Классификация микробов по способности к основным этапам
Симбиоза с организмом человека
Группа микробов по фактором симбиоза | Факторы инфективности | Факторы инвазивности | Факторы токсичности |
1. Гетеробионты | Генотип (-) Фенотип (-) | Генотип (-) Фенотип(-) | Генотип(+или-) Фенотип (+или-) |
2. Резиденты | |||
3. Патогены |
10. При совокупности определенных условийрезиденты могут быть причиной поражения организма:
1. При-------------------------------------------------------------------------------------------
2. При-------------------------------------------------------------------------------------------
3. При ------------------------------------------------------------------------------------------
11. Заболевания, непосредственной причиной которых являются резидентные микробы, получили название-------------------------------------
Патогенность -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Патогены -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вирулентность ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12.Гетеробионты – это -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заполнить таблицу
Состав резидентной микрофлоры человека в различных экологических нишах организма человека
Группа микробов | Полость рта | Носоглотка | Толстая кишка | Кожа, раны | Конъюнктива глаз |
Астрептококки Астрептококки | тр | ||||
Стафилококк эпидерм. Стафилококк золотистый | |||||
Коринебактерии Лактобактерии Актиномицеты | |||||
Бактероиды Фузобактерии Вейлонеллы Спирохеты | |||||
Менингококки Микоплазмы Протей | |||||
Клостридии | |||||
Дрожеподобные грибы |
Обозначения:
1- обычно присутствуют, являются важной фракцией региональной микрофлоры;
2-обычно присутствуют, являются малой фракцией региональной микрофлоры;
3- часто обнаруживаются, могут быть значительной фракцией;
Тр- обнаруживаются в малых количествах или как транзиторная микрофлора;
0- обычно не обнаруживаются.
САМОКОНТРОЛЬ
Укажите правильные ответы:
1. Перечислите 3 метода культивирования анаэробов:
7. физический
8. химический
9. биологический
10. метод Коха
11. метод Дригальского
12. метод Щукевича
2.Перечислите 5 основных требований предъявляемых к питательным средам Питательная среда должна быть:
1. полноценной
2. изотоничной
3. иметь оптимальный рН
4. стерильной
5. прозрачной
6. простой
7. элективной
8. селективной
9. иметь высокий окислительно-восстановительный потенциал
10. усвояемой
3.Приведите 3 примера сложных питательных сред с повышенной питательной ценностью:
7. сахарный бульон или агар
8. сывороточный бульон или агар
9. кровяной агар
10. молочно-солевой бульон
11. питательный бульон
12. 1% пептонная вода
4.Приведите 3 примера элективных сред:
7. щелочная пептонная вода - для холерного вибриона
8. бульон с желчью - для сальмонелл
9. свернутая сыворотка - для дифтерийной палочки
10. среда Эндо - для кишечной палочки
11. среда Гисса - для стафилококков
12. cреда Китта-Тарроци - для грибов
5.Назовите 4 видимых проявлений роста бактериальной культуры на жидкой питательной среде:
1. равномерное помутнение среды
2. придонный рост (образование осадка)
3. поверхностный рост в виде пленки
4. пристеночный рост
5. образование колоний
6. воронкообразное разжижение
7. nолзучая диффузия
8. в виде налета
6.Укажите 4 локализации ферментов в бактериальной клетке:
1. ЦПМ (включая мезосомы)
2. клеточная стенка
3. нуклеоид
4. цитоплазма
5. ядро
6. эписомы
7. плазмиды
8. митохондрии
7.Назовите 3 конечных продукта расщепления белков бактериальной клеткой:
1. индол
2. сероводород
3. аммиак
4. молочная кислота
5. углекислота
6. перекись водорода
8.Укажите на какие 4 группы подразделяются пигменты по отношению к разным растворителям:
1. pастворимые в воде
2. paстворимые в спирте
3. растроримые в эфире
4. не растворимые ни в воде ни в спирте
5. растворимые в кислоте
6. растворимые в секретах организма
7. растворимые в щелоче
8. нерастворимые ни в кислоте ни в щелочи
9.Назовите 3 значения пигментов в жизнедеятельности бактерий:
