Однодольные и двудольные растения
Цветковые растения делятся на два класса двудольные и однодольные.
Основными признаками класса Двудольные являются следующие:
– в зародыше семени две семядоли;
– корневая система, как правило, стержневая;
– рост стебля в толщину обеспечивается камбием (боковой меристемой);
– листья, обычно, с сетчатым жилкованием. Исключение – подорожник.
Цветки имеют двойной околоцветник. Число компонентов цветка кратно 5, иногда 4.
Основные жизненные формы – деревья, травы, кустарники.
Признаки класса Однодольные:
– в зародыше одна семядоля;
– мочковатая корневая система;
– стебель не растет в толщину, т.к. не имеет камбия;
– листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием. Исключение – вороний глаз.
Число компонентов цветка кратно 3. Околоцветник простой.
Классы цветковых растений делятся на: отделы, порядки, семейства, роды, виды.
Некоторые семейства, входящие в эти классы, представлены в виде таблицы:
Космическая роль растений
Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических.
Растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами. Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями. Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы. Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Растения для создания органических веществ используют процесс
1) энергетического обмена 3) дыхания
2) хемосинтеза 4) фотосинтеза
А2. У мхов в отличие от водорослей есть
1) споры 2) органы 3) хлорофилл 4) камбий
А3. Все зеленые растения способны к
1) двойному оплодотворению
2) семенному размножению
3) хемосинтезу
4) образованию крахмала в листьях
А4. Зеленые водоросли – это группа растений, образующая систематическую категорию:
1) тип 2) класс 3) отдел 4) семейство
А5. Голубая ель в отличие от папоротника страусника
1) размножается семенами
2) размножается спорами
3) в оплодотворении зависит от воды
4) не имеет проводящих сосудов
А6. Шишка хвойных – это:
1) плод
2) система побегов
3) видоизмененный цветок
4) видоизмененный плод
А7. Что образуется в женских шишках сосны?
1) пыльца
2) семязачатки
3) споры
4) семена
А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:
1) оплодотворяются яйцеклетка и центральная клетка
2) яйцеклетка оплодотворяется два раза
3) в результате образуются два зародыша
4) в нем участвуют два органа размножения
А9. Гаметофит мха кукушкин лен представлен
1) спорой 3) листостебельным растением
2) заростком 4) коробочкой
А10. Гаплоидным организмом у папоротника является
1) спорангий 3) заросток
2) зеленое растение 4) зародыш
А11. Исходными веществами для фотосинтеза являются
1) углекислый газ и вода 3) кислород и липиды
2) белки и углеводы 4) крахмал и кислород
А12. Видоизмененный корень есть у
1) капусты 3) тюльпана
2) чеснока 4) моркови
А13. Соцветие кисть характерно для растений семейства
1) злаки 3) бобовые
2) сложноцветные 4) розоцветные
А14. К однодольным относятся растения, как правило, имеющие
1) стержневую корневую систему и дуговое жилкование листьев
2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев
3) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев
4) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев
А15. Лук, чеснок, тюльпан относят к семейству
1) сложноцветных 3) лилейных
2) пасленовых 4) луковых
Часть В
В1. Выберите признаки мохообразных растений
1) тело представлено талломом
2) у растения есть листья и стебли
3) размножается семенами
4) гаметофит представлен заростком
5) спорофит – коробочка со спорами
6) из споры вырастает зеленая нить
В2. Выберите характерные особенности папоротникообразных растений
1) отсутствие устьиц на листьях
2) сформированность проводящих пучков
3) наличие ризоидов на гаметофите
4) равно и разнополые заростки
5) доминирование гаметофита
6) расчлененность на органы спорофита
ВЗ. Соотнесите процессы развития с организмом, у которого эти процессы происходят
В4. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры
A) заросток Г) зигота
Б) зародыш спорофита Д) спорангии
B) споры
Часть С
С1. Какие эволюционные преобразования произошли в жизненных циклах растений в ряду споровые – покрытосеменные растения.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Главный признак деления цветковых растений на классы – строение цветка. 2. Цветок – это генеративный орган растения, обеспечивающий его половое размножение. 3. Главными органами цветка являются плод и семя. 4. Плоды и семена образуются в завязи пестика. 5. Такие плоды, как колос и початок, характерны для злаковых растений. 6. Группы растений со сходным строением плодов и цветков относятся к одному семейству.
Многообразие растений.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 3. А11 – 1. А12 – 4. А13 – 3. А14 – 2. А15 – 3.
Часть В. В1 – 2, 5, 6. В2 – 2, 3, 6. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 2; Е – 1. В4 – А, Г, Б, Д.
Часть С. С1 От размножения спорами растения перешли к размножению семенами. Свелась к минимуму зависимость процессов оплодотворения от воды. Появились настоящие проводящие ткани. У покрытосеменных растений возник цветок и процессы двойного оплодотворения.
С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5. 1) (1) Растения делятся на классы на основании строения семени, корневой системы и жилкования листьев. 2) (3) Главными органами цветка являются тычинки и пестик(и). 3) (5) Колос и початок – это соцветия, а не плоды.