Биохимические основы наследственности
Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· особенности строения и функции молекул ДНК и РНК;
· понятие гена, структуру генов;
· этапы биосинтеза белка;
· генетический код и его свойства.
уметь:
· пользоваться терминами;
· применять принцип комплементарности;
· пользоваться таблицей генетического кода.
Задание №1
Инструктаж:установить соответствие между одной цифрой и одной буквой
1. Ген А - Единица считывания генетической инфор-
мации
2. Генетический код
Б - Синтез и-РНК
3. Репликация В - Синтез белка
4. Транскрибция Г - Чередование азотистых оснований молеку-
лы ДНК
5. Репарация Д - Синтез ДНК
6. Оперон Е - Участок ДНК, кодирующий один белок
Ж - Чередование азотистых оснований молеку- лы
и-РНК
З - Восстановление поврежденных участков ДНК
1-
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
Задание №2 Рис.1 Схема строения молекулы ДНК
Инструктаж:вписать буквы комплементарных азотистых оснований
Задание №2
Рис.2 Транскрибция
Инструктаж:вписать азотистые основания транскрибируемой РНК
Инструктаж:
Задание №3
Рис.3 Схема строения молекулы т-РНК
1. Обвести на рисунке антикодон, вписать комплементарный кодон
и-РНК........................................................................................................................
2. Определить аминокислоту, которую будет транспортировать данная т-РНК
.....................................................................................................................................
Задание №4
Инструктаж:
1. Назвать нуклеиновую кислоту.............................................................................
.....................................................................................................................................
2. Перечислить азотистые основания, характерные для данной кислоты..........
.................................................................................................................................... 3. Синтез этой кислоты называется.........................................................................
Таблица генетического кода
Вторая буква кодона | |||||
Первая буква кодона | У | Ц | А | Г | Третья буква кодона |
УУУ Фен | УЦУ Сер | УАУ Тир | УГУ Цис | У Ц А Г | |
У | УУЦ Фен УУА Лей | УЦЦ Сер УЦА Сер | УАЦ Тир УАА «Охра» | УГЦ Цис УГА Бессм | |
УУГ Лей | УЦГ Сер | УАГ «Янтарь» | УГГ Три | ||
ЦУУ Лей | ЦЦУ Про | ЦАУ Гис | ЦГУ Арг | У Ц А Г | |
Ц | ЦУЦ Лей ЦУА Лей | ЦЦЦ Про ЦЦА Про | ЦАЦ Гис ЦАА Глун | ЦГЦ Арг ЦГА Арг | |
ЦУГ Лей | ЦЦГ Про | ЦАГ Глун | ЦГГ Арг | ||
АУУ Илей | АЦУ Тре | ААУ Аспн | АГУ Сер | У Ц А Г | |
А | АУЦ Илей АУА Илей | АЦЦ Тре АЦА Тре | ААЦ Аспн ААА Лиз | АГЦ Сер АГА Арг | |
АУГ Мет | АЦГ Тре | ААГ Лиз | АГГ Арг | ||
ГУУ Вал | ГЦУ Ала | ГАУ Асп | ГГУ Гли | У Ц А Г | |
Г | ГУЦ Вал ГУА Вал | ГЦЦ Ала ГЦА Ала | ГАЦ Асп ГАА Глу | ГГЦ Гли ГГА Гли | |
ГУГ Вал | ГЦГ Ала | ГАГ Глу | ГГГ Гли |
Сокращенные обозначения аминокислот:
Ала — аланин Лей — лейцин
Арг—аргинин Лиз — лизин Асп—аспарагиновая кислота Мет — метионин Аспн — аспарагин Про — пролин
Вал — валин Сер — серин
Гис — гистидин Тир — тирозин
Гли — глицин Тре — треонин
Глун — глутамин Три — триптофан Глу — глутаминовая кислота Фен — фенилаланин Илей — изолейцин Цис — цистеин
Задача № 1
В лаборатории искусственно синтезируют белок. В систему для синте- за ввели т-РНК со следующими антикодонами ГЦЦ, ААА, ЦЦЦ, ЦАА, ЦГУ, УЦЦ. Определить аминокислоты, которые смогут участвовать в синтезе бел- ка, используя таблицу генетического кода.
т-РНК | ГЦЦ | ААА | ЦЦЦ | ЦАА | ЦГУ | УЦЦ |
и-РНК | ||||||
Аминкислоты |
Задача № 2
Известно, что одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида. Белок рибо- нуклеаза включает 124 аминокислотных остатка. Сколько нуклеотидов коди- рует этот белок?
........................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................................................
Ответ:.........................................................................................................................................................
Задача № 3
Мы имеем фрагмент молекулы ДНК. Используя принцип комплемен- тарности, построить фрагмент молекулы и-РНК, определить комплементар- ные антикодоны т-РНК. Используя таблицу генетического кода, определить аминокислоты.
ДНК | АТГ | ГЦА | АЦЦ | ГЦА | ТАГ | ЦЦГ |
и-РНК | ||||||
т-РНК | ||||||
Аминокислоты |
Темы для составление электронных презентаций и подготовки реферативных сообщений :
· Открытие нуклеиновых кислот
· Свойства нуклеиновых кислот
· Биосинтез белка – основа реализации наследственной информации
· Ген с позиций молекулярной биологии
· Практическое применение молекулярной биологии
· Молекулярные причины болезней обмена веществ
Составить план лекции: "Биохимические основы наследственности"
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
..............................................................................................................................
................................................................................................................................................
.
Тема 3