Задание 2. Классификация корневых систем по форме
Рассмотреть на гербарных образцах формы корневых систем – стержневую и мочковатую, а ветвистую – на таблице. Зарисовать и сделать обозначения: 1 – стержневая корневая система; 2 – мочковатая корневая система; 3 – ветвистая корневая система.
1 2 3
Задание 3. Макроскопическое строение корнеплодов моркови (Daucus carota) и свеклы (Beta vulgaris)
Рассмотреть внешнее строение корнеплодов моркови и свеклы. Часть корнеплода, несущая боковые корни, сформирована из главного корня, верхняя часть без боковых корней имеет стеблевое происхождение. Зарисовать корнеплод свеклы и моркови, обозначить на рисунке:
1 – главный корень; 2 – стеблевая часть корнеплода (шейка и головка).
Задание 4. Корневые клубни георгины (Dahlia sp.)
Рассмотреть на фиксированном материале корневые клубни, зарисовать их и сделать обозначения: 1 – боковой корень; 2 – корневой клубень.
Задание 5. Корневая система люпина (Lupinus polyphyllus) с клубеньками
Рассмотреть на фиксированном или гербарном материале корневую систему люпина с клубеньками. Сделать рисунок и обозначить: 1 – корень; 2 – клубенек.
А Б В
Рис. 2. Метаморфизированные (видоизмененные) корни:
А – корнеплод; Б – корневые клубни;В – клубеньки на корнях люпина (1 – главный корень, 2 – боковые корни, 3 – стеблевая часть корнеплода,
4 – клубеньки – разрастания тканей корня в результате жизнедеятельности
азотфиксирующих бактерий).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие органы называют вегетативными, а какие – репродуктивными?
2. Что такое корень? Каковы его функции?
3. Что такое корневая система? Какие бывают типы корневых систем?
4. Что такое корнеплод? В чем его отличие от корневого клубня?
5. Что вы знаете о клубеньковых бактериях?