Высшая нервная деятельность
302. *Условный рефлекс:
1) видовая реакция на раздражение, осуществляемая при обязательном участии ЦНС.
2) + индивидуальная приобретенная рефлекторная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, обеспечивающая адекватное приспособление к среде.
3) врожденная реакция организма на раздражитель, обеспечивающая адекватное приспособление к среде.
4) ответная реакция на предъявление нового раздражителя.
5) последовательная цепь рефлексов, возникающая при наличии потребности и ключевых раздражителей внешней среды.
303. Безусловные рефлексы, в отличие от условных рефлексов, имеют:
1) + наследственный характер, жестко организованную рефлекторную дугу.
2) приобретенный, индивидуальный характер.
3) гибкость, временность нервных связей.
4) замыкание связей преимущественно на уровне коры.
5) способность приспосабливать организм к динамичным изменения среды.
304. *Условные рефлексы обеспечивают приспособление:
1) + при широком диапазоне изменений окружающей среды.
2) в относительно постоянной среде.
3) в узком диапазоне изменений среды.
4) только в экстремальных условиях.
5) только при действии только болевых факторов.
305. Скорость переделки динамического стереотипа наиболее низкая у:
1) сангвиника.
2) холерика.
3) + флегматика.
4) меланхолика.
5) человека с художественным темпераментом.
306. Для меланхолического темперамента характерна:
1) большая сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
2) большая сила и неуравновешенность нервных процессов.
3) + слабость нервных процессов.
4) большая сила и уравновешенность нервных процессов.
5) большая сила и подвижность нервных процессов.
307. Для сангвинического темперамента характерна:
1) уравновешенность, подвижность, слабость нервных процессов.
2) большая сила нервных процессов, инертность и уравновешенность.
3) + большая сила нервных процессов, подвижность и уравновешенность.
4) слабость нервных процессов.
5) большая сила тормозного процесса.
308. Для флегматического темперамента характерны:
1) большая сила нервных процессов, подвижность и уравновешенность.
2) слабость нервных процессов.
3) + сила нервных процессов, инертность и уравновешенность.
4) сила нервных процессов, подвижность и неуравновешенность.
5) подвижность нервных процессов.
309. *В условиях эмоционального стресса помехоустойчивость и работоспособность выше у:
1) + сильного, подвижного, уравновешенного типа – сангвиника.
2) сильного, неуравновешенного, возбудимого – холерика.
3) сильного, инертного – флегматика.
4) слабого типа – меланхолика.
5) человека с расстройствами сна.
310. При действии сверхсильных раздражителей раньше даст запредельное торможение:
1) сангвиник.
2) флегматик.
3) холерик.
4) + меланхолик.
5) человек с художественным типом темперамента.
311. При уравнительной фазе в высшей нервной деятельности:
1) при увеличении силы раздражителя увеличивается и ответная реакция.
2) + на сильные и слабые, высоко и малозначимые раздражители возникает одинаковая реакция.
3) на малозначимые раздражители возникает более сильная реакция, чем на высокозначимые.
4) возникает извращение эффектов: на отрицательные раздражители возникает положительная реакция, а на положительные раздражители – отрицательная реакция.
5) отсутствует реакция на раздражители.
312. При парадоксальной фазе в высшей нервной деятельности:
1) при увеличении силы раздражителя увеличивается и ответная реакция.
2) на сильные и слабые, высоко и малозначимые раздражители возникает одинаковая реакция.
3) + на малозначимые раздражители возникает более сильная реакция, чем на высокозначимые.
4) возникает извращение эффектов: на отрицательные раздражители возникает положительная реакция, а на положительные раздражители – отрицательная реакция.
5) отсутствует реакция на раздражители.
313. При ультрапарадоксальной фазе в высшей нервной деятельности:
1) при увеличении силы раздражителя увеличивается и ответная реакция.
2) на сильные и слабые, высоко и малозначимые раздражители возникает одинаковая реакция.
3) на малозначимые раздражители возникает более сильная реакция, чем на высокозначимые.
4) + возникает извращение эффектов: на отрицательные раздражители возникает положительная реакция, а на положительные раздражители – отрицательная реакция.
5) отсутствует реакция на раздражители.
314. При уравнительной фазе в высшей нервной деятельности:
1) при увеличении силы раздражителя увеличивается и ответная реакция.
2) + на сильные и слабые, высоко и малозначимые раздражители возникает одинаковая реакция.
3) на малозначимые раздражители возникает более сильная реакция, чем на высокозначимые.
4) возникает извращение эффектов: на отрицательные раздражители возникает положительная реакция, а на положительные раздражители – отрицательная реакция.
5) отсутствует реакция на раздражители.
315. Образование эмоций в наибольшей степени связано с:
1) базальными ядрами.
2) + лимбической системой.
3) корой затылочной доли.
4) корой височной доли.
5) передней центральной извилиной.
316. Отрицательная эмоция у человека возникает, когда:
1) средств и времени для достижения цели достаточно, но отсутствует мотивация.
