КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ. 1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми

Вариант № 1

1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми, по­лу­чен­ны­ми из об­ла­сти

1) ме­ди­ци­ны

2) эво­лю­ци­он­но­го уче­ния

3) аг­ро­тех­ни­ки

4) мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии

По­яс­не­ние.

Аг­ро­тех­ни­ка — тех­но­ло­гия зем­ле­де­лия, си­сте­ма приёмов воз­де­лы­ва­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1332.

2. За­да­ниеК до­кле­точ­ным фор­мам жизни от­но­сят

1) хо­лер­ный виб­ри­он

2) ту­бер­кулёзную па­лоч­ку

3) вирус гер­пе­са

4) ди­зен­те­рий­ную амёбу

По­яс­не­ние.

Вирус — не­кле­точ­ная форма жизни.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1331.

3. За­да­ниеПо спо­со­бу пи­та­ния ци­анобак­те­рии (си­не­зелёные) от­но­сят к

1) ге­те­ро­троф­ным бак­те­ри­ям

2) ав­то­троф­ным бак­те­ри­ям

3) бак­те­ри­ям-са­про­тро­фам

4) бак­те­ри­ям-па­ра­зи­там

По­яс­не­ние.

Ци­анобак­те­рии — ав­то­тро­фы (фо­то­син­те­зи­ру­ют).

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1324.

4. За­да­ниеК ка­ко­му от­де­лу рас­те­ний от­но­сит­ся мар­шан­ция?

1) Бурые во­до­рос­ли

2) Зелёные во­до­рос­ли

3) Мхи

4) Па­по­рот­ни­ко­об­раз­ные

По­яс­не­ние.

Печёноч­ные мхи, или Печёноч­ни­ки, или Мар­шан­ци­е­вые мхи.

Ответ: 3

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 27.01.2014 ва­ри­ант БИ90301.

5. За­да­ниеК ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся зна­чи­тель­ная часть овощ­ных

рас­те­ний?

1) Злаки

2) Паслёновые

3) Ро­зо­цвет­ные

4) Слож­но­цвет­ные

По­яс­не­ние.

Среди пас­ле­но­вых много овощ­ных рас­те­ний (перец - па­при­ка, томат, ба­кла­жан)

Ответ: 2

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 20.02.2015 Ва­ри­ант БИ90502.

6. За­да­ниеЛи­чин­ка ас­ка­ри­ды раз­ви­ва­ет­ся в

1) воде

2) малом пру­до­ви­ке

3) ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка

4) почве, бо­га­той пе­ре­гно­ем

По­яс­не­ние.

И про­ме­жу­точ­ным, и ос­нов­ным хо­зя­и­ном у ас­ка­ри­ды яв­ля­ет­ся че­ло­век.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1325.

7. За­да­ниеЧисло по­звон­ков в шей­ных от­де­лах по­зво­ноч­ни­ка жи­ра­фа и мыши

1) оди­на­ко­во

2) у жи­ра­фа боль­ше

3) у жи­ра­фа из­ме­ня­ет­ся вме­сте с ро­стом жи­вот­но­го

4) у обоих из­ме­ня­ет­ся вме­сте с ро­стом

По­яс­не­ние.

Число по­звон­ков в шей­ных от­де­лах по­зво­ноч­ни­ка жи­ра­фа и мыши равно 7, тк. они яв­ля­ют­ся Мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

Ответ: 1

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по био­ло­гии 09.04.2014 ва­ри­ант БИ90702.

8. За­да­ниеКакой при­знак у че­ло­ве­ка в про­цес­се эво­лю­ции воз­ник рань­ше дру­гих?

1) речь

2) пря­мо­хож­де­ние

3) ре­гу­ляр­ная тру­до­вая де­я­тель­ность

4) со­зна­ние

По­яс­не­ние.

Пер­вой воз­ник­ла тру­до­вая де­я­тель­ность — Че­ло­век уме­лый (и ав­стра­ло­пи­те­ки), затем пря­мо­хож­де­ние — Че­ло­век пря­мо­хо­дя­щий, затем речь и со­зна­ние.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1317.

9. За­да­ниеВ какой доле коры го­лов­но­го мозга рас­по­ло­же­ны цен­тры, в ко­то­рых про­ис­хо­дит ана­лиз зри­тель­ной ин­фор­ма­ции?

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ. 1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми - student2.ru 1) те­мен­ной

2) ви­соч­ной

3) за­ты­лоч­ной

4) лоб­ной

По­яс­не­ние.

В за­ты­лоч­ной доле на­хо­дят­ся цен­тры зре­ния, в ви­соч­ной — цен­тры слуха и обо­ня­ния, в те­мен­ной — цен­тры кож­ных ощу­ще­ний (тепла, хо­ло­да, дав­ле­ния). Лоб­ные доли, иг­ра­ют важ­ней­шую роль в ор­га­ни­за­ции це­ле­на­прав­лен­ной де­я­тель­но­сти, под­чи­не­нии ее стой­ким на­ме­ре­ни­ям, по­бу­ди­тель­ным при­чи­нам (мо­ти­вам).

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1316.

10. За­да­ниеКакой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­ны мышцы, сги­ба­ю­щие и вра­ща­ю­щие ту­ло­ви­ще во­круг про­доль­ной оси?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

По­яс­не­ние.

Груп­па мышц сги­ба­ю­щие и вра­ща­ю­щие ту­ло­ви­ще во­круг про­доль­ной оси обо­зна­че­ны циф­рой 3.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1314.

11. За­да­ниеЧто может обес­пе­чить че­ло­ве­ку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным бо­лез­ням на дли­тель­ное время?

1) вак­ци­ны

2) эрит­ро­ци­ты

3) ан­ти­био­ти­ки

4) по­ли­ви­та­ми­ны

По­яс­не­ние.

Вак­ци­на — ме­ди­цин­ский или ве­те­ри­нар­ный пре­па­рат, пред­на­зна­чен­ный для со­зда­ния им­му­ни­те­та, устой­чи­во­го к ин­фек­ци­он­ным бо­лез­ням. Вак­ци­на из­го­тав­ли­ва­ет­ся из ослаб­лен­ных или уби­тых мик­ро­ор­га­низ­мов, про­дук­тов их жиз­не­де­я­тель­но­сти или из их ан­ти­ге­нов, по­лу­чен­ных генно-ин­же­нер­ным или хи­ми­че­ским путём.

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1303.

12. За­да­ниеЧто уре­жа­ет, тор­мо­зит ра­бо­ту серд­ца?

1) ад­ре­на­лин

2) ионы каль­ция

3) сим­па­ти­че­ская нерв­ная си­сте­ма

4) па­ра­сим­па­ти­че­ская нерв­ная си­сте­ма

По­яс­не­ние.

Серд­це, как и дру­гие внут­рен­ние ор­га­ны, ин­нер­ви­ру­ет­ся ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мой и по­лу­ча­ет двой­ную ин­нер­ва­цию. К серд­цу под­хо­дят сим­па­ти­че­ские нервы, ко­то­рые уси­ли­ва­ют и уско­ря­ют его со­кра­ще­ния. Вто­рая груп­па нер­вов — па­ра­сим­па­ти­че­ские — дей­ству­ет на серд­це про­ти­во­по­лож­ным об­ра­зом: за­мед­ля­ет и ослаб­ля­ет сер­деч­ные со­кра­ще­ния. Эти нервы ре­гу­ли­ру­ют ра­бо­ту серд­ца.

Кроме того, на ра­бо­ту серд­ца вли­я­ет гор­мон над­по­чеч­ни­ков — ад­ре­на­лин, ко­то­рый с кро­вью по­сту­па­ет в серд­це и уси­ли­ва­ет его со­кра­ще­ния. Ион каль­ция аб­со­лют­но не­об­хо­дим для нор­маль­но­го про­цес­са со­кра­ще­ния мио­кар­да (каль­ций уве­ли­чи­ва­ет со­кра­ти­тель­ную спо­соб­ность серд­ца). Ре­гу­ля­ция ра­бо­ты ор­га­нов с по­мо­щью ве­ществ, пе­ре­но­си­мых кро­вью, на­зы­ва­ет­ся гу­мо­раль­ной.

Нерв­ная и гу­мо­раль­ная ре­гу­ля­ции серд­ца в ор­га­низ­ме дей­ству­ют со­гла­со­ван­но и обес­пе­чи­ва­ют точ­ное при­спо­соб­ле­ние де­я­тель­но­сти сер­деч­но-со­су­ди­стой си­сте­мы к по­треб­но­стям ор­га­низ­ма и усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1328.

13. За­да­ние. Какой бук­вой обо­зна­че­на самая твёрдая часть зуба?

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ. 1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми - student2.ru

1) А

2) Б

3) В

4) Г

По­яс­не­ние.

В — эмаль зуба. Эмаль яв­ля­ет­ся самой твёрдой тка­нью в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, что объ­яс­ня­ет­ся вы­со­ким со­дер­жа­ни­ем не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ — до 97 %.

При­ме­ча­ние.

Г — ден­тин, Б — пуль­па, А — десна

Ответ: 3

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 29.01.2015 Ва­ри­ант БИ90402.

14. За­да­ниеЧто про­ис­хо­дит в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при на­хож­де­нии в те­че­ние не­сколь­ких часов на хо­ло­де?

1) уси­ле­ние по­то­от­де­ле­ния

2) уси­ле­ние энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на

3) на­кап­ли­ва­ние жиров

4) рас­ши­ре­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов

По­яс­не­ние.

Не­со­кра­ти­тель­ная теп­ло­про­дук­ция. Доля та­ко­го ме­ха­низ­ма в обес­пе­че­нии при­ро­ста теп­ло­про­дук­ции на хо­ло­де может со­став­лять 50−70%. Раз­ви­ва­ет­ся это яв­ле­ние в раз­лич­ных тка­нях, но спе­ци­фи­че­ским суб­стра­том яв­ля­ет­ся бурая жи­ро­вая ткань. Эта ткань ло­ка­ли­зо­ва­на у че­ло­ве­ка в об­ла­сти шеи, между ло­па­ток, в сре­до­сте­нии около аорты, круп­ных вен и сим­па­ти­че­ской це­поч­ки. Ко­ли­че­ство бурой жи­ро­вой ткани со­став­ля­ет 1−2% массы тела. Ско­рость окис­ле­ния жир­ных кис­лот в бурой жи­ро­вой ткани в 20 раз пре­вы­ша­ет эту ско­рость в белой жи­ро­вой ткани. При дей­ствии хо­ло­да в этой ткани рас­тут кро­во­ток и уро­вень об­ме­на ве­ществ, уве­ли­чи­ва­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра. Бурая жи­ро­вая ткань обо­гре­ва­ет близ­ле­жа­щие круп­ные кро­ве­нос­ные со­су­ды.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1327.

15. За­да­ниеЧто рас­по­ло­же­но в глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка не­по­сред­ствен­но перед сет­чат­кой?

1) пе­ред­няя ка­ме­ра

2) стек­ло­вид­ное тело

3) зад­няя ка­ме­ра

4) ро­го­ви­ца

По­яс­не­ние.

Пред­ло­жен­ный спи­сок по по­ряд­ку: ро­го­ви­ца, пе­ред­няя ка­ме­ра, ра­дуж­ная обо­лоч­ка со зрач­ком, хру­ста­лик, стек­ло­вид­ное тело, сет­чат­ка.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1324.

16. За­да­ниеПри­ме­ром ин­стинк­та яв­ля­ет­ся

1) объ­еда­ние ги­е­на­ми трупа жи­вот­но­го

2) дви­же­ние рыбок к корму при по­сту­ки­ва­нии по ак­ва­ри­уму

3) под­жи­ма­ние хво­ста у собак при ис­пу­ге

4) танец пчёл – спо­соб об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей

По­яс­не­ние.

Танец пчёл — это ин­стинкт — це­ле­со­об­раз­ное по­ве­де­ние без осо­зна­ния цели; без­от­чет­ное (бес­со­зна­тель­ное) вле­че­ние. Также слож­ное по­ве­де­ние, при ко­то­ром осу­ществ­ле­ние од­но­го ре­флек­са при­во­дит к осу­ществ­ле­нию дру­го­го (по­сле­до­ва­тель­ность ре­флек­тор­ных актов по­ве­де­ния).

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1331.

17. За­да­ниеКакой при­знак сви­де­тель­ству­ет о фи­зи­че­ской тре­ни­ро­ван­но­сти че­ло­ве­ка?

1) нор­маль­ное ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние

2) диа­метр би­цеп­са

3) уме­ние кон­цен­три­ро­вать­ся при вы­пол­не­нии ра­бо­ты

4) нор­маль­ная масса тела

По­яс­не­ние.

Даже внеш­ний вид и ха­рак­тер дви­же­ний поз­во­ля­ет от­ли­чить вы­нос­ли­во­го че­ло­ве­ка от сла­бо­го и не­стой­ко­го к фи­зи­че­ским на­груз­кам. Тре­ни­ро­ван­ный че­ло­век все­гда вы­гля­дит под­тя­ну­тым, оса­ни­стым, вла­де­ет от­лич­но раз­ви­той му­ску­ла­ту­рой, для него ха­рак­тер­ны точ­ность, быст­ро­та и уве­рен­ность дви­же­ний.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1318.

18. За­да­ниеКакой фак­тор яв­ля­ет­ся сиг­на­лом к отлёту перелётных птиц?

1) ко­рот­кий све­то­вой день

2) дли­тель­ные дожди

3) низ­кие тем­пе­ра­ту­ры

4) от­сут­ствие ли­стьев на де­ре­вьях

По­яс­не­ние.

Сиг­на­лом к перелёту по­ми­мо «внут­рен­не­го ка­лен­да­ря» слу­жит уко­ро­че­ние све­то­во­го дня; Сиг­нал к перелёту об­ра­ба­ты­ва­ет­ся пер­во­на­чаль­но в ги­по­та­ла­му­се, ко­то­рый сти­му­ли­ру­ет сек­ре­цию гор­мо­нов ги­по­фи­за; гор­мо­ны из­ме­ня­ют су­точ­ные ритмы ра­бо­ты пе­че­ни, вы­зы­ва­ют от­ло­же­ние жира, перелётное бес­по­кой­ство, со­про­вож­да­е­мое об­ра­зо­ва­ни­ем стай, вклю­ча­ют ме­ха­низ­мы био­на­ви­га­ции. Так воз­ни­ка­ет перелётное со­сто­я­ние.

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1316.

19. За­да­ниеКакое из при­ведённых жи­вот­ных не от­но­сит­ся к мле­ко­пи­та­ю­щим?

1) беляк

2) бе­лу­ха

3) белка

4) бе­лу­га

По­яс­не­ние.

Бе­лу­га — рыба се­мей­ства осет­ро­вых.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по био­ло­гии 04.12.2013 ва­ри­ант БИ90401.

20. За­да­ниеИзу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ских ре­ак­ций в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)). Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний наи­бо­лее точно ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ную за­ви­си­мость в ука­зан­ном диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур?

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ. 1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми - student2.ru

Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме с по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры

1) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го зна­че­ния, после чего резко растёт

2) мед­лен­но растёт на всем про­тя­же­нии

3) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего сни­жа­ет­ся

4) ко­леб­лет­ся в ин­тер­ва­ле 12–30 услов­ных еди­ниц

По­яс­не­ние.

Гра­фик мед­лен­но рас­тет, до­сти­га­ет пика и мед­лен­но спус­ка­ет­ся.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ГИА—2014 по биологии.

21. За­да­ниеМежду объ­ек­та­ми и про­цес­са­ми, ука­зан­ны­ми в столб­цах при­ведённой ниже таб­ли­цы, име­ет­ся опре­делённая связь:

Объ­ект Про­цесс
Гор­тань Зву­ко­об­ра­зо­ва­ние
... Умень­ше­ние тре­ния при ды­ха­нии

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?Умень­ше­ние тре­ния при ды­ха­нии

1) гор­тань

2) по­лость носа

3) брон­хи

4) плев­раль­ная по­лость

По­яс­не­ние.

Связь между столб­ца­ми: объ­ект — функ­ция (про­цесс).

Гор­тань (верх­ние ды­ха­тель­ные пути) — зву­ко­об­ра­зо­ва­ние; плев­раль­ная по­лость (за­пол­не­на жид­ко­стью)— умень­ше­ние тре­ния при ды­ха­нии.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1320.

22. За­да­ниеВерны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мы­шеч­ных тка­нях че­ло­ве­ка?

А. По­пе­реч­но­по­ло­са­тая ске­лет­ная мы­шеч­ная ткань со­сто­ит из од­но­ядер­ных ве­ре­те­но­вид­ных кле­ток.

Б. Глад­кая мы­шеч­ная ткань со­кра­ща­ет­ся мед­лен­но и не­про­из­воль­но.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

А — не­вер­но, т. к. по­пе­реч­но­по­ло­са­тая ске­лет­ная мы­шеч­ная ткань со­сто­ит из по­пе­реч­но-по­ло­са­тых во­ло­кон, в ко­то­рых можно от­ли­чать 1) на­руж­ную од­но­род­ную обо­лоч­ку (сар­ко­лем­му), 2) по­пе­реч­но-по­ло­са­тое во­лок­ни­стое ве­ще­ство и 3) мно­го­чис­лен­ные ядра.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1320.

23. За­да­ниеКакие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­тер­ны для кси­ле­мы? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) яв­ля­ет­ся ос­нов­ной тка­нью рас­те­ния

2) слу­жит для про­ве­де­ния воды от кор­ней к ли­стьям

3) клет­ки имеют силь­но вы­тя­ну­тую форму

4) в клет­ках есть хло­ро­пла­сты

5) стен­ки кле­ток утол­ще­ны

6) клет­ки живые

По­яс­не­ние.

Кси­ле­ма —про­во­дя­щая ткань рас­те­ний, ко­то­рая пе­ре­но­сит воду и рас­тво­ры ми­не­раль­ных солей от кор­ней ко всем ор­га­нам рас­те­ния и обес­пе­чи­ва­ет ему опору. Наи­бо­лее важ­ные клет­ки, длин­ные и тон­кие, на­зы­ва­ют­ся со­су­да­ми кси­ле­мы. Вы­би­ра­ем от­ве­ты: 2 3 5

Ответ: 235

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 18.12.2014 Ва­ри­ант БИ90101.

24. За­да­ниеКакие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к ан­тро­по­ген­ным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

2) за­гряз­не­ние пар­ни­ко­вы­ми га­за­ми

3) на­ли­чие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го му­со­ра

4) на­ли­чие до­ро­ги

5) освещённость

6) кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да

По­яс­не­ние.

Ан­тро­по­ген­ные фак­то­ры: за­гряз­не­ние пар­ни­ко­вы­ми га­за­ми, на­ли­чие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го му­со­ра, на­ли­чие до­ро­ги; 1, 5, 6 — абио­ти­че­ские фак­то­ры.

Ответ: 234

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 27.01.2014 ва­ри­ант БИ90301.

25. За­да­ниеУста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми жи­вот­ных и жи­вот­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ЖИ­ВОТ­НОЕ
А) де­сять хо­диль­ных ног Б) тело раз­де­ле­но на го­ло­во­грудь и брюш­ко В) раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом Г) ды­ха­ние жа­бер­ное Д) ро­то­вой ап­па­рат ли­жу­ще­го типа Е) пи­та­ет­ся фрук­та­ми   1) реч­ной рак 2) муха дро­зо­фи­ла

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           

По­яс­не­ние.

Реч­ной рак — ра­ко­об­раз­ные: А, Б, Г

Муха дро­зо­фи­ла — На­се­ко­мые: в, д, е

Ответ: 112122

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 16.10.2013 ва­ри­ант БИ9102.

26. За­да­ниеУста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий в экс­пе­ри­мен­те по до­ка­за­тель­ству об­ра­зо­ва­ния крах­ма­ла в ли­стьях на свету в зелёных ча­стях рас­те­ния хло­ро­фи­ту­ма. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) на обе сто­ро­ны листа хло­ро­фи­ту­ма на­ло­жи­те по­лос­ки чёрной бу­ма­ги так, чтобы они плот­но об­ле­га­ли весь лист, вклю­чая белую каёмку по краю

2) опу­сти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в рас­твор йода

3) про­ки­пя­ти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в воде в те­че­ние 2–5 мин.

