РАБОТА №1. СТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ МЕМБРАНЫ
Задание № 1:
· изучите схему строения элементарной биологической мембраны;
· зарисуйте схему и сделайте соответствующие обозначения.
1 - липидный бислой; 2 – молекула липида: 2.1. – гидрофобные хвостики; 2.2. – гидрофильные головки; 3 -периферический белок; 4 - интегральный белок; 5 - полуинтегральный белок |
Рис. 5. Схема строения элементарной биологической мембраны
РАБОТА №2. СТРОЕНИЕ ПЛАЗМАЛЕММЫ
Задание №2:
· изучите схему строения плазмалеммы;
· зарисуйте схему и сделайте соответствующие обозначения.
Рис. 6. Схема строения плазмолеммы. | 1 - плазмолемма; 2 - гликокаликс; 3 - биологическая мембрана; 4 - субмембранный комплекс (микрофиломенты и микротрубочки); 5 - билипидный слой; 6 - интегральный белок; 7 - полуинтегральные белки; 8 - туннельный белок; 9 - поверхностный белок; 10, 11 - гликопротеиды и гликолипиды гликокаликса |
РАБОТА №3. СТРОЕНИЕ ЯДРА ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
Задание №3:
· изучите электроннограму ядра эукариотической клетки.
1 – кариолемма; 2 - ядрышко; 3 – эухроматин; 4 – гетерохроматин. |
Задание №4:
- зарисуйте схему строения ядра эукариотической клетки.
Рис. 7. Схема строения ядра эукариотической клетки. | А – клеточное ядро: 1 - внешняя ядерная мембрана; 2 - внутренняя ядерная мембрана; 3 - перинуклеарное пространство; 4 - ядерная пора; 5 - хроматин; 6 - ядерный матрикс; 7 - рибосомы; 8 - гранулярная эндоплазматическая сеть; 9 - ядрышко. Б - ядерный комплекс поры: 1 - внешняя ядерная мембрана; 2 - гранулы периферийные; 3 – центральная гранула. |
РАБОТА №4. УРОВНИ УПАКОВКИ ГЕНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Задание №5:
· изучите и зарисуйте схему упаковки генетического материала и заполните таблицу.
Рис. 8. Схема различных уровней компактизации хроматина | а - нуклеосомная нить; б - микрофибрилла; в - интерфазная хромонема; г - молекулярная организация нуклеосомной нити: 1 - нуклеосома; 2 - ДНК; 3 - гистоны Н2А, Н2В, Н3 и Н4; 4 - гистон Н1 |
Уровни упаковки генетического материала.
Уровень упаковки | Степень укорочения, по сравнению с молекулой ДНК | Диаметр, нм |
ДНК | 1-2 | |
Нуклеосомная нить | 6-7 | |
Хроматиновая фибрилла | 20-30 | |
Интерфазная хромонема | 100-200 | |
Метафазная хромасома | 8000-10000 |
Задание №6:
· зарисуйте схематично строение метафазной хромосомы и обозначьте цифрами 1-4 соответственно: хроматиду, центромеру, короткое плечо, длинное плечо.
1. 2. 3. 4. |
Рис. 9. Метафазная хромосома
Подведение итогов
По результатам изучения электроннограм эукариотических клеток студент должен уметь правильно зарисовать наблюдаемую микроскопическую картину ультраструктурной организации эукариотической клетки и отдельных органелл.
Вопросы для самоконтроля:
- Какие функции выполняет биологическая мембрана в эукариотической клетке?
- Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты элементарной биологической мембраны.
- Кто и когда предложил жидкостно-мозаичную липопротеидную модель строения биологической мембраны?
- Что такое плазмалемма?
- Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты плазмалеммы.
- Какие функции выполняет плазмалемма?
- Являются ли синонимами термины «плазматическая мембрана» и «биологическая мембрана»?
- Перечислите и охарактеризуйте основные структурные компоненты ядра эукариотической клетки.
- Перечислите основные функции ядра эукаротической клетки.
- Что такое хроматин? Укажите химический состав хроматина.
- Что такое гетерохроматин? Какую роль выполняет гетерохроматин?
- Что такое половой хроматин? Какую роль выполняет половой хроматин?
- Что такое эухроматин?
- Какие функции выполняет ядрышко?
- Что такое ядрышковые организаторы?
- Сколько молекул ДНК входит в состав одной хромосомы?
- Что такое хромосома?
- Какие белки участвуют в упаковке генетического материала?
- Перечислите уровни упаковки генетического материала.
- Во сколько раз происходит укорочение линейных размеров молекулы ДНК на нуклеосомном уровне упаковки генетического материала?
- Во сколько раз происходит укорочение линейных размеров молекулы ДНК на уровне метафазной хромосомы?
ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: ЦИТОПЛАЗМА КЛЕТКИ
Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
Место проведения: учебная комната.
Цель: изучить принципы структурно-функциональной организации цитоплазмы эукариотической клетки.