2) совпадают параметры запрограммированного и полученного результатов действия.
3) отношение к действию раздражителя безразличное.
4) + неудовлетворение любой важной биологической и социальной потребности.
5) повышена активность левого полушария.
317. *Фаза медленного сна, в отличие от фазы быстрого сна, характеризуется:
1) увеличением доли дельта-ритма на электроэнцефалограмме.
2) увеличением ритма сердца и частоты дыхания, кровот движениями глаз.
3) частыми образными сновидениями.
4) более высоким порогом возбуждения сенсорных систем.
5) движениями глазных яблок.
318. *Фаза быстрого сна, в отличие от фазы медленного сна, характеризуется:
1) + наличием альфа- и бета-ритма на электроэнцефалограмме.
2) уменьшением ритма сердца и частоты дыхания.
3) редкими сновидениями.
4) увеличением доли дельта-ритма на электроэнцефалограмме.
5) увеличением секреции соматотропного гормона и мелатонина.
319. Фаза быстрого сна, в отличие от фазы медленного сна, характеризуется:
1) + увеличением ритма сердца, частоты дыхания, кровотока мозга.
2) уменьшением ритма сердца и частоты дыхания.
3) редкими сновидениями.
4) увеличением доли дельта-ритма на электроэнцефалограмме.
5) увеличением секреции соматотропного гормона и мелатонина.
320. Сновидения:
1) + являются одним из механизмов психологической защиты личности.
2) возникают преимущественно в фазу медленного сна.
3) отражают активность сознания.
4) не связаны с событиями во время бодрствования.
1) не имеют значения для высшей нервной деятельности.
321. Образные сновидения:
1) характеризуются выраженным дельта-ритмом на электроэнцефалограмме.
2) возникают преимущественно в фазу медленного сна.
3) + возникают преимущественно в фазу быстрого сна.
4) не связаны с событиями во время бодрствования.
5) не имеют значения для высшей нервной деятельности.
322. *При нарушении биосинтеза белков (старение, цитостатики, алкоголь) наибольшие нарушения наблюдаются в:
2) формировании кратковременной памяти.
1) + в процессе консолидации (переходе кратковременной памяти в долговременную).
3) использовании ранее имевшейся в долговременной памяти информации.
4) процессе извлечения памяти.
5) процессе забывания.
323. При резком нарушении биоэнергетики мозга (например сотрясении мозга) наибольшие нарушения наблюдаются в:
1) + кратковременном периоде перехода сенсорной памяти в кратковременную память (ретроградная амнезия).
2) процессе консолидации при переходе кратковременной памяти в долговременную (антероградная амнезия).
3) использовании ранее имевшейся в долговременной памяти информации.
4) процессе извлечения памяти.
5)процессе забывания
324. Наиболее важную роль в переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидации памяти) играет:
1) четверохолмие.
2) базальные ядра.
3) + гипокамп.
4) черное вещество.
5) лобная кора.
325. Корковый центр восприятия устной речи (центр Вернике) расположен в:
1) затылочной коре (поле 39).
2) + верхней височной извилине (поле 22).
3) нижней лобной извилине (поле 44).
4) в передней центральной извилине (поле 4).
5) задней центральной извилине (поля 1–3).
326. Речедвигательный центр (центр Брока) расположен:
1) + в нижней лобной извилине левого полушария (поле 44).
2) в верхней височной извилине (поле 22).
3) в угловой извилине затылочной коры (поле 39).
4) в задней центральной извилине (поля 1 – 3).
5) в передней центральной извилине (поле 4).
327. *Если нарушен двигательный центр устной речи (центра Брока, поле 44) левого полушария, но сохранено соответствующее поле правого полушария, человек не может:
1) произносить отдельные слоги.
2) + организовывать слоги в незаученные слова и слова в незаученные предложения.
3) произносить ранее заученные тексты.
4) произносить отдельные слова.
5) воспринимать ошибки собственной речи.
328. *Если нарушен центр восприятия устной речи (центра Вернике, поле 22) левого полушария, но сохранено соответствующее поле правого полушария, человек не может:
1) узнавать мелодию.
2) + понимать смысла слов и организацию их в предложения.
3) различать интонацию.
4) различать половые и возрастные особенности голоса.
5) сам осуществить устную речь.
329. Происхождение сознания в наибольшей степени связано:
1) со сновидениями.
2) + речью и активностью ретикулярной формации ствола мозга.
3) с фазой медленного сна.
4) с фазой быстрого сна.
5) с изменений тонуса мышц и позы
330. Психофизиологические процессы, протекающие на уровне подсознания:
1) возникают при действии более сильных раздражителей, чем осозноваемые раздражители.
2) + вызывают физиологические реакции организма – кожно-гальваническую, изменения ритма сердца, частоты дыхания и др.
3) не могут формировать условные рефлексы.
4) не влияют на поведение человека.
5) можно адекватно исследовать по словесным ответам испытыемых.