И содержательно-логические связи дисциплины с другими дисциплинами или практиками

Коды циклов, дисциплин, практик (по РУП) Название циклов, разделов, дисциплин, практик Краткое содержание (через основные дидактические единицы) Содержательно-логические связи. Коды учебных дисциплин. практик (и их разделы) Коды формируемых компетенций
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / практики (входы) которые обеспечивает содержание данной учебной дисциплины / практики (выходы)
  Математический и естественно научный цикл
  Базовая часть        
  С.2 Математический, естественнонаучный цикл        
  Микробиология, вирусология Раздел 1. Общая микробиология Раздел 3. Общая вирусология 2.Б.5 Биология   ПК-5
    Раздел 1. Общая микробиология Раздел 3. Общая вирусология 2.Б.3 Химия   ПК-7
  Раздел 2. Частная микробиология Раздел 4. Вирусы – возбудители заболеваний человека   3.Б.18 Инфекционные болезни ПК-5 ПК-7 ПК-9 ПК-11 ПК-17
    Раздел 2. Частная микробиология   3.Б.19 Фтизиатрия ПК-5 ПК-7 ПК-9 ПК-11 ПК-17
  Раздел 2. Частная микробиология Раздел 4. Вирусы – возбудители заболеваний человека   3.Б.6 Дерматовенеро-логия ПК-5 ПК-7 ПК-9 ПК-11 ПК-17
    Раздел 2. Частная микробиология   3.Б.24 Госпитальная хирургия, детская хирургия ПК-5 ПК-7 ПК-9 ПК-11 ПК-17
  Раздел 2. Частная микробиология Раздел 4. Вирусы – возбудители заболеваний человека   3.Б.17 Госпитальная терапия ПК-5 ПК-7 ПК-9 ПК-11 ПК-17

Организация учебной деятельности студентов по дисциплине осуществляется в следующих формах:

Аудиторная работа (73% от общей трудоемкости):

- лекции;

- практические занятия, включающие аудиторную самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя;

- семинарские занятия;

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов (23% от общей трудоемкости):

ü сопровождается индивидуальными консультациями,

ü собеседованием,

ü приемом отработок пропущенных занятий преподавателями кафедры,

ü организацией подготовки к практическим занятиям, семинарам, экзамену (размещение на сайте университета и доске объявлений на кафедре плана занятий, графика семинаров, контрольн6ых вопросов к занятиям и семинарам, вопросов к экзамену, списка литературы для самоподготовки и т.д.).

Содержание дисциплины

Учебно-тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем Всего часов Из них:
аудиторные часы СРС (ч.)
Л С ЛР* П
Раздел 1. ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ  
1.1 Тема 1. История развития микробиологии, вирусологии и иммунологии 2,5 0,5 -   -
1.2 Тема 2. Номенклатура и систематика микробов 0,5 0,5   -
1.3 Тема 3. Морфология бактерий и грибов 18,5 2,5  
1.4. Тема 4. Физиология микробов. -  
1.5. Тема 5. Генетика микробов -   -
1.6. Тема 6. Экология микробов -  
1.7. Тема 7. Основы инфектологии. -  
2. Раздел 2. ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ  
2.1. Тема 8. Гноеродные кокки -  
2.2. Тема 9. Возбудители кишечных инфекций  
2.3. Тема 10. Возбудители особо-опасных и зоонозных инфекций. -  
2.4. Тема 11. Возбудители капельных инфекций. -  
2.5. Тема 12. Возбудители анаэробных инфекций. -  
2.6. Тема 13. Возбудители спирохетозов. 7,5 1,5  
2.7. Тема 14. Возбудители риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов 6,5 1,5   -
2.8. Тема 15. Химиотерапия бактериальных инфекций -   -
3. Раздел 3. ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ  
3.1. Тема 16. Классификация и морфология вирусов 5,5 0,5  
3.2. Тема 17. Физиология вирусов 5,5 0,5  
Раздел 4. ВИРУСЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА  
4.1 Тема 18. ДНК-содержащие вирусы 21,75 0,75  
4.2 Тема 19. РНК-содержащие вирусы. 22,75 0,75  
4.3 Тема 20. Онкогенные вирусы, прионы. 4,25 0,25   -
4.4 Тема 21. Химиотерапия вирусных инфекций 3,25 0,25   -
Всего часов:  

*Лабораторные работы в данной дисциплине не предусмотрены

Содержание лекционного курса дисциплины

№ лекции п.п. Ссылки на компетенции уровни усвоения Часы № раздела/ темы Название лекции  
 
1 ПК-№17 Зн. 4 2 1/1,1/2,1/3 Вводная лекция. Морфология бактерий.  
2 ПК-№17 Зн. 4 2 1/3 Морфология спирохет, риккетсий, актиномицетов, хламидий, микоплазм, грибов.  
3 ПК-№17 Зн. 4 2 1/4,1/6 Физиология бактерий. Экология микробов.  
4 ПК-№17 Зн. 4 2 1/5 Генетика бактерий и вирусов.  
5 ПК-№17 Зн. 4 2 1/7 Основы инфектологии.  
6 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/11 Патогенные коринебактерии. Бордетеллы. Гемофилы.  
7 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/8 Патогенные кокки.  
8 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/11 Патогенные микобактерии.  
9 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/10 Бруцеллез и сибирская язва.  
10 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 1 2/12 Патогенные анаэробы.  
11 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/10 Туляремия. Листериоз.  
12 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/13,2/14 Патогенные спирохеты. Риккетсии и хламидии  
13 ПК-№17 Зн. 4 2 2/9,2/11 Легионеллы и кампилобактерии.  
14 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/9 Эшерихии. Сальмонеллы.  
15 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/9,2/10 Шигеллы. Клебсиеллы. Иерсинии.  
16 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 2/9 Холера.  
17 ПК-№17 Зн. 4 2 3/16,3/17 Морфология и репродукция вирусов.  
18 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 4/19 Ортомиксовирусы. Парамиксовирусы  
19 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 4/19 Пикорнавирусы. Тогавирусы. Аренавирусы.  
20 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 4/18,4/19 Герпесвирусы. Филовирусы.  
21 ПК-11 Зн.3 ПК-№17 Зн. 4 2 4/18,4/19 Возбудители вирусных гепатитов. Лентивирусы.  
22 ПК-№17 Зн. 4 2 4/18,4/19 Реовирусы. Коронавирусы.  
23 ПК-11 Зн.3 2 2/15,4/21 Химиотерапия бактериальных и вирусных инфекций  
24 ПК-№17 Зн. 4 2 2/8,2/9,2/11, 4/18,4/19 Проблема госпитальных инфекций  
25 ПК-№17 Зн. 4 2 4/20 Онкогенные свойства вирусов. Инфекции, вызываемые прионами  
Всего лекционных часов

Содержание семинарских занятий

№№ п.п. Ссылки компетенции и уровни усвоения Часы Тема, содержание семинарского занятия (примерный план) Деятельность студента Форма контроля уровня обученности
 
1 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 3 Тема 1. «Морфология бактерий, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм, актиномицетов, грибов. Стерилизация». 1. Контроль знаний с использованием тестовых заданий. 2.Обобщение знаний по морфологии различных групп микроорганизмов и методам ее изучения по следующим разделам: - современные методы микроскопического исследования; - принципы современной классификации микробов; - методы окраски бактерий; - сущность метода окраски по Граму; - постоянные и непостоянные составные части бактериальной клетки; - патогенные спирохеты: классификация, морфология, методы окраски; - морфология актиномицетов; - морфология риккетсий; - хламидии, жизненный цикл хламидий, основные морфологические формы; - морфология микоплазм; - классификация и морфология грибов 3.Подведение итогов Ø Выполняет задания текущего контроля (компьютерное тестирование) Ø Формулирует определения Ø Отвечает на вопросы Ø Готовит мазки-препараты Ø Микроскопирует мазки-препараты, описывает морфологию микробов Тестовый контроль Фронтальный опрос Проверка практических навыков ( правильность приготовления препарата, техника микроскопирования)
2 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№11 Зн.3 ПК-№17 ЗН.4 3 Тема 2. «Кишечные инфекции» 1.Контроль знаний с использованием тестовых заданий. 2.Обобщение знаний по биологическим свойствам возбудителей и лабораторной диагностике кишечных инфекций по следующим разделам: - кишечная палочка, как нормальный обитатель кишечника, условно-патогенный микроб и возбудитель эшерихиозов; - сальмонеллы: классификация, морфология, культурально-биохимические свойства, антигенная структура; эпидемиология, патогенез и лабораторная диагностика брюшного тифа и сальмонеллезов; - шигеллы: классификация, морфология, культурально-биохимические свойства, патогенность, лабораторная диагностика дизентерии; - Возбудители холеры: классификация, морфология, культурально-биохимические свойства, антигенная структура, патогенез, эпидемиология, лабораторная диагностика, специфическая профилактика холеры; - иерсинии: характеристика возбудителей, патогенез и лабораторная диагностика чумы, псевдотуберкулеза, кишечного иерсиниоза; - клебсиеллы: характеристика возбудителей, патогенез и диагностика заболеваний человека, вызываемых клебсиеллами; - кампилобактерии, хеликобактерии: характеристика основных представителей, особенности вызываемых заболеваний, принципы и методы диагностики кампилобактериоза и хеликобактерной инфекции; - дисбактериоз: принципы лабораторной диагностики, профилактики, лечения. 3.Подведение итогов Ø Выполняет задания текущего контроля (компьютерное тестирование) Ø Формулирует определения Ø Отвечает на вопросы Ø Объясняет этиологию и ведущие звенья патогенеза Ø Выполняет фрагменты лабораторных методов диагностики Ø Интерпретирует результаты лабораторных методов исследования Ø Решает ситуационные задачи Тестовый контроль Фронтальный опрос Проверка практических навыков
3 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№11 Зн.3 ПК-№17 ЗН.4 3 Тема3. «Патогенные спирохеты, риккетсии, легионеллы, хламидии, микоплазмы» 1.Контроль знаний с использованием тестовых заданий. 2.Обобщение знаний по биологическим свойствам и лабораторной диагностике спирохетозных инфекций, риккетсиозов, легионеллезов, хламидиозов, микоплазмозов по следующим разделам: - возбудитель сифилиса и его свойства, эпидемиология и патогенез заболевания, методы лабораторной диагностики; - возбудители боррелиозов: свойства, патогенез вызываемых заболеваний, методы лабораторной диагностики; - возбудители лептоспирозов: морфология, методы культивирования, эпидемиология, патогенез и лабораторная диагностика лептоспирозов; - семейство риккетсий: классификация, морфология и методы культивирования, лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых риккетсиями; - легионеллы: классификация, морфология, методы культиврования, вызваемые заболевания и их диагностика; - хламидии: классификация, морфология, методы культивирования, эпидемиология, патогенез и лабораторная диагностика хламидиозов; - микоплазмы: классификация, биологические свойства, эпидемиология, патогенез и диагностика заболеваний, вызываемых микоплазмами. 3.Подведение итогов Ø Выполняет задания текущего контроля (компьютерное тестирование) Ø Формулирует определения Ø Отвечает на вопросы Ø Объясняет этиологию и ведущие звенья патогенеза Ø Выполняет фрагменты лабораторных методов диагностики Ø Интерпретирует результаты лабораторных методов исследования Ø Решает ситуационные задачи Тестовый контроль Фронтальный опрос Проверка практических навыков
4 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№11 Зн.3 ПК-№17 ЗН.4 3 Тема 4. «Общая и частная вирусология» 1.Контроль знаний с использованием тестовых заданий открытого типа. 2.Обобщение и закрепление знаний, выяснение степени усвоения материала по лабораторной диагностике вирусных инфекций по следующим разделам: - общая характеристика вирусов: классификация, морфология, и структура вириона, репродукция вирусов, методы культивирования, индикации и идентификации; - энтеровирусы: характеристики, патогенез вызываемых заболеваний, методы лабораторной диагностики и специфической профилактики полиомиелита; - ортомиксовирусы: клаасификация, строение вируса гриппа, эпидемиология, патогенез гриппа, лабораторная диагностика, специфическая профилактика; - рабдовирусы: классификация, строение и экология вируса бешенства, лабораторная диагностика и специфическая профилактика; - флавивирусы: характеристика семейства, характеристики вируса клещевого энцефалита, эпидемиология, экология и патогенез заболевания, лабораторная диагностика и специфическая профилактика; - аденовирусы: характеристика семейства, эпидемиология и патогенез аденовирусных инфекций, методы лабораторной диагностики; - герпесвирусы: общая классификация семейства герпесвирусов, патогенез, клиника и лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых герпесвирусами; - вирусные гепатиты: возбудители вирусных гепатитов, патогенез, лабораторная диагностика и специфическая профилактика гепатитов А, В, С, Д, Е; - лентивирусы: история открытия и современное состояние проблемы ВИЧ-инфекции, строение вириона, особенности репродукции ВИЧ и патогенеза ВИЧ-инфекции, лабораторная диагностика и лечение СПИДа 3.Подведение итогов Ø Выполняет задания текущего контроля (компьютерное тестирование) Ø Формулирует определения Ø Отвечает на вопросы Ø Объясняет этиологию и ведущие звенья патогенеза Ø Выполняет фрагменты лабораторных методов диагностики Ø Интерпретирует результаты лабораторных методов исследования Ø Решает ситуационные задачи Тестовый контроль Фронтальный опрос Проверка практических навыков
Всего часов          

*Примерный регламент проведения практического занятия приведен в приложении ХХ.

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

Содержание практических занятий

№№ п.п. Ссылки компетенци и уровни усвоения Часы Тема, содержание практических занятий Деятельность студента
1 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 1. «Правила работы и техника безопасности в бактериологической лаборатории. Морфология бактерий. Методы окраски. Метод Грама». 1.Ознакомление с правилами работ в микробиологической лаборатории. 2.Овладение техникой приготовления мазка-препарата. 3.Приготовлениемазка-препарата из смеси культур Staphylococcus aureus и Escherichia coli с окраской методом Грама. 4.Изучение морфологии Streptococcus pyogenes и Sarcina flava в демонстрационных препаратах с окраской по Граму. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
2 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 2. «Структура бактериальной клетки. Методы окраски выявления непостоянных составных частей бактериальной клетки» 1.Изучение особенностей строение бактериальной клетки 2.Непостоянные составные части бактериальной клетки, их назначение и выявление. 3.Приготовление мазка-препарата из культуры спороносной палочки с окраской по Граму. 4.Приготовление мазка-препарата из культуры Corynebacteria pseudodiphteriae с окраской по Нейссеру. 5.Изучение подвижности бактерий в демострационном препарате «висячая капля». 6.Изучение морфологии спороносной палочки в мазке с окраской по Ожешко. 7.Изучение морфологии Clebsiella pneumoniae в мазке с окраской по Гинсу. 8.Изучение морфологии Streptococcus pneumoniae в мазке-отпечатке из органов зараженной мыши с окраской по Граму. 9.Изучение морфологии Corynebacteria diphteriae в мазке с окраской по Леффлеру. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
3 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 3. «Особенности морфологии спирохет, риккетсий, хламидий, актиномицетов, микоплазм, грибов. Методы стерилизации» 1.Ознакомление с особенностями морфологии различных групп микроорганизмов. 2.Ознакомление с методами дезинфекции и стерилизации и используемой для этого аппаратурой. 3.Приготовление мазка-препарата из взвеси дрожжей с окраской метиленовым синим. 4. Приготовление мазка-препарата из культуры актиномицетов, окраска по Граму. 4.Изучение морфологии спирохет в мазке-препарате с окраской по Бурри. 5.Изучение морфологии риккетсий в мазке-препарате с окраской по Граму. 6Изучение морфологии плесневых грибов на скошенном МПА. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
4 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 4. «Физиология бактерий. Питательные среды. Методика выделения чистых культур аэробов (1 день исследования)» 1.Изучение особенностей питания и дыхания бактерий. 2.Знакомство с методами культивирования облигатных анаэробных бактерий. 3.Питательные среды, используемые в бактериологии. 4.Приготовление мазка-препарата из смеси Staphylococcus aureus и Escherichia coli с окраской по Граму. 5.Посев взвеси бактерий на пластинчатый МПА методом последовательной штриховки. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
5 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 5. «Методика выделения чистых культур аэробов (2 день исследования). Микрофлора организма человека и окружающей среды» 1.Ознакомление с нормальной микрофлорой тела человека. 2.Дисбактериоз и его коррекция. Эубиотики. 3.Проведение макро- и микроскопического изучения морфологии двух типов колоний. 4.Приготовление мазков-препаратов из колоний с окраской по Граму. 5.Пересев из колонии на скошенный МПА для выделения чистой культуры. 6.Микроскопия мазка-препарата из культуры бифидобактерий, окрашенного пр Граму. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
6 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 6. «Методика выделения чистых культур аэробов (3 день исследования). Изучение микрофлоры организма человека (УИРС, 1 день исследования)» 1.Знакомство с проявлениями биохимической активности бактерий. 2.Изучение культуральных свойств бактерий, выросших на скошенном МПА. 3.Приготовление мазка-препарата с окраской по Граму. 4.Пересев выделенной культуры на короткий «пестрый ряд» (среда Гисса с глюкозой и МПБ с индикаторами на индол и сероводород). 5.УИРС «Изучение микрофлоры организма человека (1 день исследования)»: - приготовление мазка-препарата из зубного налета с окраской по Граму; -посев отделяемого слизистой носа на сахарный МПА; -посев микрофлоры пальцев рук методом отпечатков на сахарный МПА. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
7 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 7. «Методика выделения чистых культур аэробов (4 день исследования). Изучение микрофлоры организма человека (УИРС, 2 день исследования)» 1.Изучение культуральных и биохимических свойств выделенных чистых культур бактерий на среде Гисса с глюкозой и МПБ с индикаторами на индол и сероводород. 2.Идентификация выделенных чистых культур по морфологическим,культуральным и биохимическим свойствам. 3. УИРС «Изучение микрофлоры организма человека (2 день исследования)»: -макро- и микроскопическое изучение выращенных посевов отделяемого слизистой носа, кожи; -приготовление мазков-препаратов из колоний с окраской по Граму. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
8 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2 Вл.1 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 8. «Учение об инфекции. Биологический метод диагностики инфекционных заболеваний». 1. Ознакомление с основными процессами, происходящими при взаимодействии микроорганизм-макроорганизм. 2. Обучение студентов биологическому методу диагностики инфекционных заболеваний. 3.Подкожное и внутрибрюшинное заражение белой мыши материалом от больного. 4.Приготовление мазков-отпечатков из паренхиматозныхорганов погибшего от сепсиса животного с окраской по Граму. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
9 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 Тема 9. «Реакции агглютинации и преципитации» 1.Ознакомление с антигенной структурой бактериальной клетки. 2.Постановка и учет ориентировочной реакции агглютинации на стекле с выделенной от больного культурой бактерий. 3.Постановка развернутой реакции агглютинации с сывороткой крови больного и бруцеллезным диагностикумом. 4.Постановка реакции термокольцепреципитации по Асколи. 5.Учет реакции преципитации для выявления дифтерийного токсина. 6.Изучение бакпрепаратов: диагностических агглютинирующих сывороток, диагностикумов. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
10 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 Тема 10. «Реакция связывания комплемента. Иммуноферментный анализ. Иммуноблотинг. Полимеразная цепная реакция». 1.Ознакомление с явлениями иммунологической памяти и иммунологической толерантности. 2.Принципы оценки иммунного статуса человека. 3.Постановка и учет реакции связывания комплемента. 4.Знакомство с принципами постановки и учета иммуноферментного анализа и иммуноблотинга. 5.Знакомство с этапами постановки и практическим применением полимеразной цепной реакции. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
11 ПК-№5 Зн.2 Ум.3 ПК-№9 Ум.4 Тема 11. «Санитарно-бактериологическое исследование воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов» 1.Изучение методов оценки состояния окружающей среды, пищевых продуктов. 2.Определение микробного числа воздуха седиментационным методом с использованием правила Омелянского. 3. Определение микробного числа воздуха аспирационным методом с использованием устройства ПУ-1Б 4.Определение микробного числа водопроводной воды. 5.Определение бактерий группы кишечной палочки методом мембранных фильтров. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
12 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 12. «Лабораторная диагностика дифтерии и коклюша» 1.Ознакомление с методами микробиологической диагностики дифтерии. 2.Изучение морфологии дифтерийных бактерий в готовых мазках-препаратах, окрашенных по Нейссеру и Леффлеру. 3.Изучение роста колоний дифтерийных бактерий на среде Клауберга. 4.Приготовление мазка-препарата из культуры Corynebacteria pseudodiphteriae по Нейссеру. 5.Определение токсигенности дифтерийных бактерий в реакции преципитации в геле. 6.Изучение биохимоческой активности коринебактерий на средах Гисса. 7.Ознакомление с методами микробиологической диагностики коклюша. 8.Изучение роста колоний бордетелл на казеиново-угольном агаре. 9.Микроскопия мазка-препарата из чистой культуры B.рertussis. 19.Изучение бакпрепаратов, применяемых для диагностики и профилактики дифтерии и коклюша. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
