Мозжечок. кора головного мозга. вегетативная нервная система

Задача № 1

Алкогольная интоксикация, как правило, сопровождается нарушением координации и равновесия, в результате повреждения структурных элементов мозжечка.

1. Функция каких клеток мозжечка нарушается в первую очередь?

2. В каком слое коры мозжечка располагаются эти клетки?

3. К какому функциональному типу относятся эти клетки?

Задача № 2

Электростимулятором раздражали тело грушевидного нейрона мозжечка. При этом было зарегистрировано повышение биоэлектрической активности соседних нейронов в плоскости, расположенной:

1) поперёк извилины;

2) вдоль извилины.

1. Какие клетки коры мозжечка способствовали генерализации импульса?

2. В каких слоях коры мозжечка они располагаются?

3. К какому функциональному типу относятся эти клетки?

Задача № 3

Известно, что мозжечок выполняет функцию равновесия и координации движений. Центральное звено мозжечка представлено грушевидными клетками, дендриты которых имеют многочисленные синаптические связи, через которые получают информацию от проприорецепторов о состоянии двигательного аппарата и положении тела в пространстве.

1. Назовите ассоциативные клетки, которые устанавливают связь с дендритами грушевидных клеток

2. В каких слоях мозжечка располагаются ассоциативные клетки?

3. К какому морфологическому типу относятся ассоциативные клетки?

Задача №4

У больного возникли дегенеративные изменения в клетках третьего и пятого слоёв коры головного мозга , приводящие к демиелинизации и дегенерации волокон пирамидных путей.

1. Функция какой ткани нарушается у этого больного?

2. К какому функциональному типу относятся клетки третьего и

пятого слоев коры головного мозга?

3.Какой тип коры образуют нейроны третьего и пятого слоев коры

головного мозга?

Задача №5

Для судебно-медицинского исследования приготовлены препараты мозга двух погибших людей. В области прецентральной извилины коры первого из них обнаружены хорошо выраженные пирамидные нейроциты, в том числе пятого слоя. У второго в той же области нейроцитов мало, увеличено содержание глиоцитов.

1. Кто из погибших людей страдал параличом конечностей?

2. Какая функция была нарушена у этого больного?

3. К какому морфологическому типу относятся пирамидные

нейроциты пятого слоя коры головного мозга?

Задача№ 6

У больного в результате кровоизлияния в мозг, в левое полушарие, блокирована функция 3, 4 и 6 слоёв серого вещества коры двигательной зоны.

1. Какие проводящие пути прекращают функционировать?

2. Какие органы страдают и на какой стороне тела?

3. К каким последствиям приведут эти нарушения?

Задача №7

Блокирована функция периферического эфферентного звена симпатического отдела вегетативной нервной системы.

1. Где возможна локализация процесса?

2. Какие нейроны образуют периферическое звено симпатического отдела вегетативной нервной системы?

3. Какое звено вегетативной рефлекторной дуги формируют нейроны симпатического отдела?

Задача №8

У больного внезапно возникло нарушение двигательной функции конечностей правой половины тела без нарушения чувствительности.

1. В какой части головного мозга следует предполагать локализацию

патологического процесса?

2. В каких высших нервных центрах локализуется процесс?

3. Какие нейроны при этом процессе пострадали?

Задача №9

В организм человека введены вещества, блокирующие действие медиатора ацетилхолина.

1. В каких участках вегетативной нервной системы прерывается

передача импульсов?

2. В каких отростках и каких клеток локализуется медиатор

ацетилхолин?

3. Какое действие оказывает медиатор ацетилхолин на орган?

Задача №10

У больного вследствие травмы повреждён блуждающий нерв.

1. Отростки каких нейроцитов повреждены?

2. Функция каких ганглиев вегетативной нервной системы будет нарушена?

3. В органах каких систем располагаются эти ганглии?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задача №1

1. Нарушается функция грушевидных клеток мозжечка (клеток Пуркинье).

2. В ганглионарном слое коры мозжечка.

3. К двигательным (эфферентным).

Задача №2

1. 1) Корзинчатые и звездчатые клетки.

2) Клетки зерна.

2. 1) В молекулярном слое.

2) В зернистом слое.

3. К вставочным (ассоциативным).

Задача №3

1. Звездчатые, клетки – зерна.

2. Звездчатые – в молекулярном слое; клетки – зерна – в зернистом слое.

3. К мультиполярным.

Задача №4

1. Функция скелетной мышечной ткани.

2. Клетки третьего слоя – вставочные, пятого – двигательные.

3. Агранулярный тип коры.

Задача №5

1. Страдал параличом конечностей второй субъект.

2. Нарушена функция опорно-двигательного аппарата.

3. К мультиполярным.

Задача №6

1. Пирамидные пути.

2. Скелетные мышцы правой стороны тела.

3. К параличу правой стороны тела.

Задача №7

1. В паравертебральных ганглиях симпатического отдела вегетативной нервной системы.

2. Эфферентные нейроны и малые интенсивно флюоресцирующие тормозные клетки (МИФ – клетки).

3. Нейроны симпатического отдела формируют второе эффекторное звено вегетативной рефлекторной дуги.

Задача №8

1. В левом полушарии головного мозга.

2. В зоне передней центральной извилины.

3. Двигательные.

Задача № 9

1. В синапсах преганглионарных волокон симпатического и в синапсах пре – и постганглионарных волокон парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

2. В аксонах первых двигательных нейронов и аксонах вторых двигательных нейронов.

3. Возбуждающее.

Задача №10

1. Аксоны центральных парасимпатических нейроцитов.

2. Функция интрамуральных ганглиев.

3. В органах дыхательной, пищеварительной систем, в сердце.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Задача № 1

Представлены два гистологических препарата сетчатки глаза экспериментальных животных. В первом препарате включения меланина содержатся в цитоплазме вокруг ядра клеток пигментного слоя сетчатки, в другом препарате – в отростках клеток.

1. В каких условиях освещения находились экспериментальные животные?

2. В какой слой сетчатки спускаются отростки пигментных клеток (меланоцитов)?

3. Источник развития пигментных клеток.

4. Функции пигментных клеток.

Задача № 2

В эксперименте животному нанесена травма роговицы.

1. К какому аппарату глаза относится роговица?

2. Какие функции роговицы будут нарушены?

3. Возможен ли процесс восстановления роговицы?

4. Если возможен, то за счёт каких клеток роговицы это произойдёт?

Задача № 3

Патологическим процессом с обеих сторон поражён спиральный ганглий спирального (кортиевого) органа.

1. К какому органу чувств относится спиральный орган?

2. Какое звено анализатора повреждается?

3. Локализация спирального ганглия.

4. Какими нейронами по морфологической и функциональной

классификации образован спиральный ганглий?

5. Какие функциональные изменения обнаружатся в ходе патологического процесса?

Задача № 4

У больного поражены рецепторные эпителиоциты вкусовых луковиц, расположенных на кончике языка.

1. Возможен процесс восстановления этих клеток?

2. Если возможен, то за счёт каких клеток и их локализация?

3. Восприятие каких ингредиентов пищи нарушится?

Задача № 5

В препарате обонятельного эпителия клетка имеет узкую ножку, лежащую на базальной мембране. На апикальном полюсе имеет многочисленные микроворсинки. В цитоплазме клетки содержится пигмент. Эта клетка обладает секреторной активностью по апокриновому типу.

1. Назвать эту клетку.

2. Какие ещё клетки имеются в обонятельном эпителии?

3. Где локализуется обонятельный эпителий?

Задача № 6

Опухолевым процессом разрушен гиппокамп коры больших полушарий головного мозга.

1. Функция какого органа чувств при этом страдает?

2. К каким по классификации органам чувств данный орган относится?

3. Происхождение этого органа чувств.

Задача № 7

У больного нарушено восприятие раздражений, связанных с вращением головы.

1. Какой орган чувств поражён?

2. Происхождение этого органа чувств.

3. Какие клетки данного органа теряют способность выполнять свою функцию?

4. Локализация этих клеток.

Задача № 8

В препарате сетчатка глаза.

1. Клетки какого слоя сетчатки принимают участие в образовании зрительного нерва?

2. Какими нейронами по морфологической и функциональной классификации представлен данный слой?

3. Какой разновидностью нервных волокон образован зрительный нерв?

4. Дать название слою сетчатки, содержащему эти нервные волокна.

Задача № 9

В гистологическом препарате собственно сосудистая оболочка задней стенки глаза.

1. Назвать оболочку глазного яблока, в состав которой входит собственно сосудистая оболочка.

2. Какой тканью представлена собственно сосудистая оболочка?

3. Перечислить слои пластинок в этой оболочке.

Задача № 10

В препарате, окрашенном гематоксилин - эозином, все слои сетчатки.

1. Сколько слоёв в сетчатке?

2. Цепь из скольких нейронов представляет собой сетчатка?

3. Перечислить слои сетчатки, в которых локализуются тела этих нейронов.

4. Назвать самую многочисленную группу клеток нейроглии в сетчатке.

5. Функция этих клеток.

Задача № 11

В гистологическом препарате туннель кортиевого (спирального) органа.

1. Чем образованы стенки туннеля?

2. Чем заполнен туннель?

3. Какие отростки биполярных нейронов спирального ганглия проходят через туннель?

4. Какие нервные волокна они образуют?

5. С чем вступают в синапс нервные окончания этих волокон?

Задача № 12

Орган вкуса – это совокупность вкусовых почек.

1. К каким по классификации органам чувств относится орган вкуса?

2. В каком органе локализуются вкусовые почки?

3. Где в данном органе они располагаются?

4. Перечислить разновидности клеток во вкусовой почке.

Задача № 13

Молодые мамы обратились к врачу с волнующими их вопросами. Ребёнок одной из них закрывает глаза при освещении комнаты, у ребёнка другой мамы отмечается резко выраженное косоглазие.

1. Относятся ли данные состояния детей к физиологическим особенностям органа зрения?

2. Каков возраст первого ребёнка?

3. В каком возрасте находится второй ребёнок

Задача № 14

Костный канал улитки на всём протяжении подразделяется на три части.

1. Перечислить эти части.

2. Какие из них заполнены перилимфой?

3. Какая из них заполнена эндолимфой?

Задача №15

Раздражение кожи у ребёнка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства.

1. В каком возрасте ребёнок может точно прикоснуться к месту раздражения?

2. Указать возраст ребёнка, в котором начинает дифференцировать болевые точки.

3. Какой орган чувств принимает участие во всех выше указанных случаях?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задача №1

1. В первом препарате – в темноте, во втором препарате – при освещении.

2. В слой палочек и колбочек.

3. Нейральный гребень .

4. а) поглощение света и предотвращение избыточной засветки рецепторов, благодаря синтезу и перемещению в отростки меланина;

б) накопление и транспорт к фоторецепторным клеткам витамина А;

в) обеспечение питания наружных слоёв сетчатки за счёт диффузии

веществ из хорио – капиллярной пластинки собственно сосудистой

оболочки глазного яблока;

г) фагоцитоз и переваривание кончиков наружных сегментов

фоторецепторов.

Задача №2

1. К диоптрическому аппарату.

2. Защитная, светопреломляющая, светопроводящая.

3. Да.

4. За счёт клеток базального и шиповатого слоёв переднего эпителия роговицы.

Задача №3

1. К органу слуха.

2. Периферическое звено.

3. В костной пластинке (спиральном гребешке) костного стержня улитки.

4. Биполярными чувствительными нейронами.

5. Полная потеря слуха.

Задача №4

1. Да.

2. За счёт базальных эпителиоцитов, локализованных в основании вкусовой луковицы.

3. Сладких ингредиентов.

Задача №5

1. Поддерживающая клетка.

2. Рецепторные и базальные клетки.

3. В верхней части носовой полости.

Задача №6

1. Органа обоняния.

2. К первично-чувствующим органам чувств.

3. Нейральное происхождение.

Задача №7

1. Орган равновесия.

2. Эпителиальное происхождение

3. Волосковые сенсорные эпителиоциты.

4. На ампулярных гребешках в ампулярных расширениях полукружных каналов перепончатого лабиринта, лежащего внутри костного лабиринта.

Задача №8

1. Клетки ганглионарного слоя сетчатки.

2. Мультиполярными ассоциативными нейронами.

3. Миелиновыми нервными волокнами.

4. Слой нервных волокон

Задача №9

1. Сосудистая оболочка.

2. Рыхлой соединительной тканью, в которой много пигментных клеток и кровеносных сосудов.

3. а) Надсосудистая пластинка; б) Сосудистая пластинка; в) Хорио – капиллярная (сосудисто – капиллярная) пластинка; г) Базальная -пластинка (мембрана Бруха).

Задача №10

1. 10 слоёв.

2. Цепь из 3-х нейронов.

3. Наружный ядерный, внутренний ядерный, ганглионарный.

4. Клетки Мюллера, или радиальные глиоциты.

5. Регуляция ионного гомеостаза сетчатки.

Задача №11

1. Наружными и внутренними клетками-столбами.

2. Эндолимфой.

3. Дендриты нейронов.

4. Безмиелиновые нервные волокна.

5. С волосковыми сенсорными клетками.

Задача №12

1. К вторично-чувствующим.

2. В языке.

3. В эпителии боковых стенок листовидных, грибовидных, желобоватых сосочков языка.

4. Рецепторные (сенсорные), поддерживающие, базальные эпителиоциты.

Задача №13

1. Да.

2. До 3-х недель.

3. 1-2 месяца.

Задача №14

1. Верхняя часть – вестибулярная лестница; средняя – перепончатый канал улитки; нижняя – барабанная лестница.

2. Вестибулярная и барабанная лестницы.

3. Перепончатый канал улитки.

Задача №15

1. 7-8 месяцев.

2. 7-8 лет.

3. Орган осязания.

Наши рекомендации