Философско-методологические проблемы биологии.
Развитие биологической науки шло по пути последовательного упрощения предмета исследования. Путь познания – от сложного к простому – это редукционизм. Он, в итоге, сводит познание к изучению элементарнейших форм существования материи, как живой, так и неживой. При таком подходе законы природы пытаются познать, изучая, вместо единого целого, отдельные его части.
Проблема соотношения философии и науки являлась объектом острых и содержательных обсуждений на протяжении практически всего 20 века. Как итог, можно сказать, что нет никаких запретов и границ для построения как философских, так и специально-гуманитарных теоретических построений различной степени общности в любой познавательной области человека.
Таким образом, всё, что можно рассматривать как предмет или объект познания, то может быть с интересом осмыслен в любой рациональной традиции как философской, так и научной.
Однако, в области философии, нужно четко разграничивать возможность создания философской концепции того или иного объекта, когда научная теория этого объекта отсутствует или же общая теория этого объекта существует в самой науке.
В тех областях, где соответствующие теории отсутствуют, философские размышления и обобщения возможны и даже желательны. В дополнение ко всем прочим функциям, в данном случае философия выполняет ещё и роль предтеории, будто бы ощупывая все поле логических возможностей теоретического объяснения эмпирического материала, при этом часто создавая начальные заготовки для последующих научных теорий, а в некоторых случаях и предвосхищая принципиальные теоретические идеи специальных наук. А если научная теория уже разработана и эффективно работает(концепция эволюционизма),тофилософия биологии способна не только создавать специальные, содержательные модели реальности, но и расширять границы представлений о самой научной рациональности.
Однако каждому философу, который отважится на это, необходимо помнить, что создавая свою философскую концепцию, ориентированную на критерии научной рациональности, он вступает в конкуренцию с уже созданными научными теориями и должен быть готов выдержать ее. Кроме того, эта позиция может быть очень интересной и полезной в некоторых культурных отношениях, а для науки представлять интереса не будет. Необходимо отметить, что вряд ли может сложиться такая ситуация, когда научная мысль смогла бы дойти в своих обобщающих построениях до какой-то границы, за которой начинался бы период построения конкретно философской концепции, которая служила бы теоретическим основанием специальных исследований соответствующего объекта.
Философия биологии при взаимодействии с наукой выполняет как критическую, так и конструктивную функцию, при этом она помогает изменять старую картину мира и вырабатывать новые основания для исследований. Изменение картины мира и идеалов познания имеют связь с философскими идеями, которые позволяют перегруппировать элементы существующих представлений о реальности и методах познания. В этом смысле философия играет роль общей эвристики, которая даёт возможность интенсифицировать исследование.
Исходя из этого можно выделить круг проблем философии науки, которые относятся к биологии. Классическое определение задаёт в качестве предмета биологии многообразие строения и процессы функционирования живых существ, их развитие и взаимоотношения с окружающей средой. Главная отличительная черта биологии относительно других естественнонаучных дисциплин – это большая сложность объекта этой науки. Определить предмет философских проблем биологии можно только сравнив органический мир с неорганическим и социальным. Онтологическая основа проблем философии биологии находится в предметной области этой науки.
Онтологические основания – место органического мира в соотношении его с социальным и неорганическим. Пытаясь решить этот вопрос, можно осуществить разделение мира по формам движения материи. Формы движения можно разделить на три блока в соответствии с тремя этапами развития материи и тремя появившимися в этом развитии системами материального мира: неживая природа (механическая, физическая, химическая формы), живая природа (биологическая) и общество (социальная форма). В основании этой классификации лежит ряд принципов:
а). генетическая связь между формами движения;
б). соотносимость с определенным уровнем организации материи, т.е. для каждого уровня организации характерна определённая форма движения;
в). между формами существует качественная специфика и несводимость.
К пониманию философских проблем биологии возможно осуществить два подхода: внешний (влияние биологии на структуру знания) и внутренний (методология, структура биологического знания, его эволюция). Целостность этим направлениям указывает место, занимаемое биологической формой движения материи среди других форм, говорит о
специфике проблем биологии, вносит понимание сущности и особенностей органического мира в сравнении с неорганической и социальной формой движения[10,с.241].
На сегодняшний день в биологии имеет место такая ситуация в исследованиях, когда методы физики, химии, математики, информатики все в большей степени используются для изучения структуры и свойств живого и в связи с этим признаются качественно новые способы исследования; происходят изменения в биологической картине мира, появляется проблема формирования теоретической биологии, проблема ее специфики в сравнении с науками о неорганической форме движения материи.
Методологический анализ современной биологической науки имеет цель не просто описать используемые в биологии методы исследования, изучить тенденции их становления, развития и сменяемости, а также и ориентировать познание на выход за пределы имеющихся стандартов. По причине того, что регулятивным методологическим принципам биологической науки свойствен порождающий характер, понимание и формулировка в биологии новой методологической ориентации устремляет к появлению новой картины биологической реальности. Это ясно проявилось в процессе установления в биологии новых познавательных принципов системности, организации, эволюции, коэволюции.
