Рекомендации по оформлению протокола. Студенты вносят в протоколы:
Студенты вносят в протоколы:
· Рисунок 1. Изучение морфологических и тинкториальных свойств сальмонелл (S.typhimurium, S.enteritidis, S. choleraesuis) на демонстрационных препаратах, окрашенных по Граму. Записывают вывод о возможности дифференциации сальмонелл по морфологическим и тинкториальным свойствам.
· Таблица 1. Культуральные и ферментативные свойства сальмонелл.
Характеристика роста на | Олькеницкого | Ряд Гиса | ||||
МПА S форма колоний | Желчном бульоне помутнение | Эндо прозрачные колонии | Висмут-сульфит агаре черные колонии | Ферментация | Образо-вание H2S + | Ферментация |
Лактозы – | мочевины – | Глюкозы | Маннита | Лактозы | Сахарозы | |
КГ | КГ | – | – |
· Рисунок 2. Схема постановки реакции агглютинации для серологической идентификации сальмонелл.
·
Выделенная культура
4 6 9 i c g, m
Иммунные диагностические Иммунные диагностические
сальмонеллезные О-сыворотки сальмонеллезные Н-сыворотки
· Рисунок 3. Схема микробиологической диагностики острых сальмонеллезных гастроэнтеритов
Бактериологическая диагностика
Выделение гемокультуры Эндо
в первые часы заболевания
Висмут-сульфит агар
Кровь Желчный бульон
Олькеницького
МПА
Фекалии и др. Желчный
селенитовый бульон
Идентификация выделенной культуры
1. По культуральным признакам;
2. По морфологическим, тинкториальным свойствам;
3. Биохимическая идентификация;
4. Серологическая идентификация с помощью реакции агглютинации по классификации Кауфмана-Уайта:
А) С адсорбируемой групоспецифичной О-сывороткой (В, С, Д, Е);
Б) С адсорбируемой О-сывороткой серогрупп 4, 7, 9, 10;
В) С адсорбируемыми Н-сыворотками (i, r, c, g, m, e, h);
5. Фаготипирование
Биологическое исследование для определения источника заболевания.
per os Через 24-48 час. гибель от септицемии
Остатки еды, Белые мыши
Смывы с рук, и др.
Серологическая диагностика
Можно осуществлять с первых дней заболевания с повторным исследованием через 7-10 дней. Используют реакцию агглютинации или РНГА с сальмонеллезными поливалентными и группоспецифическими (А, В, С, Д, Е) диагностикумами. Диагностическое значение имеет увеличение титров антител в 2-4 раза.
· Студенты записывают препараты, которые используют при диагностике сальмонеллезных гастроэнтеритов.
Вопросы для самоконтроля.
· Актуальность темы "Сальмонеллы - возбудители острых сальмонеллезных гастроэнтеритов".
· Характеристика биологических свойств возбудителей сальмонеллезных гастроэнтеритов. Что общего и чем они отличаются от других энтеробактерий.
· Каковы особенности патогенеза острых сальмонеллезных гастроэнтеритов?
· Иммунитет при сальмонеллезе. Как объяснить формирование длительного бактерионосительства и появление повторных заболеваний?
· Каким образом осуществляют микробиологическую диагностику сальмонеллезных гастроэнтеритов, как установить источник инфекции?
Практическое занятие №6
Тема: Шигеллы. Микробиологическая диагностика дизентерии.
1. Актуальность темы:
Кишечные инфекции и сегодня занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии человека. Особое место среди них занимает дизентерия. По данным ВООЗ, в некоторых странах Азии, Африки и Америки на долю дизентерии выпадает 54,7-75% общего числа кишечных инфекций. По клиническим признакам нельзя дифференцировать дизентерию от эшерихиозов и только лабораторные исследования дают возможность определять этиологический диагноз.
Все это подтверждает актуальность изучения микробиологической диагностики дизентерии в курсе специальной микробиологии.
2. Конкретные цели:
1. Интерпретировать биологические свойства шигелл.
2.Объяснять патогенетические закономерности дизентерии, вызванной шигеллами.
3.Определять методы микробиологической диагностики, этиотропной терапии и профилактики бактериальной дизентерии.
3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция).Смотри практическое занятие №1.