Кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)

Ф.И. ребенка

Дата обследования

Предварительное собеседование:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. В каком городе ты сейчас живешь?

4. В какие дни недели мы отдыхаем?

______________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношение:

1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих):

с с′ з з′ ц ш э ч щ л л′ р р′ г г′ к к′ х х′ j
                                       

2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции:

Примечания: условные обозначения

С - согласный, Г - гласный, СN - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с', з, 'з, ц].

1. С$ Г - С$А, С$0, С$У, С$Ы

2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$

3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

4. CN С$ Г - БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков

6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б

7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$

8. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы

___________________________________________

______________________________________________3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова:

1. Инструкция: "Повтори за мной слова" (отраженно).

сани сено    
оса осень    
нос неси    
зубы Зина    
коза вези    
цепь конец    

_____________________

 
     
     
     

2. Инструкция: "Назови эти картинки" (без образца).

коса коза яйцо      
оса зонт овца      
сад заяц птица      
сова язык цветы      
сок замок боец      
песок зубы певец      

___________________________

       

4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры:

Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А.К. Марковой).

Классов слов по А.К. Марковой

Кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)

Кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)

Кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)

Кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)

Кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)

Кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)

Кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)

Кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)

Кл.- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)

Кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА)

Кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)

Кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА)

кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)

___________________________________________________

2. "Назови эти картинки":

снеговик гвозди пуговица      
гости мозаика кузнецы      
пастух Мимоза цветы      
уксус незабудка птенцы      
спутник заноза цветник      
мосты гнездо ученица      

____________________________

5. Обследование возможности произнесения звука в предложении:

1.Инструкция: "Повтори за мной предложения".

На суку спит сова.
У Сони новый самокат.
В саду сухой песок.
Сегодня дома вся семья.
Зина запускает змея.
Зоя ест изюм.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Цапля - это птица.
У всех птиц есть птенцы.
Птицы едят гусениц.
В саду цветет акация.
На скамейке сидит Саня.

________________________________

Состояние артикуляционная и мимическая моторика:

Приемы: Содержание задания: Характер выполнения:
1. кинетический оральный (артикуляцонный) праксис: - «Парус» - «Лопатка» - «Вкусное варенье» - «Мост» - «Окно» - «Иголочка» - «Заборчик» - «Маляр» - «Чашечка» - «Качели» - «Часики» - «Лошадка» - «Сердитая кошечка» - «Дудочка» - «Грибок» - «Наказать непослушный язычок» - «Катание шарика»
2. кинестетический оральный праксис: 1.Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении…А-?И-?О-?У-?     2.Произнеси звуки -ть-, -т- и скажи, где находится кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?   3.Произнеси -си- - -су-, -ки- - -ку- и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?   4.Произнеси перед зеркалом последовательно звуки -и-, -ш- и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при какого звука поднят?   5.Произнеси звуки -т-,-д-,-н- и скажи, где находится кончик языка при их произнесении – за верхними или за нижними зубами?
3. динамическая координация артику­ляционных движений: - «Качели»; - «Маятник»; - «Поднять кончик языка на верхнюю губу, а потом опустить на нижнюю губу»; - «Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх»; - «Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, влево»
4. мимическая мускулатура: 1. «Нахмурить брови» 2. «Поднять брови» 3. «Наморщить лоб» 4. «Поочередно надуть щеки» 5. «Втянуть щеки»
5. мышечный тонус и подвижность губ: - «Трубочка»; - Поочередно: «Заборчик - Трубочка»; - «Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу»;  
6. мышечный тонус и наличия патологической симптоматики языка: - «Лопатка» - «Мост» - «Маятник»

________________________________________________________

Состояние фонематического слуха:

1 серия. Цель: исследование фонематического слуха.

№ 1: Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Различных по звучанию:

Та-ка-та Ба-та-ба Па-ка-та Са-фа-ла Ма-да-ма
           

Близких по звучанию:

Ба-па-ба Ка-га-ка Та-да-да Са-за-са Ша-жа-ша
         
Ра-ла-ла Ша-жа-жа-ша За-са-за-са Са-ша-ша-са Ра-ра-ла-ла
         

______________________

№ 2. Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.

Инструкция: ответь на вопрос.

- В тарелке СУП или ЗУБ?

- Может заболеть ЗУБ или СУП?

- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?

- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?

- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?

- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ?

- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?

- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?

- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

_____________________

2 серия. Цель:исследование фонематического представления.

№ 3. Придумай слова, начинающиеся со звуков:

-С-:

-Ш-:

-Б-:

-Л-:

_______________________________________________________________

№ 4. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук:

-С- - -З-

-Ш- - -Ж-

-Р- - -Л-

_____________________

3 серия. Цель: исследование фонематического анализа.

№ 5. Выделить первый звук в слове:

утка арбуз Оля санки мышка ложка
           

_______________________________________________________________

№ 6. Определить сколько звуков в слове:

кот стул рыба лимон
       

________________________________________________________________________

№ 7. Определить место звука в слове:

  -Л- лук пила стол
     
  -Н- нос окно слон
     
  -С- собака коса   нос  
     
  -Х- хлеб ухо   петух  
     

________________________________

4 серия. Цель: исследование фонематического синтеза.

№ 8. Составь слово из звуков, данных в правильной последовательности:

[д], [о], [м]; [р], [у] , [к], [а]; [к], [р], [о], [т]; [м, [о], [ш], [к], [а].

______________________________________________________________

№ 9. Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности.

[н], [с], [о]; [т], [к], [о]; [с], [о], [т], [л].

___________________________________________________________________

Наши рекомендации