4) рас­по­ло­жи­те лист хло­ро­фи­ту­ма на­про­тив ис­точ­ни­ка света и оставь­те на сутки

5) про­ки­пя­ти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в спир­те (40–70 %)

По­яс­не­ние.

По­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий в экс­пе­ри­мен­те: на обе сто­ро­ны листа хло­ро­фи­ту­ма на­ло­жи­те по­лос­ки чёрной бу­ма­ги так, чтобы они плот­но об­ле­га­ли весь лист, вклю­чая белую каёмку по краю → рас­по­ло­жи­те лист хло­ро­фи­ту­ма на­про­тив ис­точ­ни­ка света и оставь­те на сутки → про­ки­пя­ти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в воде в те­че­ние 2–5 мин → про­ки­пя­ти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в спир­те (40–70 %) → опу­сти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в рас­твор йода.

Ответ: 14352

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 20.02.2015 Ва­ри­ант БИ90501.

27. За­да­ниеВставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

Орган — это ___________ (А), име­ю­щая опре­делённую форму, стро­е­ние, место и вы­пол­ня­ю­щая одну или не­сколь­ко функ­ций. В каж­дом ор­га­не обя­за­тель­но есть кро­ве­нос­ные со­су­ды и ___________ (Б). Ор­га­ны, сов­мест­но вы­пол­ня­ю­щие общие функ­ции, со­став­ля­ют си­сте­мы ор­га­нов. В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка име­ет­ся вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма, глав­ным ор­га­ном ко­то­рой яв­ля­ют­ся ___________ (В). Через вы­де­ли­тель­ную си­сте­му во внеш­нюю среду уда­ля­ют­ся вред­ные ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ткань 2) часть тела 3) нервы 4) ки­шеч­ник
5) же­лу­док 6) почки 7) про­дукт об­ме­на 8) не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи
A Б В Г
       

По­яс­не­ние.

Орган — это ЧАСТЬ ТЕЛА (А), име­ю­щая опре­делённую форму, стро­е­ние, место и вы­пол­ня­ю­щая одну или не­сколь­ко функ­ций. В каж­дом ор­га­не обя­за­тель­но есть кро­ве­нос­ные со­су­ды и НЕРВЫ (Б). Ор­га­ны, сов­мест­но вы­пол­ня­ю­щие общие функ­ции, со­став­ля­ют си­сте­мы ор­га­нов. В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка име­ет­ся вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма, глав­ным ор­га­ном ко­то­рой яв­ля­ют­ся ПОЧКИ (В). Через вы­де­ли­тель­ную си­сте­му во внеш­нюю среду уда­ля­ют­ся вред­ные ПРО­ДУК­ТЫ ОБ­МЕ­НА (Г).

Ответ: 2367

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1307.

28. За­да­ниеУ чле­ни­сто­но­гих су­ще­ству­ет не­сколь­ко ос­нов­ных мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, по ко­то­рым их делят на круп­ные так­со­но­ми­че­ские груп­пы.

А. Рас­чле­нен­ность тела:

1. тело со­сто­ит из боль­шо­го числа оди­на­ко­вых чле­ни­ков,

2. тело де­лит­ся на не­сколь­ко чётко раз­ли­чи­мых от­де­лов (тагм).

Б. Ко­ли­че­ство круп­ных от­де­лов (тагм):

1. тагм нет,

2. две тагмы (го­ло­во­грудь и брюш­ко),

3. три тагмы (го­ло­ва, грудь и брюш­ко).

В. Ко­ли­че­ство хо­диль­ных ко­неч­но­стей (ко­неч­но­стей на груд­ном сег­мен­те),

вклю­чая ви­до­из­менённые:

1. три пары,

2. че­ты­ре пары,

3. пять пар,

4. боль­ше пяти пар.

Г. Устрой­ство глаз:

1. есть два слож­ных (фа­се­точ­ных) глаза,

2. есть не­сколь­ко про­стых глаз.

Д. На­ли­чие кры­льев:

1. кры­лья есть,

2. кры­льев нет.

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те кар­тин­ку и опре­де­ли­те, какие при­зна­ки (по при­ведённой выше клас­си­фи­ка­ции) име­ют­ся у изоб­ражённого на ри­сун­ке жи­вот­но­го.

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ. 1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми - student2.ru

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

По­яс­не­ние.

А. Рас­чле­нен­ность тела:

2. тело де­лит­ся на не­сколь­ко чётко раз­ли­чи­мых от­де­лов (тагм).

Б. Ко­ли­че­ство круп­ных от­де­лов (тагм):

2. две тагмы (го­ло­во­грудь и брюш­ко),

В. Ко­ли­че­ство хо­диль­ных ко­неч­но­стей (ко­неч­но­стей на груд­ном сег­мен­те),

вклю­чая ви­до­из­менённые:

2. че­ты­ре пары,

Г. Устрой­ство глаз:

2. есть не­сколь­ко про­стых глаз.

Д. На­ли­чие кры­льев:

2. кры­льев нет.

Ответ: 22222

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 28.04.2014 ва­ри­ант БИ90801.

29. За­да­ниеИс­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Кон­ку­рен­ция, ко­опе­ра­ция и сим­би­оз» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) По­че­му меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция чаще всего имеет более мяг­кий­ха­рак­тер, чем внут­ри­ви­до­вая?

2) Чем ха­рак­тер кон­так­тов между партнёрами в ко­опе­ра­ции от­ли­ча­ет­ся от кон­так­тов в сим­би­о­зе?

3) Какое вли­я­ние на де­ре­вья ока­зы­ва­ет их со­жи­тель­ство с шля­поч­ны­ми гри­ба­ми?

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ

Между ор­га­низ­ма­ми раз­ных видов, со­став­ля­ю­щи­ми тот или иной био­це­ноз, скла­ды­ва­ют­ся вза­и­мо­вред­ные, вза­и­мо­вы­год­ные, вы­год­ные для одной и не­вы­год­ные или без­раз­лич­ные для дру­гой сто­ро­ны и дру­гие, более тон­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Одной из форм вза­и­мо­вред­ных био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми яв­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция. Она воз­ни­ка­ет между осо­бя­ми од­но­го или раз­ных видов вслед­ствие огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов среды. Учёные раз­ли­ча­ют меж­ви­до­вую и внут­ри­ви­до­вую кон­ку­рен­цию.

Меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция про­ис­хо­дит в том слу­чае, когда раз­ные виды ор­га­низ­мов оби­та­ют на одной тер­ри­то­рии и имеют по­хо­жие по­треб­но­сти в ре­сур­сах среды. Это при­во­дит к по­сте­пен­но­му вы­тес­не­нию од­но­го вида ор­га­низ­мов дру­гим, име­ю­щим пре­иму­ще­ства в ис­поль­зо­ва­нии ре­сур­сов. На­при­мер, два вида та­ра­ка­нов – рыжий и чёрный – кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за место оби­та­ния – жи­ли­ще че­ло­ве­ка. Это ведёт к по­сте­пен­но­му вы­тес­не­нию чёрного та­ра­ка­на рыжим, так как у по­след­не­го более ко­рот­кий жиз­нен­ный цикл, он быст­рее раз­мно­жа­ет­ся и лучше ис­поль­зу­ет ре­сур­сы.

Внут­ри­ви­до­вая кон­ку­рен­ция имеет более ост­рый ха­рак­тер, чем меж­ви­до­вая, так как у осо­бей од­но­го вида по­треб­но­сти в ре­сур­сах все­гда оди­на­ко­вы. В ре­зуль­та­те такой кон­ку­рен­ции особи ослаб­ля­ют друг друга, что ведёт к ги­бе­ли менее при­спо­соб­лен­ных, то есть к есте­ствен­но­му от­бо­ру. Внут­ри­ви­до­вая кон­ку­рен­ция, воз­ни­ка­ю­щая между осо­бя­ми од­но­го вида за оди­на­ко­вые ре­сур­сы среды, от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на них. На­при­мер, берёзы в одном лесу кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за свет, влагу и ми­не­раль­ные ве­ще­ства почвы, что при­во­дит к их вза­им­но­му угне­те­нию и са­мо­из­ре­жи­ва­нию.

