Закономерности наследования признаков.
Взаимодействие между генами. Наследование свойств крови
Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· сущность законов наследования признаков у человека;
· типы наследования менделирующих признаков у человека;
· взаимодействие аллельных и неаллельных генов;
· пенетрантность и экспрессивность генов у человека;
· хромосомная теория Т.Моргана;
· карты хромосом человека;
· механизм наследования групп крови системы АВО и резус- фактора.
· причины и механизм возникновения резус- конфликта матери и плода;
· профилактика резус-конфликта;
уметь:
· пользоваться терминами;
· моделировать наследование признаков в решении задач
Задание№1
Инструктаж:Установить соответствие между цифрой и одной буквой
1. Гомозига А - Аллельных генов более двух
2. Гетерозигота Б - Место расположения гена в хромосоме
3. Аллельные гены В - Проявление нового признака в гетерозиготе
4. Сверхдоминирование Г - Наработка антител против Rh+ плода
5. Генотип Д - Вв
6. Серийный аллелизм Е - Несовместимость крови матери и плода
7 Эритробластоз Ж - Чередование азотистых оснований
молекулы и-РНК
8 Резус-конфликт З- АА
9 Локус И- Разрушение эритроцитов в плода в результате резус-конфликта
К- Гены , локализованные в одинаковых локусах гомологичных хромосом
Л- Совокупность генов
1-
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9-
Задание №2 Инструктаж:заполнить таблицу
Взаимодействие аллельных генов | Примеры |
Полное доминирование | 1........................................................................................... 2........................................................................................... |
Промежуточное доминирование | 1........................................................................................... 2........................................................................................... |
Кодоминирование | 1........................................................................................... 2........................................................................................... |
Сверхдоминирование | 1........................................................................................... |
Множественный аллелизм | 1........................................................................................... |
Задание № 3
Инструктаж:решить задачу.
У матери и отца резус-фактор положительный. Может в этой семье родиться
ребенок с резус-отрицательными свойствами крови?
Р: | |||||||||||||||||||||
G: | |||||||||||||||||||||
F1: | |||||||||||||||||||||
Фенотип: | |||||||||||||||||||||
% |
Наследование в соответствии с законом Менделя №...........................................
Ответ:........................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Задание № 4
Инструктаж:решить задачу.
У матери I(0) группа крови, у отца III (В) группа. Может ли в этой се- мье родиться ребенок с IV(АВ) группой?
Р: | |||||||||||||||||||||
G: | |||||||||||||||||||||
F1: | |||||||||||||||||||||
Фенотип: | |||||||||||||||||||||
% |
Ответ:.........................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Задание № 5
Инструктаж:решить задачу.
Мать - дигомозигота по II(А) группе крови и Rh+. Отец - дигетерозиго- та по III(АВ) группе крови и Rh-фактору. Дети с какими свойствами крови могут родиться в этой семье?
Ответ:........................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Задание № 6
Инструктаж:составить план беседы о профилактике резус- конфликта
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Задание № 7
Инструктаж:составить и решить задачу, иллюстрирующую анализирующее скрещивание.
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Р: | |||||||||||||||||||||
G: | |||||||||||||||||||||
F1: | |||||||||||||||||||||
Фенотип: | |||||||||||||||||||||
% |
Ответ:........................................................................................................................
....................................................................................................................................
Темы для составление электронных презентаций и подготовки реферативных сообщений :
· Группа крови системы MNSs
· Группа крови системы Р
· Группы крови системы Kell
· Родоначальник генетики Г. Мендель
· Вторичное открытие законов Менделя
· Вклад К. Ландштейнера в учение о свойствах крови
Составить план лекции: "Закономерности наследования признаков"
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Составить план лекции: "Хромосомная теория наследственности.
Хромосомные карты человека. Наследственные свойства крови"
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
Тема 4
Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии. Построение и анализ родословных схем
Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· особенности изучения наследственности человека;
· сущность генеалогического метода и области его применения;
· методы сбора данных;
· правила составления родословных;
· основные типы наследования признаков: аутосомно-доминантный;
аутосомно-рецессивный; сцепленный с полом;
· обозначения, используемые для составления родословных;
· близнецовый метод;
· роль наследственности и среды в формировании признаков;
· биохимический метод;
· качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена ве- ществ.
уметь:
· составить короткую родословную;
· проанализировать родословную схему, используя алгоритм
Задание№1
Инструктаж:дополнить
1.Степень наследственной обусловленности признака изучает
................................................................................................. метод.
2. Нарушения обмена веществ изучает..............................................метод. 3.Тип наследования признака определяют
...........................................................................................................методом.
4. Основной метод медико-генетического консультирования -
..........................................................................................................................
Задание№2 Инструктаж:заполнить кроссворд
Принципы построения родословных
1. Брак, обозначенный двумя линиями
2. Член семьи, обратившийся в МГК
3. Символ здорового мужчины
4. Символ здоровой женщины
5. Дети одной супружеской пары
6. Текст родословной