Клеточное строение организмов (4 ч)
Горшунова Ирина Валентиновна
МОУСОШ №16, г. Королев
e-mail: [email protected]
Рабочая программа по биологии 6 класс
51 учебный час. ( 1.5 часов в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (35 часов, 1 час в неделю)
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и предполагает увеличение часов на изучение предмета до 51часа.
Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.
Программа является расширенной. Расширение программы происходит за счёт увеличения часов при изучении следующих тем :
- Царства Бактерии и Грибы (4 ч)+1 часа
- Царство растения (5 ч)+2часа.
- Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов
- Классификация растений 7 часов
- Развитие растительного мира 2 часа
Увеличение количества часов на указанные разделы и темы позволит сформировать у учащихся 6 класса устойчивые знания, умения и навыки,
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».)
Расширение программы отражено в учебно – тематическом плане и календарно – тематическом планировании.
Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.
Цели.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
· дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;
· изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
· дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
Основные типы учебных занятий.
· урок нового материала;
· комбинированный урок;
· урок обобщения по отдельным разделам;
· урок контроля знаний;
· лабораторные и практические работы.
Виды контроля.
· текущий (поурочный);
· итоговый по разделам;
· по полугодиям.
Учебно-тематический план
По предмету биология 51 час в год
№п/п | Тема | Всего часов |
1. | Введение. | 1 часа |
2. | Клеточное строение организмов | 4 часа |
3. | Царство бактерии и Грибы(4 ч)+1 часа | 5часов |
4. | Царство растения (5ч)+2часа | 7часов |
5. | Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов | 14 часов |
6. | Жизнь растений (7 ч) | 8 часов |
7. | Классификация растений | 7 часов |
8. | Природные сообщества | 3 часа |
9. | Развитие растительного мира | 2 часа |
Всего: | 51 час |
Основное содержание
Введение. (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Клеточное строение организмов (4 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
3. Царство Бактерии и Грибы (4 ч)+1 часа
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы Московской области.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (5 ч)+2часа
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы