Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии. Генетика пола у человека.
Тельца Барра и их диагностическое значение
Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· цитогенетический метод;
· основные показания для цитогенетического исследования;
· кариотипирование;
· методы экспресс-диагностики определения Х и Y хроматина;
· метод дерматоглифики;
· методы генетики соматических клеток;
· популяционно-статистический метод;
· иммуногенетический метод;
· методы пренатальной диагностики;
уметь:
· пользоваться терминами по теме;
· соотносить количество телец Барра, пол и диагноз.
Инструктаж: дополнить
1. Кариотип изучают ...................................................................................................
методом.
2.Степень наследственной обусловленности признака изучает
....................................................................................................................метод. 3.Пол организма определяют ................................................................ методом.
4.Для установления пола проводится анализ на наличие.................................. 5.Количество носителей рецессивного гена в конкретном населенном пункте определяют ................................................................................... методом.
6.Папиллярные узоры – объект изучения .............................................метода.
Задание №2
Инструктаж:заполнить схему
Половой хроматин | |||
Тельце Барра | |||
|
|
|
|
Задание №3
Инструктаж:
1. Определить кариотип ........................................................................................
2. Определить пол..................................................................................................
3.Определить количество телец Барра.................................................................
4. Нарисовать в клетке характерное для данного кариотипа количество телец Барра. На рисунке сделать обозначения
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Тельце Барра
Задание № 4
Инструктаж:
1. Определить кариотип ..........................................................................................
2. Определить пол....................................................................................................
3.Определить количество телец Барра...................................................................
4. Установить синдром............................................................................................
5. Нарисовать в клетке характерное для данного кариотипа количество телец Барра. На рисунке сделать обозначения
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Тельце Барра
Задание № 5
Кроссворд
1. Эпителий, который используют для определения полового хроматина.
2. Пассивный хроматин.
3. Синдром, при котором у женщин обнаруживают два тельца Барра.
4. Половые клетки.
5. Систематизированный кариотип.
6. Фаза гаметогенеза, в который происходит мейоз.
7. Деление гамет
8. Диплоидный набор хромосом ядра соматической клетки.
9. Спирализованный хроматин.
10. Краситель, используемый для определения полового хроматина.
11. Тельце полового хроматина.
12. Деление соматических клеток.
13. Синдром, при котором у мужчин обнаруживают тельце Барра.
14. Особое состояние хромосом в интерфазе.
Кроссворд
Инструктаж:заполнить
36
Темы для составление электронных презентаций и подготовки реферативных сообщений :
· Показания для проведения цитогенетических исследований
· Молекулярно-генетические методы исследования
· Использование дерматоглифики в различных областях знаний
Составить план лекции:
" Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии"
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
Тема 6