ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ. Изучено распределение студентов 1 курса по возрасту
ЗАДАЧА № 1
Изучено распределение студентов 1 курса по возрасту. Полученные значения распределили по 5 классам с интервалом Dxi =3. Заполнить таблицу иопределить тип вариационного ряда.
Классы | |||||
Варианты Середина класса | 15 – 18 (16,5) | 18 – 21 (19,5) | 21 – 24 (22,5) | 24 – 27 (25,5) | 27 – 30 (28,5) |
частота |
1) Найти: моду (Мо); медиану (Ме);
2) Вычислить среднюю арифметическую ; среднее квадратическое отклонение – σ;
3) Графически изобразить вариационный ряд.
ЗАДАЧА № 2
При измерении частоты сердечных сокращений у 100 студентов 1-го курса получены следующие величины, (которые занесены в таблицу):
1. Провести статистическую обработку полученных результатов.
2. Определить: моду (Мо), медиану (Ме).
3. Вычислить чему равны средняя арифметическая ( ), среднее квадратическое отклонение.
Интервал | <xi> | частота | Произведение mХ | <xi>- | (<xi>- )2m |
[44; 50) | |||||
[50; 56) | |||||
[56; 62) | |||||
[62; 68) | |||||
[68; 74) | |||||
[74; 80) | |||||
[80; 86) | |||||
[86; 92) |
ЗАДАЧА № 3
В двух параллельных восьмых классах измерили рост 77 учащихся. При группировке данных получился следующий вариационный ряд.
Интервалы | <xi> | m | <xi>m | <xi> - | (<xi> - )2m |
145 – 149 | |||||
150 – 154 | |||||
155 – 159 | |||||
160 – 164 | |||||
165 – 169 | |||||
170 – 174 | |||||
175 – 180 | |||||
å = |
1. Определить среднюю арифметическую, дисперсию и среднее квадратическое отклонение.
2. Построить гистограмму.
ЗАДАЧА № 3
Определить статистические показатели следующего вариационного ряда:
классы | ||||||||
варианты | ||||||||
частота |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ
Для малых выборок при n < 30 | Для больших выборок при n ≥ 30 | |
I. Средняя арифметическая: а) безинтервальный ряд б) интервальный ряд ошибка средней арифметической | ||
II. Дисперсия D(х) а) безинтервальный ряд б) интервальный ряд | ||
III. Среднее квадратичное отклонение ошибка среднего квадратического отклонения |
ПРИЛОЖЕНИЕ
МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
____.____.20____
ЗАНЯТИЕ № 12
ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Цель: Получить целостное представление о изменчивости, как свойстве живых организмов приобретать новое состояние генотипа и фенотипа на разных этапах онтогенеза. Приобрести и закрепить знания о изменениях, возникающих на различных уровнях организации наследственного материала. Знать классификации изменчивости и причины их возникновения, что необходимо будущим врачам для понимания причин наследственных заболеваний и организации профилактических мероприятий, знание причин мутационной изменчивости необходимо врачам всех специальностей для понимания этиологии генных и хромосомных заболеваний.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)
Основные понятия и положения темы:
Изменчивость
1. Ненаследственная:
a. фенотипическая;
b. эпигенетическая (онтогенетическая);
2. Наследственная:
a. комбинативная:
i. кроссинговер;
ii. перекомбинация негомологичных хромосом;
iii. сочетание хромосом при оплодотворении;
iv. альтернативный сплайсинг;
b. мутационная;
c. трансформационная (трансдукция);
Мутационная изменчивость
1. Причины – мутагены:
a. физические;
b. химические;
c. биологические;
2. По характеру возникновения:
a. спонтанные;
b. индуцированные;
3. По локализации:
a. соматические;
b. генеративные;
4. По адаптивному значению:
a. летальные;
b. полулетальные;
c. витальные;
d. нейтральный;
5. По выявлению:
a. доминантные;
b. рецессивные;
6. По направлению:
a. прямые;
b. обратные;