Эмоции, их биологическая роль. Эмоция - специфич состояние психич сферы, одна из форм целостной поведенческой р-и, вовлекающая многие физиологич системы и обусловленная потребностями орг-ма
Эмоция - специфич состояние психич сферы, одна из форм целостной поведенческой р-и, вовлекающая многие физиологич системы и обусловленная потребностями орг-ма и уровнем возможного их удовлетворения. Субъективность эмоции проявл-ся в переживании чел-ком его отношения к окруж действит-ти. Эмоции - рефлекторные р-и орг-ма на внешние и внутр раздражения, хар-ся ярко выраженной субъективной окраской и включают все виды чувствит-ти. Эмоции не имеют биологич и физиологич ценности, если орг-м располагает достаточной информацией для удовлетворения своих желаний и потребностей.
Эмоциональное возб-е тесно связано с удовлетворением потребностей чел-ка: пищевой, защитной и половой.
Эмоции проявл-ся при недостатке точных сведений и путей достижения жизненных потребностей. Информац природа эмоции по П. В. Симонову: Э = П (Н - С), где Э - эмоция, П - жизненно важная потребность орг-ма, Н – инф-я, необходимая для достижения цели, удовлетворения данной потребности; С – инф-я, кот-й владеет орг-м и кот-я может быть использована для организации целенаправленных д-й.
Дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах Г. И. Косицкого, кот-й'предложил оценивать величину эмоц-го напряжения по формуле: СН = Ц (ИН*ВН*ЭН- ИС*ВС*ЭС), где СН - состояние напряжения, Ц - цель, Ин, Вн, Эн - необходимые информация, время и энергия, Ис, ВС) Эс - существующие у орг-ма информация, время и энергия.
1-я стадия напряжения (CH-I) - состояние внимания, мобилизация активности, ↑ работоспос-ти. 2-я стадия напряжения (CH-II) – максимальное ↑ энергетич ресурсов орг-ма, ↑ АД, ↑ частоты сердцебиений, дыхания.
3-я стадия возб – астенич отрицат р-я, хар-ся истощением ресурсов орг-ма и находит свое психологич выражение в состоянии ужаса, страха, тоски. 4-я стадия возб-я – стадия невроза.
Сон, его виды и стадии.
Сон - жизненно необходимое периодич функцион состояние, хар-ся специфич электрофизиологич, соматическими и вегетативными проявлениями.
Биологич цель сна - отдых. Гумор концепция наступления сна - накопление продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Большую роль в индуцировании сна имеют специфич пептиды, например, пептид «дельта-сна». Теория информационного дефицита основной причиной наступления сна полагает ограничение сенсорного притока.
Сон - совокупность 2 чередующихся фаз: «медленного» («ортодоксального») и «быстрого» («парадоксального») сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особ-тями ЭЭГ: «медленный» сон - медленные волны, «быстрый» сон - быстрый β-ритм, характерный для бодрствования чел-ка, потому и наз-ся «парадоксальный» сон. Стадия I - дремота, процесс погружения в сон, характерна полиморфная ЭЭГ, исчезает α-ритм. Продолж-ть 1-7 мин. Медленные движения глазных яблок, быстрых движений нет. Стадия II- на ЭЭГ появл-ся сонные веретена (12-18 в сек) и вертекс-потенциалы, 2-фазовые волны с амплитудой ~ 200 мкВ на общем фоне электрич активности амплитудой 50-75 мкВ, а также К-комплексы (вертекс-потенциал с последующим «сонным веретеном»). Эта стадия наиболее продолжительная из всех - 50% всего ночного сна. Движений глаз нет. Стадия III- наличие К-комплексов и ритмич активности (5-9 в сек), появление медленных дельта-волн (0,5-4 в сек) с амплитудой > 75 мкВ. Суммарная продолжит-ть дельта-волн в этой стадии – 20-50% от всей III стадии. Движений глаз нет. Эту стадию сна называют дельта-сном. Стадия IV - стадия «быстрого» («парадоксального») сна хар-ся десинхронизированной смешанной активностью на ЭЭГ: быстрые низкоамплитудные ритмы, кот-е черед-ся с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками α-ритма, быстрые движения глаз при закрытых веках. Продолж-ть «медленного» сна - 75-85%, а «парадоксального» - 15-25% от всего ночного сна.
Функц-е значение отд-х стадий сна: во сне восстан-ся объем кратковрем памяти, эмоцион равновесие, нарушенная система психологич защит. Во время «дельта»-сна происходит организация инфор-и, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости, а также восстан-ся физ и умственная работоспос-ть, что сопров-ся мыш релаксацией и приятными переживаниями; синтез-ся белковые макромолекулы (и в ЦНС), кот-е потом используются во время «быстрого» сна.
Сон и психич деят-ть, сновидения. При засыпании утрач-ся волевой контроль за мыслями, наруш-ся контакт с реальностью и формир-ся регрессивное мышление. Оно возникает при ↓ сенсорного притока и хар-ся наличием фантастич представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают галлюцинации - серии зрит застывших образов (типа слайдов); при этом субъективно время течет значит-но быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деят-ть резко ↑ продолжит-ть «быстрого» сна. Сновидения возникают в фазе «быстрого» сна, но бывают и в «медленном» сне, особенно в стадии «дельта»-сна. Физиологич значение сновидений: в сновидениях используется мех-м образного мышления для решения проблем, кот-е не удалось решить в бодрствовании с помощью логич мышления.
Гипноз, теории гипноза.
Гипноз - особое состояние чел-ка, вызываемое искусственно, с помощью внушения, отлич-ся избирательностью реагирования, ↑ восприимч-ти к психологич возд-ю гипнотизирующего и ↓ восприимч-ти к др влияниям.
Различают несколько стадий гипноза:
I - cтадия гипноидности- мышечное и психич расслабление, мигание и закрывание глаз.
II - стадия легкого транса -характерна каталепсия конечностей -могут долго находиться в необычном положении.
III - стадия среднего транса -возникают амнезия, изменения личности; возможны простые гипнотич внушения.
IV - стадия глубокого транса- полный сомнамбулизм, фантастич внушения.
Теории гипноза. Согласно теории частичного сна, созданной школой И. П. Павлова, гипноз рассматривают как искусственно вызванный частичный сон. Согласно этой теории, гипнотич состояние подразделяется на 3 фазы:
1 – уравнительная - все раздражители независимо от их интенсивности д-ют одинаково;
2 – парадоксальная - слабый раздраж-ль оказывает эффект, в то время как сильный раздраж-ль не д-ет;
3 – ультрапарадоксальная - возникает ответ на д-е стимулов, на кот-е орг-м в состоянии бодрствования не реагирует.
Теория психоанализа, предложена школой Фрейда: во главу угла ставит взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого («сумасшествие вдвоем»). Гипнотизер играет роль всемогущего родителя; «гипнотизер бессознательно желает магич власти и господства над пациентом». У гипнотизера возникает парадоксальная ситуация: одновременная потребность в близости и ощущение необходимости в дистанции.