Методические указания к теоретическому занятию по теме: Мейоз. Гаметогенез.
Цель: сформировать у обучающихся систему основных понятий об этапах образовании половых клеток у животных и человека, организовать теоретическое исследование по изучению основных изменений происходящих с половыми клетками в различных зонах гонад при воздействии наркотических веществ, гормональных препаратов, транквилизаторов, убедить обучающихся в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.
Рекомендуемая литература и ЭОР:
Основной источник:
1. Медицинская генетика: учебник/ Л.В.Акуленко, И.В. Угаров; под ред. О.О. Янушевича и С.Д. Арутюнова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011г стр 13-20;
Дополнительные источники:
1. Биология: уч. пособие для мед. училищ / Ярыгин, И.Н.Волков,
В.И.Васильева и др. под ред. Ярыгина – 2-е изд.-М.: изд. Юрайт, 2011- 454с
2. С.Г. Мамонтов «Общая биология», Москва, Выс. шк. 2012г
3. Гайнутдинов И.К. Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону,
"Феникс", 2013 г.
Электронный образовательный ресурс:
Акуленко, Л.В., Угаров, И.В. Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Л.В.Акуленко,И.В.Угаров.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. // ЭБС Консультант студента
Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс]: учеб./Е.К.Хандогина и др.-2-е изд., доп.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. // ЭБС Консультант студента
Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Под ред. Н.П. Бочкова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. // ЭБС Консультант студента
Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Под ред. О.О.Янушевича, С.Д.Арутюнова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Методические указания
Задание 1.
Заполните таблицу «Формы и способы размножения организмов»
Виды организмов | Формы размножения | Способы размножения |
1.Смородина | ||
2. Пчела | ||
3. Дождевой червь | ||
4. Подосиновик | ||
5. Амеба обыкновенная |
Задание 2.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика митоза и мейоза»
Митоз | Мейоз |
Сходство | |
Различия | |
Задание 3.
Решите ситуационные задачи. Ответы зафиксируйте в тетради
1. В мейоз вступает клетка, содержащая набор хромосом: Аа + ХУ. Сколько клеток и с каким кариотипом образуется после первого деления мейоза? После второго?
2. В мейоз вступает клетка, содержащая набор хромосом:
Аа + ХХ. Сколько клеток, и с каким кариотипом образуются в результате мейоза данной клетки?
3. Во время ненормального мейоза в исходной клетке, содержащей 20 хромосом, произошло нерасхождение одной пары гомологичных хромосом к разным полюсам. Сколько хромосом получит каждая клетка, образующаяся после такого мейоза?
4. Если исходная клетка содержит 46 хромосом, то, сколько хромосом идет к каждому полюсу в анафазе редукционного деления? Сколько хроматид идет к каждому полюсу?
8. Может ли ребенок получить от бабушки по отцу все 23 хромосомы?
9. В кариотипе каждого человека 23 хромосомы получены им от матери, а 23- от отца, так что пара гомологичных хромосом по сути разного происхождения. Как можно определить число комбинаций отцовских и материнских хромосом в зрелых гаметах человека?
Задание 4.
Ответьте на вопросы теста.
1. При гаметогенезе мейотическое деление происходит в зоне:
а) роста;
б) размножения;
в) созревания.
2. Для сперматогенеза характерно:
а) выраженный период роста;
б) Выраженный период формирования;
в) образование четырех сперматид из одного сперматоцита.
3.Для яйцеклетки характерны:
а) акросома;
б) желток,
в)интенсификация обменных процессов.
4.Отличительными признаками гамет являются:
а)гаплоидность;
б) возникновение в результате митоза;
в)диплоидность.
5.Процессу оплодотворения способствует:
а) акросома;
б) желток в ооплазме;
в) гаплоидный набор хромосом.
Задание 5.
Заполните таблицу«Влияние наркотических веществ, гормональных препаратов, транквилизаторов на процессы оплодотворения и развития половых клеток»
Группы лекарственных средств | Влияние лекарственных средств на процессы | |
оплодотворения | развития половых клеток | |
Наркотические средства | ||
Гормональные средства | ||
Транквилизаторы |
Сформулируйте вывод:
6. Выполните самостоятельную внеаудиторную работу:
1. Работая с поисковыми системами Интернет: Yandex, Google подготовьте информацию о лекарственных препаратах, оказывающих влияние на генетику человека
2. Работа со словарем по теме занятия
Методические указания к теоретическому занятию по теме: