитость пыльцы в результате мутаций ДНК цитоплазмы. Характерно: кукурузе, свекле, луку, льну. |
Взаимодействие генов
Тип | Разновидности | Сущность |
Аллельное | Неполное доминирование | Явление, когда доминантный ген полностью подавить действие рецессивного гена не может, появляются промежуточные признаки. Пример: окраска венчика розы А – красная Р: АА х аа а – белая F1 : Аа розовая окраска |
Неаллельное | Комплементарность | Явление, когда ген одной аллельной пары дополняет ген другой аллельной пары, что приводит к появлению новых признаков. Пример: Цвет перьев попугайчиков А – голубой Р: АА вв х аа ВВ В – Желтый голубые желтые а, в – белый F1 : Аа Вв Зелёные |
Эпистаз | Явление, когда ген одной аллельной пары подавляет ген другой аллельной пары. Подавляющий ген называют – супрессор (или ингибитор). Может быть доминантным I или рецессивным i. Пример: цвет перьев у кур А- пестрый Р: АА jj х аа JJ А – белый пестрые белые J - супрессор F1: Аа Jj белые | |
Полимерия Н.Г. Нильсон - Эль | Явление, когда степень проявления признака зависит от действия нескольких пар неаллельных генов. Пример: окраска семян пшеницы А1А1 А2А2 – темно - красный А 1А1 А2 а2 - красный А 1А1 а2 а2– бледно - красный А 1 а1 а2 а2– розовый а 1 а1а1а 1 - белый | |
Многоаллельность | Явление, возникшее в результате многократной мутации, когда за проявление признака отвечает больше двух генов. Пример: группы крови у человека IᴀIᴏIᴏ - 1 группа крови I ᴃ I ᴀ I ᴀ или I ᴀ I ᴏ - 2 группакрови I ᴏ I ᴃ I ᴃ или I ᴃ I ᴏ - 3 группакрови IᴀIᴃ - 4 группа крови |
Генетика пола
44 –аутосомы Хромосомы одинаковые у ♂ и ♀ |
2 – половые хромосомы |
♀ - ХХ |
♂ - ХУ |
Диплоидный набор хромосом в клетках человека |
Пол организма определяется в момент зачатия. Вероятность рождения: 1 ♂ ׃ 1♀
Гомогаметный пол – одинаковые половые хромосомы (ХХ)
Гетерогаметный пол - разные половые хромосомы (ХУ)
ХХ | ХО | ХУ | |
Бабочки, птицы | ♂ | ♀ | |
Кузнечики, клопы | ♀ | ♂ | |
Моль | ♂ | ♀ |
Наследование сцепленное с полом – наследование генов расположенных в половых хромосомах. Изучал Т.Морган на мухах дрозофилах и назвал наследственностью путём крис – кроса. Методы изучения наследственности человека
Метод | Сущность | Пример |
Генеалогический | составление родословных (генеалогических схем) для изучения характера наследования признаков и болезней | Изучены характер наследования гемофилии и дальтонизма; развитие музыкальных, математических, поэтических способностей |
Цитогенети- ческий | микроскопическое изучение хромосомного набора здоровых и больных людей для установления причин заболеваний | Установлен хромосомный набор человека, причина заболевания Дауна |
Близнецовый | изучение генотипических и фенотипических особенностей близнецов, для установления влияния факторов среды на наследственность | Установлено влияние обучения и воспитания на развитие врождённых способностей |
Онтогенети- ческий | Изучение причин появления наследственных заболеваний в ходе индивидуального развития человека | Ген шизофрении рецессивен. Под действием стресса, депрессии у человека гетерозиготного по данному признаку возможно проявления заболевания. |
Биохимичес-кий | изучение химического состава внутренней среды организма для установления причин нарушения обмена веществ | Анализ ДНК позволяет определить родителей ребёнка |
Популяцион- ный | изучение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции, что даёт информацию о степени гетерозиготности популяции | Длительная изоляция популяции приводит к возрастанию многих наследственных заболеваний в результате роста численности гомозиготных организмов. |
Медицинская генетика
Изучает наследственные заболевания человека, разрабатывает методы их диагностики и лечения