13 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 13 «Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций (1 день исследования)» 1.Ознакомление с методами микробиологической диагностики кокковых инфекций. 2.Изучение демонстрационных мазков-препаратов из чистых культур стафилококка и стрептококка, окрашенных по Граму. 3.Изучение мазка-отпечатка из органов мыши, погибшей от пневмококкового сепсиса. 4.Приготовление мазка-препарата из гнойного отделяемого с окраской по Граму. 5.Посев гнойного отделяемого на чашку с МПА с глюкозой методом параллельной штриховки и газоном для определения чувствительности к антибиотикам. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
14 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 14. «Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций (окончание). Лабораторная диагностика менингококковой и гонококковой инфекций» 1.Изучение характера роста колоний стафилококка на сахарном МПА. 2.Изучение патогенных свойств стафилококка:
  • гемолитическая активность на кровяном МПА
  • лецитиназная активность на ЖСА
  • плазмокоагулазная активность
  • ферментация глюкозы и маннита в анаэробных условиях.
3.Изучение колоний менингококка на сывороточном МПА. 4.Определение серогруппы менингококка в реакции агглютинации с менингококковыми сыворотками А и В. 5.Микроскопия мазка-препарата из гнойного отделяемого уретры больного гонореей с окраской по Граму. 6.Изучение бакпрепаратов.
Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
15 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 15. «Лабораторная диагностика анаэробных инфекций» 1.Ознакомление с методами микробиологической диагностики газовой гангрены, столбняка, ботулизма. 2.Микроскопия мазков-препаратов из чистых культур патогенных анаэробов. 2.Изучение характера роста патогенных анаэробов на специальных средах. 3.Посев отечной жидкости при подозрении на газовую гангрену. 4.Изучение колоний возбудителя газовой гангрены. 5.Приготовление мазка из колонии с окраской по Граму. 6.Постановка биологической пробы на мышах для выявления экзотоксина при диагностике анаэробных инфекций. 7.Знакомство с препаратами для диагностики, специфической профилактики и лечения анаэробных инфекций. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
16 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 16. «Лабораторная диагностика туберкулеза» 1.Ознакомление с методами микробиологической диагностики туберкулеза. 2.Изучение мазка-препарата из мокроты больного туберкулезом с окраской по Цилю-Нильсену. 3.Изучение мазка с микроколониями туберкулезной палочки, выращенными по Прайсу. 4. Изучение роста чистой культуры туберкулезной палочки на специальных средах. 5. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики туберкулеза. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
17 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 17. «Лабораторная диагностика сифилиса и лептоспирозов» 1.Ознакомление с методами микробиологической диагностики сифилиса и лептоспирозов. 2.Микроскопия мазка-препарат с бледной трепонемой (окраска по Бурри). 3.Постановка и учет реакции микропреципитации. 4.Постановка и учет реакции Вассермана. 5. Учет реакции непрямой гемагглютинации для диагностики лептоспирозов. 6. Изучение препаратов, применяемых для диагностики сифилиса и лептоспирозов. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
18 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 18. «Лабораторная диагностика бруцеллеза и сибирской язвы» 1.Ознакомление с методами микробиологическй диагностики бруцеллеза. 2. Ознакомление с методами микробиологическй диагностики сибирской язвы. 3.Микроскопия мазка-препарата из чистой культуры бруцелл. 4.Микроскопия мазка-препарата из отделяемого сибиреязвенного карбункула. 5.Изучение роста колоний на питательной среде. 6.Постановка и учет реакции Хеддельсона. 7.Постановка и учет реакции Райта. 8.Постановка и учет реакции термокольцепреципитации по Асколи. 9. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики бруцеллеза и сибирской язвы. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
19 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 19. «Кишечная палочка как нормальный обитатель кишечника. Лабораторная диагностика эшерихиозов» 1.Изучение особенностей кишечной палочки как представителя нормальной микрофлоры кишечника и как возбудителя колибактериозов и эшерихиозов. 2.Изучение морфологии эшерихий в мазке-препарате с окраской по Граму. 3.Изучение морфологии колоний кишечной палочки на среде Эндо. 4.Приготовление мазка из колонии с окраской по Граму. 5.Постановка и учет ориентировочной реакции агглютинации с поливалентной ОВ-коли сывороткой. 6.Изучение биохимической активности кишечной палочки на «пестром ряду». 7.Постановка ориенттировочной реакции агглютинации с типовыми неадсорбированными сыворотками. 8.Учет развернутой реакции агглютинации с негретой и гретой культурами кишечной палочки. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
20 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 20. «Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых сальмонеллами и шигеллами» 1. Ознакомление с методами микробиологическй диагностики сальмонеллеза и дизентерии. 2.Микроскопия мазков-препаратов из чистых культур сальмонелл и шигелл с окраской по Граму. 3.Изучение колоний на среде Плоскирева, выросших после после посева различных материалов с подозрением на сальмонеллез и дизентерию. 4.Приготовление мазков из колоний с окраской по Граму. 5.Пересев из колоний на скошенный МПА и короткий « пестрый ряд». Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
21 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 21. «Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых сальмонеллами и шигеллами (окончание)» 1.Ознакомление с межродовой и внутривидовой дифференцировкой сальмонелл и шигелл по морфологическим, культуральным, биохимическим и антигенным признакам. 2.Учет биохимических свойств возбудителя при диагностике сальмонеллеза и дизентерии. 3.Идентификация выделенной чистой культуры в реакции агглютинации на стекле с диагностическими сальмонеллезными и шигеллезными сыворотками. 4.Изучение методов серологической диагностики брюшного тифа и паратифов А и В. 5. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики сальмонеллезов и дизентерии. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
22 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 22. «Лабораторная диагностика холеры» 1.Ознакомление со свойствами возбудителя холеры и методами микробиологической диагностики данного заболевания. 2.Изучение морфологии холерного вибриона в демонстрационном мазке-препарате с окраской по Граму. 3.Изучение характера роста возбудителя холеры на питательныхсредах. 4.Изучение подвижности вибрионов в препарате «раздавленная капля». 5.Постановка и учет реакции агглютинации на стекле с О-холерной сывороткой. 6.Определение ферментативной гуппы по Хейбергу. 7.Определение серовара холерного вибриона в развернутой реакции агглютинации с типовыми холерными сыворотками Огава и Инаба. 8.Знакомство с тестами дифференцировки биоваров возбудителей холеры по чувствительности к диагностическим бактериофагам и пробе с полимиксином. 9. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики холеры. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
23 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 ПК-№7 Вл.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№17 Зн.4 Тема 23. «Морфология, репродукция, методы культивирования и индикации вирусов» 1.Ознакомление с морфологией и репродукцией вирусов. 2.Ознакомление с методами культивирования вирусов. 3.Освоение методов индикации вирусов. 4.Изучение морфологии вирусов по демонстрационным микрофотографиям. 5.Знакомство с лабораторной посудой и питательными средами, применяемыми для выращивания культур клеток. 6.Изучение демонстрационных препаратов первично-трипсинизированных культур клеток (ФЭЧ и ФЭК) и перевиваемых культур (Hep-2 и Hela). 7.Проведение индикации вируса по цитопатическому действию в культуре клеток. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
24 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 24. «Лабораторная диагностика гриппа» 1.Ознакомление с методами лабораторной диагностики гриппа. 2.Изучение морфологии вируса гриппа по микрофотографиям. 3.Заражение куриных эмбрионов носоглоточным смывом больного в аллантоисную полость. 4.Вскрытие зараженных куриных эмбрионов. 5.Постановка реакции гемагглютинации с аллантоисной жидкостью и взвесью куриных эритроцитов для индикации вируса гриппа. 6.Идентификация вируса гриппа в реакции торможения гемагглютинации с типоспецифическими противогриппозными сыворотками. 7.Учет и оценка реакции торможения гемагглютинации с парными сыворотками больного гриппом. 8. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики гриппа. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
25 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 25. «Лабораторная диагностика полиомиелита» 1.Ознакомление с методами лабораторной диагностики полиомиелита. 2.Изучение морфологии вирусов полиомиелита по микрофотографиям. 3.Индикация вируса полиомиелита по цитопатическому действию в культуре клеток. 4.Идентификация вируса полиомиелита в реакции нейтрализации цитопатического действия в культуре клеток. 5.Изучение серологической диагностики полиомиелита на примере постановки реакции нейтрализации цитопатического действия вируса полиомиелита в культуре клеток с парными сыворотками больного. 6. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики полиомиелита. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
26 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 26. «Лабораторная диагностика клещевого энцефалита и бешенства» 1.Ознакомление с методами лабораторной диагностики клещевого энцефалита. 2.Ознакомление с методами лабораторной диагностики бешенства. 3.Постановка реакции гемагглютинации для индикации вируса клещевого энцефалита. 4.Идентификация вируса клещевого энцефалита в реакции торможения гемагглютинации с иммунной сывороткой. 5. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и специфической профилактики клещевого энцефалита. 6.Изучение демонстрационного препарата из суспензии мозга погибшего от бешенства животного для выявления телец Бабеша-Негри. 7.. Изучение препаратов, применяемых для специфической профилактики бешенства. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
27 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 Ум.1,2,3 Вл.1 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 27. «Лабораторная диагностика аденовирусной и герпетической инфекций» 1.Ознакомление с методами лабораторной диагностики аденовирусных инфекций. 2.Ознакомление с принципами диагностики герпетической инфекции. 3.Индикация аденовирусов по цитопатическому действию в культуре клеток. 4.Учет реакции связывания комплемента для определения антител к аденовирусам в парных сыворотках крови больного. 5.Знакомство с лекарственными препаратами, применяемыми для лечения герпетической инфекции. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
28 ПК-№5 Зн.1,Зн.2 ПК-№9 Ум.4 ПК-№ 11 Зн.3 ПК-№17 Зн.4 Тема 28. «Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов» 1.Знакомство с характеристиками вируса иммунодефицита человека, патогенезом и течением СПИДа. 2.Знакомство с методами лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции. 3.Знакомство с характеристиками вирусов - возбудителей вирусного гепатита. 4.Знакомство с методами лабораторной диагностики вирусных гепатитов 5.Ознакомление с тест-системами для иммуноферментного анализа, применяемыми в диагностике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов. 6.Знакомство с вакцинами, применяемыми для профилактики гепатита В. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
29 ПК-№ 11 Зн.3 Тема 29. «Лечебно-профилактические и диагностические препараты» 1.Обсуждение материалов по лабораторной диагностике, специфической профилактике и лечению бактериальных и вирусных инфекций для помощи студента в подготовке к экзамену. 2.Просмотр и обсуждение демонстрационных мазков-препаратов. 3.Просмотр и обсуждение «пестрых рядов» для оценки биохимической активности кишечных бактерий. 4.Просмотр и обсуждение диагностических реакций для идентификации возбудителей и серологической диагностики различных инфекционных заболеваний 5.Просмотр и обсуждение биологических препаратов, применяемых для диагностики, профилактики и лечения различных бактериальных и вирусных инфекций. Ø Отвечает на вопросы Ø Участвует в обсуждении сообщений Ø Выполняет практическую работу Ø Анализирует полученные результаты Ø Делает выводы Ø Оформляет протокол практической работы
Всего часов          

*Регламент проведения практических занятий приведен в приложении ХХ.

Наши рекомендации