1. обеспечивают защиту от ультрафиолетовой радиации
2. участвуют в реакциях синтеза
3. выполняют роль акцептора водорода в процессе дыхания
4. обеспечивают защиту от действия антибиотиков
5. обеспечивает защиту от высыхания
6. выполняет роль в процессе культивирования
10.Приведите 3 примера бактерий, которые образуют пигменты в процессе метаболизма:
1. Стафилококки
2. Грибы
3. Сарцины
4. сальмоннелы
5. вибрионы
6. спирохетты
11.Назовите 5 представителей нормальной микрофлоры кишечника человека:
1. бифидобактерии
2. кишечная палочка
3. энтерококки
4. бактероиды
5. лактобактерии
6. микоплазмы
7. хламидии
8. сальмонеллы
9. вибрионы
10. спирохеты
12.Приведите 4 вида бактерий, находящихся на коже человека:
1. дифтероиды
2. стафилококки
3. сарцины
4. спороносные палочки
5. вирусы
6. клостридий
7. микоплазмы
8. клебсиеллы
13.Приведите 5 видов микроорганизмов, которые обнаруживаются в зубном налете:
1. лептотрихи
2. грибы
3. различные кокки
4. вибрионы
5. спирохеты
6. дифтероиды
7. бактеоиды
8. микобактерий
9. фузобактерий
10. клебсиеллы
14. Седиментационный метод используют для изучения:
1.санитарно – микробиологического состояния воды
2.санитарно – микробиологического состояния воздуха закрытых помещений
3.санитарно – микробиологического состояния почвы
4.микробной загрязненности пищевых продуктов
5.микробной загрязненности лекарственного сырья
15. Метод мембранных фильтров используют для изучения
1.для санитарно – микробиологического исследования воды
2.санитарно – микробиологического состояния воздуха закрытых помещений
3.санитарно – микробиологического состояния почвы
4.микробной загрязненности пищевых продуктов
5.для определения чувствительности к антибиотикам
Занятие №14
Тема: Инфекция и инфекционный процесс
Мотивационная характеристика темы:Усвоение вопросов данной темы обеспечивает знания, необходимые для понимания патогенеза инфекционных заболеваний, изучение которых осуществляется в специальном курсе микробиологии, а также на кафедрах патологической анатомии, эпидемиологии, инфекционных болезней и других клинических дисциплин.
Исходный уровень знаний: Физиология микроорганизмов.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
1. Определение условий возникновения инфекции и путей передачи возбудителя. Формы инфекции и их характеристика.
1. Периоды инфекционной болезни: патогенность, вирулентность, токсичность.
2. Факторы патогенности бактерий и их характеристика. Характеристика бактериальных токсинов.
3. Генетический контроль вирулентности.
4. Привести примеры бактерий, образующих экзо- и эндотоксины.
5. Каким образом можно получить экзотоксин бактерий?
II. Целевые задачи:
Студент должен знать:
1. Роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия возникновения инфекционного процесса.
2. Значение свойств микробов и состояние макроорганизма в развитии инфекционного процесса.
Студент должен уметь:
2. Производить посев на кровяной агар с целью определения токсинообразования.
3. Приготовить мазок и окрасить его по Бурри-Гинсу.
Литература:
Основная литература:
1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред.
А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. - Санкт-Петербург, 1989.
9. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004.
10. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.
11. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, A.M. Рыбаковой. - М., Медицина, 2003.
12. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009.
13. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. - М., 1984.
14. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002.
Дополнительная литература:
4. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога. / Под ред. Ю.А. Овчинникова. - М.: Ан СССР, 1989.
5. Основы медицинской биотехнологии. /Под ред. А.А. Воробьева. - М., 1990.
6. Внутрибольничные инфекции. / Под ред. В.П. Венцела. - М., 1990.
7. Основы биотехнологии. - СПБ.: Изд-во фирма «Наука». - 1995.
8. Медицинская микробиология (учебное пособие) / Под ред. А.М. Королюка и В.Б. Сбойчакова. - СПб., 1999.
9. Микробиология для врачей / Под ред.А.Н. Маянского.-Н.Новгород., 1999.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
Задание №1
Дайте понятие об инфекции и инфекционном процессе.
Задание №2
Для развития специфического инфекционного процесса необходимо:
1.
2.
3.
Задание №3
Классификация видов инфекции (таблица)
Задание №4
Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика инфекционных процессов
Параметры | Инфекционная болезнь | Оппортунистическая болезнь | Токсикоз |
Возбудитель | |||
Роль микроба | |||
Заражение | |||
Инкубационный период | |||
Опасность заражения окружающих | |||
Клиническая картина |
Задание №5
Дайте характеристику патогенности, вирулентности и токсигенности.
Дайте определение:
Летальная доза -
Dcl - доза –
Dlm -
lD 100 –
lD 50 –
Задание №6
Дайте характеристику ферментам агрессии и инвазии:
1. Гиалуронидаза –
2. Нейроминидаза –
3. Фибринолизин -
4. Коллагеназа –
5. Лецитиназа –
6. Коагулаза -
7. ДНК-аза –
8. Протеаза –
Задание №7
Заполните таблицу.
Белковые бактериальные токсины и их биологические свойства
Свойства | Экзотоксины | Эндотоксины |
Химическая природа | ||
Происхождение | ||
Отношение к температуре | ||
Степень токсичности | ||
Специфичность действия | ||
Отношение к химическим веществам |
Задание №8
Назовите периоды инфекционной болезни. В виде таблицы дайте краткую характеристику.
Задание №9
Основные методы лабораторной диагностики инфекционных болезней.
Задание №10
Какие формы проявления инфекционной болезни.
Задание №11
Заполните таблицу.
Механизм, пути и факторы передачи инфекции для разных групп инфекционных болезней
Локализация возбудителей в организме | Механизм передачи | Пути передачи | Факторы передачи |
ЖКТ | |||
Респираторный тракт | |||
Кровь | |||
Наружные покровы |
Задание №12
Перечислите методы лечения инфекционного процесса.
Самоконтроль
Укажите правильные ответы:
1.Назовите 4 периода заболеваний:
А) инкубационный
Б) продромальный
В) разгар болезни
Г) исход
Д) бактерионосительство
Е) скрытый период
Ж) период болезни
З) период выздоровления
2. Какие 4 пути распространения патогенных микробов в организме известны:
А) тканевoй
Б) гемотогенный
В) лимфогенный
Г) нейрогенный
Д) воздушно-капельный
Е) трансмиссивный
Ж) парентеральный
З) вертикальный
3. Назовите 2 состояния, когда возбудитель находиться в крови:
А) бактериемия
Б) вирусемия
В) септикопиемия
Г) токсинемия
4.На какие 3 формы по проявлению подразделяются инфекции:
А)острые и хронические
Б)явные и скрытые
Г)смешанные и вторичные
Д)моноинфекция
Е)суперинфекция
Ж)реинфекция
5.Назовите 5 форм инфекции:
А)моноинфекции
Б)смешанная
В)суперинфекция
Г)pеинфекция
Д)рецидив
Е)острые и хронические
Ж)явные и скрытые
З)смешанные
И)вторичные
К)летальность
6. Укажите 3 степени распространения инфекционных болезней:
А)спорадические
Б)эпидемии
В)nандемии
Г)антропонозные
Д)зоонозные
Е)антропозоонозные
7. Назовите 3 вида инфекции в зависимости от источника:
А)антропонозные
Б)антропозоонозные
В)зоонозные
Г)экзогенные
Д)зндогенные
Е)латентные
8. Назовите 5 методов диагностики бактериальных инфекционных заболеваний:
А)бактериоскопический
Б)бактериологический
В)серологический
Г)биологический
Д)аллергический
Е)морфологический
Ж)вирусоскопический
И)иммунологический
К)токсикологический
Л)аглютинационный
9. Назовите 2 вида аллергических реакций:
А)гиперчувствительность немедленного типа
Б)гиперчувствительность замедленного типа
В)гипочувствительность немедленного типа
Г)гипочувствительность замедленного типа
10. Факторы патогенности, обусловливающие инвазивность
А) капсула
