Философско-методологические проблемы биологии.

Развитие биологической науки шло по пути последовательного упрощения предмета исследования. Путь познания – от сложного к простому – это редукционизм. Он, в итоге, сводит познание к изучению элементарнейших форм существования материи, как живой, так и неживой. При таком подходе законы природы пытаются познать, изучая, вместо единого целого, отдельные его части.

Проблема соотношения философии и науки являлась объектом острых и содержательных обсуждений на протяжении практически всего 20 века. Как итог, можно сказать, что нет никаких запретов и границ для построения как философских, так и специально-гуманитарных теоретических построений различной степени общности в любой познавательной области человека.

Таким образом, всё, что можно рассматривать как предмет или объект познания, то может быть с интересом осмыслен в любой рациональной традиции как философской, так и научной.

Однако, в области философии, нужно четко разграничивать возможность создания философской концепции того или иного объекта, когда научная теория этого объекта отсутствует или же общая теория этого объекта существует в самой науке.
В тех областях, где соответствующие теории отсутствуют, философские размышления и обобщения возможны и даже желательны. В дополнение ко всем прочим функциям, в данном случае философия выполняет ещё и роль предтеории, будто бы ощупывая все поле логических возможностей теоретического объяснения эмпирического материала, при этом часто создавая начальные заготовки для последующих научных теорий, а в некоторых случаях и предвосхищая принципиальные теоретические идеи специальных наук. А если научная теория уже разработана и эффективно работает(концепция эволюционизма),тофилософия биологии способна не только создавать специальные, содержательные модели реальности, но и расширять границы представлений о самой научной рациональности.

Однако каждому философу, который отважится на это, необходимо помнить, что создавая свою философскую концепцию, ориентированную на критерии научной рациональности, он вступает в конкуренцию с уже созданными научными теориями и должен быть готов выдержать ее. Кроме того, эта позиция может быть очень интересной и полезной в некоторых культурных отношениях, а для науки представлять интереса не будет. Необходимо отметить, что вряд ли может сложиться такая ситуация, когда научная мысль смогла бы дойти в своих обобщающих построениях до какой-то границы, за которой начинался бы период построения конкретно философской концепции, которая служила бы теоретическим основанием специальных исследований соответствующего объекта.

Философия биологии при взаимодействии с наукой выполняет как критическую, так и конструктивную функцию, при этом она помогает изменять старую картину мира и вырабатывать новые основания для исследований. Изменение картины мира и идеалов познания имеют связь с философскими идеями, которые позволяют перегруппировать элементы существующих представлений о реальности и методах познания. В этом смысле философия играет роль общей эвристики, которая даёт возможность интенсифицировать исследование.

Исходя из этого можно выделить круг проблем философии науки, которые относятся к биологии. Классическое определение задаёт в качестве предмета биологии многообразие строения и процессы функционирования живых существ, их развитие и взаимоотношения с окружающей средой. Главная отличительная черта биологии относительно других естественнонаучных дисциплин – это большая сложность объекта этой науки. Определить предмет философских проблем биологии можно только сравнив органический мир с неорганическим и социальным. Онтологическая основа проблем философии биологии находится в предметной области этой науки.

Онтологические основания – место органического мира в соотношении его с социальным и неорганическим. Пытаясь решить этот вопрос, можно осуществить разделение мира по формам движения материи. Формы движения можно разделить на три блока в соответствии с тремя этапами развития материи и тремя появившимися в этом развитии системами материального мира: неживая природа (механическая, физическая, химическая формы), живая природа (биологическая) и общество (социальная форма). В основании этой классификации лежит ряд принципов:

а). генетическая связь между формами движения;

б). соотносимость с определенным уровнем организации материи, т.е. для каждого уровня организации характерна определённая форма движения;

в). между формами существует качественная специфика и несводимость.

К пониманию философских проблем биологии возможно осуществить два подхода: внешний (влияние биологии на структуру знания) и внутренний (методология, структура биологического знания, его эволюция). Целостность этим направлениям указывает место, занимаемое биологической формой движения материи среди других форм, говорит о
специфике проблем биологии, вносит понимание сущности и особенностей органического мира в сравнении с неорганической и социальной формой движения[10,с.241].

На сегодняшний день в биологии имеет место такая ситуация в исследованиях, когда методы физики, химии, математики, информатики все в большей степени используются для изучения структуры и свойств живого и в связи с этим признаются качественно новые способы исследования; происходят изменения в биологической картине мира, появляется проблема формирования теоретической биологии, проблема ее специфики в сравнении с науками о неорганической форме движения материи.

Методологический анализ современной биологической науки имеет цель не просто описать используемые в биологии методы исследования, изучить тенденции их становления, развития и сменяемости, а также и ориентировать познание на выход за пределы имеющихся стандартов. По причине того, что регулятивным методологическим принципам биологичес­кой науки свойствен порождающий характер, понимание и формулиров­ка в биологии новой методологической ориентации устремляет к появлению новой картины биологической реальности. Это ясно проявилось в про­цессе установления в биологии новых познавательных принципов систем­ности, организации, эволюции, коэволюции.

1990-е гг. привнесли много нового в область развития как самой биологической науки, так и развития мето­дологической мысли в рамках философии науки. В тот же момент примене­ние всей совокупности идей и понятий к изучению феномена жизни, ее сущности и происхождения опять указало на особую значимость понятия информации, информационного подхода при их интерпретации. Однако, рассмотрение биологических структур с информационной стороны, которая обязывает видеть, например, в самых важных макромолекулах клетки (ДНК, РНК, белки и др.) не только химические «тела», а в определённой мере «тексты», указала на потребность создания связей с такими сугубо гуманитарными сферами, как лингвистика, семиотика и даже герменевтика. С другой стороны, по причине создания эволюционно-генетических моделей сложного поведения в мире живых существ (включая и человека) возникла социобиология, эво­люционная психология, эволюционная этика и др. Отсюда следует, что мы являемся свидетелями образования крепких связей между научными обла­стями, которые еще в первой половине 20 века казались полностью разрозненными. Теоретические построения, которые возникли и возникают в русле этого движения настолько своеобразны, что с трудом поддаются логическому объяснению методами традиционной методологии науки.

В то же время внутри самой методологии науки происходят глубокие «схождения» постпозивистских и постмодернистских направлений и тенденций. Все это соединяется и преобразовывается, образуя принципиально но­вый научно-философско-эпистемологический комплекс, полное раскрытие логической природы которого — дело будущего. Во любом случае, именно в контексте тщательной методологической проработки указанных новых тенденций можно ожидать возникновения действительно перспективной фор­мы постановки проблемы последующей теоретизации биологической науки.

Таким образом, современное фило­софское познание не существует над биологическим. Оно именно выводится из него, выделяется как элемент, сторона реальности, которая создаётся в процессе научного исследования. Это говорит о том, что, в отличие от натурфилософии, современная филосо­фия рассматривает свой объект не отдельно от конкретных форм познания, а как его результат, итог взаимоотношений субъекта и предмета природы. Философия имеет дело со «второй реальностью», которая была создана наукой, т.е. в случае изучения закономерностей живых организмов — с «биологической реальностью», изменяемой по мере развития наук о жизни.

Биологическая реальность сочетает в себе не просто объективное су­ществование живого мира, а также и активность познающего субъекта на этом пути в сложной социальной структуре познавательной деятельности, критерии которой можно определить как с помощью непосредственных характеристи­к объекта, так и рядом социокультурных влияний, норм и идеалов.

Заключение

Значение биологии как науки значительно велико, ввиду того, что познание исторического развития органического мира от молекулярного уровня до биогеоценотического, играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения и понимания коренных философско-методологических проблем (форма и содержание, целостность и целесообразность, прогресс и т.д.). К тому же, биология помогает в решении жизненно важных практических задач. Таким образом, к примеру, быстрые темпы увеличения населения планеты, постоянное сокращение территорий, предназначенных для сельского хозяйства, привели к глобальной проблеме современности - производству пищи. Эту задачу можно решить с помощью таких наук, как растениеводство и животноводство, которые базируются на достижениях генетики и селекции. Зная законы наследственности и изменчивости, можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что в последствии позволит более интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.

Для решения таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и повышение продуктивности растительного мира, необходимо использование биологических исследований. Они осуществляют выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (загрязнение среды многочисленными вредными веществами), определяют режимы рационального использования резервов биосферы. А также, ещё одной задачей биологии является обеспечение сохранности биосферы и способности природы к самовоспроизведению.

Вторую половину 20 столетия называют веком биологии, и это справедливо. Такая оценка роли биологии в жизни человечества оказывается еще более оправданной для наступившего 21 века. На настоящий момент биологической наукой получены важные результаты в области изучения наследственности, фотосинтеза, фиксации растениями атмосферного азота, синтеза гормонов и других регуляторов жизненных процессов. Уже в недалёком будущем возможно будут решены задачи обеспечения людей продуктами питания, необходимыми медицине и сельскому хозяйству биологически активными веществами и энергией в достаточном для человечества количестве, несмотря на рост населения и сокращение природных запасов топлива. Разработки в области генной инженерии, биологии клетки, синтеза ростовых веществ открывают перспективы изменения дефектных генов у лиц с наследственными болезнями, стимуляции восстановительных процессов, контроля за клеточным размножением и, как следствие, воздействия на злокачественный рост.

На современном этапе развития биология нуждается в философском пе­реосмыслении традиционных форм организации знания, создании но­вого образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов на­учного исследования, нового стиля мышления. Развитие современной биологии начинает давать все больше плодотворных идей, и для изучения собственно биологической сферы, а также и других, имеющих широкие выходы за пределы конкретно биологии — в науку и культуру.

Список использованной литературы.

  1. Амлинский И.Е. Линней Карл. Философия ботаники. - М. Наука, 1989. - 456 с.
  2. Борзенков В.Г. Принцип детерминизма и современная биология. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 181с.
  3. Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 3—4.
  4. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: ЦОП ИФРАН ,1995. - 488 с.
  5. Кохановский В. П.Философия для аспирантов: Учебное пособие. - Ростов на Дону: "Феникс", 2003. - 448 с.
  6. Мелюхин С.Т. Философские основания естествознания. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1977. – 343с.
  7. Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006. – 639с.
  8. Павлинов И. Я. Основные подходы в биологической систематике // Биология. — М.: 2005. № 17.- С.12-16.
  9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2000.-287стр.
  10. Рьюз М. Философия биологии. – М.: Прогресс, 1977.-315с.
  11. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания, курс лекций. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005. – 480с.
  12. Томпсон М. Философия науки. - «ФАИР-ПРЕСС», 2003. – 304с.
  13. Биология: В 2-х т / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 1997.-352 c.

Наши рекомендации