Кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)
Ф.И. ребенка
Дата обследования
Предварительное собеседование:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. В каком городе ты сейчас живешь?
4. В какие дни недели мы отдыхаем?
______________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношение:
1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих):
с | с′ | з | з′ | ц | ш | э | ч | щ | л | л′ | р | р′ | г | г′ | к | к′ | х | х′ | j |
2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции:
Примечания: условные обозначения
С - согласный, Г - гласный, СN - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с', з, 'з, ц].
1. С$ Г - С$А, С$0, С$У, С$Ы
2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
4. CN С$ Г - БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
8. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы
___________________________________________
______________________________________________3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова:
1. Инструкция: "Повтори за мной слова" (отраженно).
сани | сено | ||
оса | осень | ||
нос | неси | ||
зубы | Зина | ||
коза | вези | ||
цепь | конец |
_____________________
2. Инструкция: "Назови эти картинки" (без образца).
коса | коза | яйцо | |||
оса | зонт | овца | |||
сад | заяц | птица | |||
сова | язык | цветы | |||
сок | замок | боец | |||
песок | зубы | певец |
___________________________
4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры:
Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А.К. Марковой).
Классов слов по А.К. Марковой
Кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)
Кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)
Кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)
Кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)
Кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)
Кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)
Кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)
Кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)
Кл.- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)
Кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА)
Кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)
Кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА)
кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)
___________________________________________________
2. "Назови эти картинки":
снеговик | гвозди | пуговица | |||
гости | мозаика | кузнецы | |||
пастух | Мимоза | цветы | |||
уксус | незабудка | птенцы | |||
спутник | заноза | цветник | |||
мосты | гнездо | ученица |
____________________________
5. Обследование возможности произнесения звука в предложении:
1.Инструкция: "Повтори за мной предложения".
На суку спит сова. | |
У Сони новый самокат. | |
В саду сухой песок. | |
Сегодня дома вся семья. | |
Зина запускает змея. | |
Зоя ест изюм. | |
Зоиного зайку зовут Зазнайка. | |
Цапля - это птица. | |
У всех птиц есть птенцы. | |
Птицы едят гусениц. | |
В саду цветет акация. | |
На скамейке сидит Саня. |
________________________________
Состояние артикуляционная и мимическая моторика:
Приемы: | Содержание задания: | Характер выполнения: |
1. кинетический оральный (артикуляцонный) праксис: | - «Парус» - «Лопатка» - «Вкусное варенье» - «Мост» - «Окно» - «Иголочка» - «Заборчик» - «Маляр» - «Чашечка» - «Качели» - «Часики» - «Лошадка» - «Сердитая кошечка» - «Дудочка» - «Грибок» - «Наказать непослушный язычок» - «Катание шарика» | |
2. кинестетический оральный праксис: | 1.Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении…А-?И-?О-?У-? 2.Произнеси звуки -ть-, -т- и скажи, где находится кончик языка при их произнесении, вверху или внизу? 3.Произнеси -си- - -су-, -ки- - -ку- и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении? 4.Произнеси перед зеркалом последовательно звуки -и-, -ш- и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при какого звука поднят? 5.Произнеси звуки -т-,-д-,-н- и скажи, где находится кончик языка при их произнесении – за верхними или за нижними зубами? | |
3. динамическая координация артикуляционных движений: | - «Качели»; - «Маятник»; - «Поднять кончик языка на верхнюю губу, а потом опустить на нижнюю губу»; - «Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх»; - «Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, влево» | |
4. мимическая мускулатура: | 1. «Нахмурить брови» 2. «Поднять брови» 3. «Наморщить лоб» 4. «Поочередно надуть щеки» 5. «Втянуть щеки» | |
5. мышечный тонус и подвижность губ: | - «Трубочка»; - Поочередно: «Заборчик - Трубочка»; - «Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу»; | |
6. мышечный тонус и наличия патологической симптоматики языка: | - «Лопатка» - «Мост» - «Маятник» |
________________________________________________________
Состояние фонематического слуха:
1 серия. Цель: исследование фонематического слуха.
№ 1: Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Различных по звучанию:
Та-ка-та | Ба-та-ба | Па-ка-та | Са-фа-ла | Ма-да-ма |
Близких по звучанию:
Ба-па-ба | Ка-га-ка | Та-да-да | Са-за-са | Ша-жа-ша |
Ра-ла-ла | Ша-жа-жа-ша | За-са-за-са | Са-ша-ша-са | Ра-ра-ла-ла |
______________________
№ 2. Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.
Инструкция: ответь на вопрос.
- В тарелке СУП или ЗУБ?
- Может заболеть ЗУБ или СУП?
- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?
- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?
- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?
- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ?
- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?
- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?
- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?
- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?
- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?
- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?
_____________________
2 серия. Цель:исследование фонематического представления.
№ 3. Придумай слова, начинающиеся со звуков:
-С-:
-Ш-:
-Б-:
-Л-:
_______________________________________________________________
№ 4. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук:
-С- - -З-
-Ш- - -Ж-
-Р- - -Л-
_____________________
3 серия. Цель: исследование фонематического анализа.
№ 5. Выделить первый звук в слове:
утка | арбуз | Оля | санки | мышка | ложка |
_______________________________________________________________
№ 6. Определить сколько звуков в слове:
кот | стул | рыба | лимон |
________________________________________________________________________
№ 7. Определить место звука в слове:
-Л- | лук | пила | стол |
-Н- | нос | окно | слон |
-С- | собака | коса | нос |
-Х- | хлеб | ухо | петух |
________________________________
4 серия. Цель: исследование фонематического синтеза.
№ 8. Составь слово из звуков, данных в правильной последовательности:
[д], [о], [м]; [р], [у] , [к], [а]; [к], [р], [о], [т]; [м, [о], [ш], [к], [а].
______________________________________________________________
№ 9. Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности.
[н], [с], [о]; [т], [к], [о]; [с], [о], [т], [л].
___________________________________________________________________