1990-е гг. привнесли много нового в область развития как самой биологической науки, так и развития методологической мысли в рамках философии науки. В тот же момент применение всей совокупности идей и понятий к изучению феномена жизни, ее сущности и происхождения опять указало на особую значимость понятия информации, информационного подхода при их интерпретации. Однако, рассмотрение биологических структур с информационной стороны, которая обязывает видеть, например, в самых важных макромолекулах клетки (ДНК, РНК, белки и др.) не только химические «тела», а в определённой мере «тексты», указала на потребность создания связей с такими сугубо гуманитарными сферами, как лингвистика, семиотика и даже герменевтика. С другой стороны, по причине создания эволюционно-генетических моделей сложного поведения в мире живых существ (включая и человека) возникла социобиология, эволюционная психология, эволюционная этика и др. Отсюда следует, что мы являемся свидетелями образования крепких связей между научными областями, которые еще в первой половине 20 века казались полностью разрозненными. Теоретические построения, которые возникли и возникают в русле этого движения настолько своеобразны, что с трудом поддаются логическому объяснению методами традиционной методологии науки.
В то же время внутри самой методологии науки происходят глубокие «схождения» постпозивистских и постмодернистских направлений и тенденций. Все это соединяется и преобразовывается, образуя принципиально новый научно-философско-эпистемологический комплекс, полное раскрытие логической природы которого — дело будущего. Во любом случае, именно в контексте тщательной методологической проработки указанных новых тенденций можно ожидать возникновения действительно перспективной формы постановки проблемы последующей теоретизации биологической науки.
Таким образом, современное философское познание не существует над биологическим. Оно именно выводится из него, выделяется как элемент, сторона реальности, которая создаётся в процессе научного исследования. Это говорит о том, что, в отличие от натурфилософии, современная философия рассматривает свой объект не отдельно от конкретных форм познания, а как его результат, итог взаимоотношений субъекта и предмета природы. Философия имеет дело со «второй реальностью», которая была создана наукой, т.е. в случае изучения закономерностей живых организмов — с «биологической реальностью», изменяемой по мере развития наук о жизни.
Биологическая реальность сочетает в себе не просто объективное существование живого мира, а также и активность познающего субъекта на этом пути в сложной социальной структуре познавательной деятельности, критерии которой можно определить как с помощью непосредственных характеристик объекта, так и рядом социокультурных влияний, норм и идеалов.
Заключение
Значение биологии как науки значительно велико, ввиду того, что познание исторического развития органического мира от молекулярного уровня до биогеоценотического, играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения и понимания коренных философско-методологических проблем (форма и содержание, целостность и целесообразность, прогресс и т.д.). К тому же, биология помогает в решении жизненно важных практических задач. Таким образом, к примеру, быстрые темпы увеличения населения планеты, постоянное сокращение территорий, предназначенных для сельского хозяйства, привели к глобальной проблеме современности - производству пищи. Эту задачу можно решить с помощью таких наук, как растениеводство и животноводство, которые базируются на достижениях генетики и селекции. Зная законы наследственности и изменчивости, можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что в последствии позволит более интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.
Для решения таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и повышение продуктивности растительного мира, необходимо использование биологических исследований. Они осуществляют выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (загрязнение среды многочисленными вредными веществами), определяют режимы рационального использования резервов биосферы. А также, ещё одной задачей биологии является обеспечение сохранности биосферы и способности природы к самовоспроизведению.
Вторую половину 20 столетия называют веком биологии, и это справедливо. Такая оценка роли биологии в жизни человечества оказывается еще более оправданной для наступившего 21 века. На настоящий момент биологической наукой получены важные результаты в области изучения наследственности, фотосинтеза, фиксации растениями атмосферного азота, синтеза гормонов и других регуляторов жизненных процессов. Уже в недалёком будущем возможно будут решены задачи обеспечения людей продуктами питания, необходимыми медицине и сельскому хозяйству биологически активными веществами и энергией в достаточном для человечества количестве, несмотря на рост населения и сокращение природных запасов топлива. Разработки в области генной инженерии, биологии клетки, синтеза ростовых веществ открывают перспективы изменения дефектных генов у лиц с наследственными болезнями, стимуляции восстановительных процессов, контроля за клеточным размножением и, как следствие, воздействия на злокачественный рост.
На современном этапе развития биология нуждается в философском переосмыслении традиционных форм организации знания, создании нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие современной биологии начинает давать все больше плодотворных идей, и для изучения собственно биологической сферы, а также и других, имеющих широкие выходы за пределы конкретно биологии — в науку и культуру.
Список использованной литературы.
- Амлинский И.Е. Линней Карл. Философия ботаники. - М. Наука, 1989. - 456 с.
- Борзенков В.Г. Принцип детерминизма и современная биология. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 181с.
- Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 3—4.
- Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: ЦОП ИФРАН ,1995. - 488 с.
- Кохановский В. П.Философия для аспирантов: Учебное пособие. - Ростов на Дону: "Феникс", 2003. - 448 с.
- Мелюхин С.Т. Философские основания естествознания. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1977. – 343с.
- Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006. – 639с.
- Павлинов И. Я. Основные подходы в биологической систематике // Биология. — М.: 2005. № 17.- С.12-16.
- Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2000.-287стр.
- Рьюз М. Философия биологии. – М.: Прогресс, 1977.-315с.
- Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания, курс лекций. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005. – 480с.
- Томпсон М. Философия науки. - «ФАИР-ПРЕСС», 2003. – 304с.
- Биология: В 2-х т / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 1997.-352 c.