Среди био­ти­че­ских от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми в при­род­ных со­об­ще­ствах встре­ча­ет­ся вза­и­мо­вы­год­ное со­жи­тель­ство. Оно по­стро­е­но, как пра­ви­ло, на пи­ще­вых и про­стран­ствен­ных свя­зях, когда два или более видов ор­га­низ­мов сов­мест­но ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти раз­лич­ные ре­сур­сы среды. Сте­пень вза­и­мо­вы­год­но­го со­жи­тель­ства между ор­га­низ­ма­ми бы­ва­ет раз­лич­ной – от врéмен­ных кон­так­тов (ко­опе­ра­ция) до та­ко­го со­сто­я­ния, когда при­сут­ствие партнёра ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем жизни каж­до­го из них (сим­би­оз).

Ко­опе­ра­ция на­блю­да­ет­ся между раком-от­шель­ни­ком и ак­ти­ни­ей, при­кре­пив­шей­ся к его убе­жи­щу – ра­ко­ви­не, остав­шей­ся от мол­люс­ка. Рак пе­ре­но­сит ак­ти­нию и под­карм­ли­ва­ет её остат­ка­ми пищи, а она за­щи­ща­ет его стре­ка­тель­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­ры­ми во­ору­же­ны её щу­паль­ца.

При­мер сим­би­о­за – вза­и­мо­от­но­ше­ния между де­ре­вья­ми леса и шля­поч­ны­ми гри­ба­ми: под­берёзо­ви­ка­ми, бе­лы­ми и др. Шля­поч­ные грибы опле­та­ют ни­тя­ми гриб­ни­цы корни де­ре­вьев и бла­го­да­ря об­ра­зу­ю­щей­ся при этом ми­ко­ри­зе по­лу­ча­ют из рас­те­ний ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства. Ми­ко­ри­за уси­ли­ва­ет спо­соб­ность кор­не­вых си­стем у де­ре­вьев к вса­сы­ва­нию воды из почвы. Кроме того, де­ре­вья по­лу­ча­ют при по­мо­щи ми­ко­ри­зы от шля­поч­ных гри­бов не­об­хо­ди­мые ми­не­раль­ные ве­ще­ства.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция часто носит более мяг­кий ха­рак­тер, чем внут­ри­ви­до­вая, так как у осо­бей раз­ных видов могут быть схо­жие по­треб­но­сти, а не оди­на­ко­вые (как у осо­бей од­но­го вида).

2) В ко­опе­ра­ции ор­га­низ­мы со­зда­ют вре­мен­ные объ­еди­не­ния для до­сти­же­ния своих целей, а в сим­би­о­зе — по­сто­ян­ные.

3) По­ло­жи­тель­ное: де­ре­вья по­лу­ча­ют от шля­поч­ных гри­бов ми­не­раль­ные ве­ще­ства, уси­ли­ва­ет­ся вса­сы­ва­ние воды из почвы.

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1313.

30. За­да­ниеВ таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные по ми­ро­во­му улову рыбы с 1950 по 1980 г. Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы. В какие годы был наи­бо­лее успеш­ный улов? На­зо­ви­те воз­мож­ные при­чи­ны уве­ли­че­ния улова. Какой про­гно­з можно было сде­лать по дан­ной таб­ли­це? Оправ­дал­ся ли он?

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ. 1. За­да­ниеПри раз­ве­де­нии рас­те­ний на при­уса­деб­ном участ­ке Вы, ско­рее всего, вос­поль­зу­е­тесь зна­ни­я­ми - student2.ru

По­яс­не­ние.

1) Наи­бо­лее успеш­ным про­мы­сел был в 80-е годы.

2) Про­мы­сел рос из-за того, что ло­вить рыбу ста­но­ви­лось легче, ис­поль­зо­ва­ние рыбы в пи­та­нии на­се­ле­ния воз­рас­та­ло, кри­ти­че­ско­го ис­то­ще­ния рыб­ных за­па­сов не про­ис­хо­дит.

3) Про­гноз мог ка­сать­ся даль­ней­ше­го уве­ли­че­ния улова. Он оправ­дал­ся.

31. За­да­ниеСер­гей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Какое меню Вы им пред­ло­жи­те, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты, если Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и ку­ри­цу и огра­ни­чи­ва­ет себя в слад­ком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда?

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью.

Наши рекомендации