Б) ферменты
В) жгутики
Г) токсины
11. Материальные носители, обусловливающие способные вызывать инфекционный процесс называют:
А) факторы фертильности
Б) факторы резистентности
В) факторы патогенности
С) факторы восприимчивости
12. Генетический контроль вирулентности осуществляется следующими структурами
А) хромосомы
Б) транспозоны
В) плазмиды
Г) рибосомы
13. К факторам патогенности, обуславливающим адгезию и колонизацию, относятся
А)рецепторы
Б) ворсинки
В) токсины
С) ig А-протеазы
14. Возбудители инфекционных заболеваний человека, животных называются
А) патогенные
Б) сапрофитные
В) условно- патогенные
15. К факторам патогенности относят:
А) капсулу;
Б) ворсинки адгезии;
В) экзотоксины;
Г) эндотоксины;
Д) инвазивные ферменты;
Е) все ответы правильные.
Занятие №15
Тема: Неспецифические факторы защиты
Организма человека
Мотивационная характеристика темы: Ознакомление с факторами естественной резистентности организма и освоение методов ее изучения.
Необходимый исходный уровень знаний: Генетическая чужеродность микроорганизмов для организма человека.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1.Генетическая чужеродность микроорганизмов для организма человека.
2.Воспаление, признаки воспаления.
3.Фагоцитоз, стадии фагоцитоза.
4.Завершенный и незавершенный фагоцитоз.
5.Функции лимфоидной ткани.
II. Целевые задачи:
Студент должен знать:
1. Защитное действие неповрежденной кожи и слизистых оболочек.
2. Воспаление.
3. Фагоцитоз, стадии фагоцитоза.
4. Барьерная функция лимфоидной ткани.
5.Клеточные факторы неспецифической защиты крови и биологических жидкостей.
6. Бактерицидные вещества сыворотки крови и биологических жидкостей: лизоцим, комплемент, пропердин, лейкины, бетта-лизины, интерфероны.
7. Методы оценки неспецифической резистентности организма.
Студент должен уметь:
1. Определить бактерицидное действие лизоцима слюны.
2. Определить комплементарную активность сыворотки крови.
3. Определить фагоцитарную активность иммунокомпетентных клеток крови.
4. Определить бактерицидную функцию кожи.
Литература:
Основная литература:
1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред.
2. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. - Санкт-Петербург, 1989.
3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004.
4. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.
5. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, A.M. Рыбаковой. - М., Медицина, 2003.
6. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009.
7. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. - М., 1984.
8. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002.
Дополнительная литература:
1. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога. / Под ред. Ю.А. Овчинникова. - М.: Ан СССР, 1989.
2. Основы медицинской биотехнологии. /Под ред. А.А. Воробьева. - М., 1990.
3. Внутрибольничные инфекции. / Под ред. В.П. Венцела. - М., 1990.
4. Основы биотехнологии. - СПБ.: Изд-во фирма «Наука». - 1995.
5. Экологическая иммунология. /Под ред. P.M. Хаитова, Б.В. Пинегина, Х.И. Истамова.- М.:Изд-во ВНИИРО, 1995.
6. Иммунология для врача. / Под ред. С.А. Кетлинского, Н.М. Калининой. -СПБ., 1998.
7. Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. - М., 1999.
8. Медицинская микробиология (учебное пособие) / Под ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова. - СПб., 1999.
9. Микробиология для врачей / Под ред.А.Н. Маянского.-Н.Новгород., 1999.
III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Перечислить врожденные факторы неспецифической противоинфекцонной защиты организма.
2. Защитное действие неповрежденной кожи и слизистых оболочек.
3. Заполнить таблицу.