Количественное определение аммиака по методу Мальфатти
Принцип метода состоит в том, что при действии формалина аммонийные соли мочи образуют уротропин и выделяется эквивалентное количество кислоты. Количественное содержание кислоты определяется титрованием.
Ход определения. В колбочку отмеривают пипеткой 10 мл мочи, добавляют отмеренные цилиндром 30 мл дистиллированной воды, 2 капли 1% раствора фенолфталеина и титруют при перемешивании 0,1н раствором щелочи до появления бледно-розового окрашивания. Затем к раствору добавляют 3-5 мл формалина, предварительно нейтрализованного раствором щелочи в присутствии фенолфталеина. Смесь обесцвечивается вследствие разложения аммонийных солей и появления кислот. Последние оттитровывают 0,1н раствором щелочи до появления бледно-розового окрашивания. Расчет производят по формуле : X = a × 0,0017 × 150, где Х – количество (грамм) аммонийных солей в суточном количестве мочи; а – количество (мл) 0,1н раствора щелочи, пошедшее на последнее титрование. Норма: 0,6-0,8 г.
Тема 4.3. Обмен глицина, серина, цистеина, метионина,
Триптофана, аргинина, гистидина.
Вопросы для самоподготовки.
1.Напишите формулы глицина и аланина.
2.Из каких аминокислот в организме человека образуется глицин?
3.Напишите процесс образования глицина.
4.Напишите биологически активные вещества, для биосинтеза которых необходим глицин.
5.Напишите процесс образования креатина.
6.Напишите процесс превращения креатина в креатинфосфат.
7.Назовите органы, в которых протекает синтез креатина и креатинфосфата.
8.Каково биологическое значение креатина и креатинфосфата?
9.Напишите процесс образования δ-аминолевулиновой кислоты.
10.Назовите фермент, катализирующий синтез δ-аминолевулината. Назовите кофермент этого фермента.
11.Назовите продукт, являющийся ингибитором этого фермента.
12.Назовите вещество, являющееся предшественником серина в организме.
13.Напишите процесс образования серина из глюкозы.
14.Назовите и напишите формулы одноуглеродных фрагментов, образующихся из серина.
15.Назовите биологически активные вещества, для синтеза которых необходим метильный радикал.
16.Назовите биологически активные вещества, для синтеза которых необходим формильный радикал.
17.Напишите формулы цистеина и метионина.
18.Напишите процесс превращения метионина в цистеин.
19.Назовите ферменты, катализирующие этот процесс.
20.Укажите коферменты ферментов, катализирующих превращение метионина в цистеин.
21.Нарисуйте схему обмена метионина. Укажите на схеме места возможных генетически обусловленных блоков.
22.Назовите генетический дефект, приводящий к развитию гомоцистинурии.
23.Назовите биохимические признаки гомоцистинурии.
24.Назовите клинические проявления гомоцистинурии.
25.Назовите генетический дефект, приводящий к развитию цистатионинурии.
26.Назовите биохимические признаки цистатионинурии.
27.Назовите клинические проявления цистатионинурии.
28.Назовите биологически активные вещества, для синтеза которых используется метионин.
29.Назовите биологически активные вещества, для синтеза которых необходим цистеин.
30.Укажите значение цистеина для формирования структуры белковой молекулы.
31.Напишите процесс образования таурина. Для чего он используется в организме?
32.Напишите формулы триптофана и гистидина.
33.Назовите биологически активные вещества, которые синтезируются из триптофана.
34.Напишите синтез серотонина из триптофана.
35.Напишите синтез мелатонина из триптофана.
36.Напишите формулу аргинина.
37.Напишите процесс образования гистамина. Укажите его биологическую роль.
38.Назовите дипептиды, синтезируемые из гистидина. Укажите их роль.
39.Назовите биологически активные вещества, для синтеза которых необходим аргинин.
40.Нарисуйте схему цикла мочевины.
41.Укажите места возможных генетических блоков, приводящих к развитию аргининосукцинатурии и гипераргининемии.
42.Укажите основные клинические проявления аргининосукцинатурии и гипераргининемии.
Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля.
1.В синтезе серина из 3-фосфоглицерата участвуют:
1) фосфорилаза;
2) дегидрогеназа;
3) аминотрансфераза;
4) метилтрансфераза;
5) фосфатаза.
2.Глицин является предшественником:
1) порфиринов;
2) пуриновых оснований;
3) холестерина;
4) глутатиона;
5) креатина.
3.Перечислите соединения, синтез которых будет нарушен при гиповитаминозе фолиевой кислоты:
1 ______________________;
2 ______________________;
3 ______________________.
4.Антибактериальная активность сульфаниламидных препаратов основана на том, что они являются:
1) конкурентными ингибиторами ферментов синтеза фолата;
2) аллостерическими ингибиторами;
3) псевдосубстратами;
4) корепрессорами синтеза ферментов образования фолата;
5) индукторами синтеза белков.
5.Как повлияет на антибактериальное действие сульфаниламидов добавление п-аминобензойной кислоты?
6.Роль метионина в обмене веществ:
1) источник метильной группы в реакциях синтеза биологически активных веществ;
2) инициатор процесса трансляции;
3) донор СН3-группы при обезвреживании соединений;
4) источник серы для синтеза цистеина;
5) предшественник гомоцистина.
7.Для регенерации метионина необходимы витамины:
1) В1;
2) В2;
3) В12;
4) пантотеновая кислота;
5) фолиевая кислота.
8.Почему именно S-аденозилметионин, а не метионин, является донором метильной группы для синтеза и обезвреживания соединений?
9.Животным ввели метионин с меченной (14С) метильной группой. Через некоторое время метка была обнаружена в креатине. Напишите реакции, в результате которых это произошло.