Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации
Вариант № 6
1. Задание. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов
2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок
4) описание нового вида организмов
2. Задание. Клетка кожицы лука и клетка кожи человека содержат
1) митохондрии
2) вакуоли с клеточным соком
3) клеточные стенки из целлюлозы
4) пластиды
3. Задание. Каково отличие низших грибов от высших?
1) У них мицелий разделён на отдельные клетки.
2) Они не образуют плодовое тело.
3) У них клетки не имеют клеточной стенки.
4) Они бывают только паразитами.
4. Задание. Расположение листьев на побегах по два в узле называют
1) мутовчатым
2) супротивным
3) спиральным
4) очередным
5. Задание. На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)
2)
3)
4)
6. Задание. Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов?
1) известковый или роговой скелет
2) наружный слой кожно-мускульных клеток
3) стенки кишечной полости
4) промежуточные клетки
Задание.
Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
1) лёгкие
2) трахеи
3) жабры
4) воздушные мешки
8. Задание. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) использование орудий труда
2) естественный отбор
3) наследственная изменчивость
4) борьба за существование
9. Задание. Какой из приведённых органов относят к эндокринной системе?
1) двенадцатиперстная кишка
2) спинной мозг
3) надпочечник
4) почка
10. Задание. Какая(-ие) из перечисленных костей относится(-ятся) к нижней конечности?
1) кости пясти
2) кости плюсны
3) локтевая кость
4) плечевая кость
11. Задание. Одной из причин малокровия может быть
1) недостаток железа в пище
2) повышенное содержание эритроцитов
3) жизнь в горах
4) недостаток сахара
12. Задание. О способности сердца к саморегуляции свидетельствует
1) учащение пульса после снятия нагрузки
2) восстановление нормального пульса после нагрузки
3) учащение пульса до нагрузки
4) отсутствие реакции пульса на нагрузку
13. Задание. Какой буквой обозначена самая твёрдая часть зуба?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
14. Задание. Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
15. Задание. Пигмент, который определяет цвет передней части сосудистой оболочки глаза человека, расположен в
1) белочной оболочке
2) радужке
3) хрусталике
4) роговице
16. Задание. Становление второй сигнальной системы у человека связано с
1) изменением климата на Земле
2) регулярной трудовой деятельностью
3) возникновением объёмного зрения
4) хождением на двух ногах
17. Задание. Что первым делом необходимо сделать с пострадавшим при переохлаждении?
1) напоить тёплым чаем
2) отнести в тепло
3) положить на живот
4) измерить температуру
18. Задание. При выращивании растений в теплицах недостаток света в осенне-зимний период можно компенсировать
1) поддерживанием высокой влажности почвы
2) биологической борьбой с вредителями
3) повышением в воздухе содержания углекислого газа
4) регулярной подкормкой растворами азотных и калийных солей
19. Задание. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,
1) проводится для создания новых сортов растений
2) способствует формированию полезных для человека признаков
3) происходит в живой природе постоянно
4) используется для улучшения пород животных
20. Задание. Известно, что момент линьки зайцев зависит от двух факторов: длины светового дня и наличия снега в лесу. На графике представлено количество сменивших окраску (белых) зайцев по числам ноября. По оси X отложены дни (числа ноября), по оси Y — процент сменивших окраску зайцев.
Определите, в каких числах шёл обильный снег?
1) с 5 по 10 ноября
2) с 10 по 15 ноября
3) с 15 по 20 ноября
4) с 20 по 25 ноября
21. Задание. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.
Группа 1 | Группа 2 |
корова | крокодил |
собака | слон |
овца | лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) покров тела
2) источник питания
3) одомашнивание
4) характер передвижения
22. Задание. Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека?
А. Нервные узлы — это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы
Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от органов чувств в спинной мозг.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Задание. Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) строительство новых городов
2) истощение озонового слоя Земли
3) низкая рождаемость в развитых странах Европы
4) старение населения Земли
5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств
6) сокращение видового разнообразия биосферы
24. Задание. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освещённость
2) влажность
3) наличие парниковых газов
4) температура воздуха
5) поедание животными друг друга
6) наличие дороги
25. Задание. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) обыкновенный уж | 1) прямое |
Б) заяц-беляк | 2) непрямое |
В) майский жук | |
Г) гребенчатый тритон | |
Д) бурый медведь |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
26. Задание. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцати-
перстной кишке
6) выведение из организма воды и углекислого газа
27. Задание. Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.
Перечень терминов
1) двухслойное
2) членистое
3) кровеносная система
4) двухсторонняя
5) нечленистое
6) трёхслойное
7) лучевая
8) дыхательная система
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
28. Задание. Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
29. Задание. Используя содержание текста «Гены и хромосомы» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие функции выполняет хромосома?
2) Что представляет собой ген?
3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?
ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ
Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.
Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.
Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.
Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.
Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.
В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.
Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.
30. Задание. Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?
2. Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?
3. Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?
Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!
Таблица 1
Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации
31. Задание. Пётр и Василиса решили совершить велосипедную прогулку до полянки в лесу, на которой они собрались устроить пикник. Ехать на велосипеде они собрались не спеша, так что дорога до полянки и обратно должна занять у них около 3 часов. Сколько и каких продуктов Вы порекомендуете им взять с собой, чтобы вернуться обратно не голодными? Распишите меню пикника и свои расчёты.
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
На 100 г продукта
Таблица 3