Строение мужской половой системы
Органы | Функция |
Семенники (мужская половая железа) | Расположены в кожных мешочках мошонке. Выработка ♂ полового гормона (тестостерона) и половых клеток (сперматозоидов) |
Придатки семенников | Вырабатывают жидкость, в которой живут сперматозоиды |
Предстательная железа | Вырабатывает семенную жидкость, обеспечивающую жизнедеятельность сперматозоидов |
Семявыносящие протоки | Обеспечивают продвижение сперматозоидов в мочеиспускательный канал полового члена |
Мочеиспускательный канал | Выведение спермы во время полового акта или поллюции (непроизвольного семяизвержения) |
Строение женской половой системы
Органы | Функция |
Яичники (женская половая железа) | Расположены в брюшной полости. Состоят из пузырьков фолликул. Вырабатывают ♀ половой гормон (эстроген) и половые клетки (яйцеклетки) Овуляция – выход яйцеклеток из фолликула в маточную трубу |
Маточные трубы (фаллопиевы трубы) | Продвижение зрелой яйцеклетки в матку с помощью мерцательного эпителия. Место оплодотворения – слияния половых клеток. |
Матка | Полый мышечный орган, выстланный слизистой оболочкой. Место развития зародыша. |
Влагалище | Трубчатый орган, в который вводится сперма |
Онтогенез
индивидуальное развитие от зачатия до смерти
Эмбриогенез Внутриутробное развитие Период от оплодотворения до рождения |
Постэмбриогенез Послеутробное развитие Период от рождения до смерти |
Внутриутробное развитие - беременность:
Длится 270 – 280 дней и состоит из двух периодов.
- Зародышевый период 4-5 дней зигота, находясь в маточной трубе, делится с образованием многоклеточного зародыша. Попав в матку у зародыша образуется 2 зародышевых оболочки. Внутренняя оболочка заполна жидкостью, в которой плавает зародыш
- Плодовый периодИз зародышевых оболочек и стенки матки формируется плацента – орган связи зародыша с организмом матери. Она обеспечивает через кровь матери питание и дыхание зародыша. Кровь зародыша и матери не смешиваются. Зародыш соединён с плацентой пупочным канатиком.
Возрастные периоды жизни человека:
- Новорожденности - первые 4 недели
- Грудной – от 4 недель до 1 года
- Раннее детство (ясельный) – от 1 года до 3 лет
- Дошкольный – с 3 до 7 лет
- Школьный – с 7 до 17 лет ( 11 – 12 лет – подростковый период)
- Юношеский – с 17 до 25 лет
- Зрелости- с 25 лет
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ
Из 110 хим. элементов периодической таблицы 80 входят в состав живых организмов
МАКРОЭЛЕМЕНТЫ | МИКРОЭЛЕМЕНТЫ 0,02% | |
Биоэлементы 98% | Ионы 1,1% | |
С, Н, О, N, S, P | K, Na, Ca , Fe, Cl, Mg | Co, Mn, Cu, J, Zn |
Значение хим. элементов в жизнедеятельности живых организмов
С, Н, О, N, S, P | Входят в состав органических веществ | K, Na | Обеспечивают проницаемость клеточных мембран, проведение нервных импульсов |
Са, Р. | Обеспечивают прочность костей | Mg | Входит в состав хлорофилла, участвует в фотосинтезе |
Са | Участвует в свертывании крови | Cl | Входит в состав Н Cl - желудочного сока |
Fe | Входит в состав гемоглобина, участвует в транспорте О 2 | J | Входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина |
Из химических элементов состоят химические соединения
Неорганические вещества | Органические вещества |
Вода, минеральные соли, газы | Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты |
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Вещества | Строение и свойства | Функции |
Вода | 75% состава клетки. Полярная молекула, хороший растворитель (гидрофильные – вещества растворимые в воде, гидрофобные – вещества не растворимые в воде, но растворимы в керосине, бензине, толуоле), высокая теплоёмкость и теплопроводность | - внутренняя среда клетки - среда протекания биохимических реакций - транспорт веществ по организму - охлаждение организма (транспирация у растений, потоотделение у животных) - обеспечивает тургор клетки (упругость) - обеспечивает осмотическое поступление веществ в клетку (где воды много туда где мало) |
Минеральные соли | Находятся в двух состояниях: диссоциированном на ионы или твердом. | - Поддерживают кислотно- щелочное равновесие (Буферность). Внутриклеточная буферность – Н 2РО4¯ , НРО4 ² ¯ Буферность внешней среды – НСО3 ¯, Н 2 СО3 - Входят в состав ферментов, гормонов, витаминов - Обеспечивают рост и развитие и т.д. |
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Вещества | Строение и свойства | Функция |
Углеводы | Общая формула : Сn( Н2 О )m Моносахариды - сладкие, бесцветные, кристаллические, гидрофильные: Триозы (С 3) – молочная кислота и ПВК (участвуют в брожении и окислении), Тетрозы (С4) – эритроза (фотосинтез), Пентозы (С5) – рибоза и дезоксирибоза (входят в состав ДНК и РНК) Гексозы (С6) – глюкоза (самый распространённый, регулирует деятельность Нервной системы), фруктоза ( содержится в плодах), галактоза ( входит с состав молочного сахара). Дисахариды – сладкие, бесцветные, кристаллические, гидрофильные. Сахароза Полисахариды – гидрофобные, безвкусны. Крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин | - Основной источник энергии (1 грамм – 17,6 кДж) - Структурная (у растений – целлюлоза, у членистоногих и грибов хитин) Запасающая (у растений – крахмал, у животных – гликоген) |
Жиры (Липиды) | Состоят из остатка глицерина и 3 молекул жирных кислот. Гидрофобные соединения, но растворимы в эфире, бензине, хлороформе. Делятся на жиры ( растительные и животные) и жироподобные вещества ( холестерин, витамины А, Д, половые гормоны). | - Источник энергии ( 1 грамм – 38,9 кДж) - Структурная (мембрана клеток - фосфолипиды) - Запасающая - Защитная - Регуляторная ( половые гормоны – тестостерон, эстроген) - Источник воды - Терморегуляция |
Белки
История открытия
Ученый | Открытие |
Я. Беккори | Первым исследовал белковую молекулу |
Э. Фишер | Химическим методом открыл строение молекулы белка и доказал наличие пептидных связей в молекуле |
Т. Сведберг | Методом центрифугирования установил шаровидную структуру белка и молекулярную массу. |
Л. Полинг | Рентгеноструктурным методом установил, что свойства белка зависят от последовательности аминокислот в молекуле белка. |
Строение
Белки – биополимеры, мономерами являются 20 α- аминокислот, соединенных друг с другом пептидной связью
Виды белков: